Общественный транспорт Будапешта

Aug 27, 2014 08:51

Привет, друзья! Сегодня будет небольшая зарисовочка об общественном транспорте столицы Венгрии. Честно говоря, не являюсь ярым поклонником рассказов об автобусах, троллейбусах, трамваях и метро, но Будапешт просто не оставляет шансов не посвятить этой теме отдельный пост. Причина - уникальность и нетипичность, ты не ожидаешь встретить такое в самом сердце Европы.


Будапешт вообще очень противоречивый город. С одной стороны, это самая что ни есть классическая Европа с восхитительной архитектурой, дворцами и головокружительными видами с окрестных холмов. С другой, здесь то и дело совершенно неожиданно встречаешь отблески коммунистической эпохи, от которых пока еще не успели избавиться. С общественным транспортом все то же самое :)

1. Вот представьте, оказываетесь вы в Будапеште, спускаетесь в метро, чтобы скорее доехать к своему отелю, от которого до центра прежде добрели пешком, встаете у платформы в ожидании... Метро ведь в столице Венгрии ходит куда реже московского - один раз в 8-20 минут.


2. Слышите характерный гул, стук колес - к соседней платформе прибывает поезд. Оглядываетесь и буквально замираете с открытым ртом от удивления. Что-угодно, но такое в Европе увидеть не рассчитываешь :)


3. Вот и к нашей платформе подъезжает точно такой же состав. Знаменитый и до боли хорошо знакомый всем жителям крупных городов бывшего СССР поезд типа Еж. Я не мог поверить в то, что вижу. Как-будто меня телепортировали куда-нибудь на задворки Москвы - даже в российской столице уже далеко не по каждой ветке ходят такие раритеты. Некоторые мои знакомые, приезжая в первопрестольную, за несколько дней визита так и не оказываются ни на одной из линий, по которой Ежи еще ходят.


4. Вид изнутри. Тут так вообще отдает просто адовой стариной. Так и ждешь, что голос диктора объявит "Речной вокзал" следующей станцией. Но нет. Все точно такое же, даже люди напротив тебя сидят практически те же, вот только станции объявляют на совершенно непонятном языке, а колеса у состава, кажется, квадратные - уж очень поезд гремит и трясется, проносясь по подземным тонеллям. Так хотели подальше куда-нибудь от России, а будто бы и снова там оказались :)


5. Конечно, не все так плохо в Будапеште. Советские Ежи здесь используются лишь на одной из линий метро - синей. Есть еще три других: красная, зеленая и желтая. Давайте-ка отправимся туда.


6. Одна из центральных станций зеленой линии. Этот маршрут был открыт в 2014-ом - то есть буквально только что.


7. Как и полагается новой ветке, по ней ходят современные, комфортабельные поезда, выглядит все так, как и должно выглядеть в европейской подземке. Фуууух, значит меня все-таки не домой телепортировали, - думал я :)


8. По красной ветке не катался - не знаю, что там. Вроде как ничего особенного. Тем более, если сравнивать с линией желтой. Ай-да туда.


9. Желтая ветка проходит практически под самой поверхностью земли, на станцию ведут вот такие лестницы - как-будто в подземный переход.


10. Раньше на их месте стояли целые павильоны в стиле арт-нуво. Но с течением времени они, увы, исчезли.


11. А вот так выглядят станции. Правда же, необычно? Эдак в стиле 20х-30х? Немудрено :) Дело в том, что желтая линия - самая старая линия метро, притом не только в Будапеште - но и всей-всей континентальной Европе! Запущена она была более ста лет назад - в 1896-ом! Можете представить? С тех пор вся инфраструктура была сохранена максимально полно, только вагончики сейчас ходят поновее, да и тем все равно лет 50 :)


12. Платформа совсем коротенькая, низкая. Вагоны тоже ходят нестандартные - маленькие-маленькие - зато поезда ходят часто.


13. А вот и состав подходит. Старенький, на вид из 70х, страшненький, похож то ли на трамвай, то ли на самодел какой-то. Если честно, к историческому интерьеру станций совсем не подходит.


14. Когда я узнал о том, что в Будапеште есть линия метро, на которой чувствуешь себя словно в начале двадцатого века, я представлял поезда другими - деревянными такими, ну, например, в стиле первого питерского трамвая.


15. Впрочем, ладно, желтая ветка все равно получилась удивительная, необычная. В длину она совсем небольшая - километра три от силы. Начинается на площади Героев, в которую упирается проспект Андраши, а заканчивается у берега Дуная, по большей своей части идя прямо под дорожным покрытием проезжей части проспекта. Мы проехали ее в оба конца несколько раз. Часто вагон был пуст - сложилось впечатление, что немногие пользуются этой короткой веткой, не выходящей за пределы центра. Многие предпочитают наземный вид транспорта, сетка которого куда более разветвленная.


16. Когда никогов вагоне не было, Иванка начинала свой перформанс. Веди как угодно! Никто ведь и слова не скажет :) Хочешь - полежи, пока мы едем в тоннеле :)


17. Можно и просто попозировать :) Однажды, дурачась, мы не заметили, как поезд проехал конечную станцию. Когда двери закрылись, мы поехали в тоннель и в определенный момент остановились, было очень страшно :) Через минутку увидели, как вдоль вагона снаружи проходит машинист. Ну, думаем, все, сейчас влетит :) Но нет, не влетело :) Это же Европа, а не агрессивная Россия. Мужчина лишь махнул нам рукой - мол, ждите, сейчас поедем обратно. И действительно, через минуту поезд тронулся :)


18. Метро - не единственный необычный вид транспорта в Будапеште, заслуживающий отдельного внимания. Вот, например, еще классический "Икарус" с рожками - это троллейбус такой, их много в венгерской столице. Нигде ранее таких модификаций "Икаруса" не встречал. Крайне необычно было наблюдать :)


19. Такие вот троллейбусы здесь повсюду, их сотни. Они достаточно старые - им лет тридцать уже, а то и вовсе сорок - тем не менее, транспортные компании содержат их в идеальном состоянии, судите сами. Создается впечатление, что будапештцы гордятся этой моделью и стараются сделать ее визитной карточкой городского транспорта - сродни пражским трамваям "Татра" красного цвета.


20. Другой необычный вид транспорта - старый желтый трамвай. Он ходит, преимущественно, по центральным маршрутам да вдоль набережных Дуная.


21. Желтые трамваи старенькие: выглядят они словно выходцы из 60х, но, по факту, сконструировали их в 70е и 80е. Прошедшие десятилетия буквально не отразились на вагонах благодаря внимательному обслуживанию и качественной профилактике. Что внутри, что снаружи трамваи выглядят как новенькие - будто сейчас 1975й, а вагончик, в котором ты едешь, буквально совсем недавно выпустили с завода.


22. Желтые трамваи великолепно смотрятся на фоне будапештских пейзажей - необычайно красивых, имперских, романтичных.


23. Казалось бы, лучше вида транспорта для Будапешта и не придумаешь - с точки зрения эстетики, и с точки зрения практичности.


24. Кстати, в отдельных местах в Будапеште сделали то, что в Москве называют ТПУ - транспортно-пересадочный узел. Там желтые трамваи заезжают под землю, на специально оборудованные станции, чем-то отчаянно напоминая Волгоград :)


25. Хотя, конечно, по степени ухоженности и чистоты такие станции даже в сравнение идут не то, что с Волгоградом - ни с одним другим российским городом :)


Теперь о практической составляющей - расценках на проезд.

Самый удобный и выгодный способ - покупать проездные на 24 или 72 часа, а также на неделю - в зависимости от того, сколько вы планируете пребывать в этом волшебном городе.
  • Билет на 1 сутки обойдется в 1650 форинтов (порядка 250 рублей, $7, 5 евро)
  • Билет на 3 суток обойдется в 4150 форинтов (порядка 630 рублей, $17.5, 13 евро)
  • Абонемент на неделю обойдется в 4950 форинтов (порядка 750 рублей, $21, 15 евро)
Как видите, чем на больший срок вы берете билет - тем дешевле он вам обходится. К тому же это удобно - чтобы билет начал работать, его нужно прокомпостировать. Разовый компостировать придется постоянно, абонементы компостируешь лишь раз при покупке (впрочем, чаще всего, тебе уже указывают на нем нужное время, так что мучиться с валидацией и вовсе не придется). Разовый, к слову, стоит 350 форинтов - чуть больше чем 50 рублей, $1.45 или 1.10 евро.

Билеты продаются в кассах и автоматах на станциях метро. Также, говорят, их можно купить в газетных киосках, разовые продаются у водителей по немного завышенной цене.

Будапештская транспортная система, конечно, уступает по ряду пунктов своим аналогам в других европейских столицах, тем не менее, она достаточно комфортна и доступна в передвижении. Билеты проверяются контролерами на наземном транспорте, также контролеры стоят при входе в метро - здесь нет турникетов, а билеты проверяют вручную, так как это делают, например, на станции Химки перед посадкой в электричку, пока не установлены автоматические турникеты :)

Ну и, конечно, в отличие от многих других европейских транспортных систем, будапештской определенно найдется чем вас удивить и заинтересовать. Индивидуальность - это наше все, да-да :)

К предыдущему посту  |   К следующему посту

Понравилась статья?
Лучшее "спасибо" - "лайк", репост или ссылка, отправленная другу. Хотите помочь стать этому блогу более популярным? Не забывайте рекомендовать его и добавляйтесь в друзья, чтобы не пропустить следующие обновления!

фото, транспорт, Венгрия, Будапешт, Ленивочка, canon eos 1100d, путешествия, Евротур-2014

Previous post Next post
Up