Парад ретро-трамваев в Петербурге. И пару слов о питерском трамвае вообще

Oct 17, 2012 08:10

Задумывался этот пост как фотоотчёт, но потом к нему как по наитию я написал целую заметку, в которой рассказывается об истории и современности этого вида транспорта в Петербурге. Что ж, поступлю следующим образом: сначала поделюсь с вами фотографиями, а для самых терпеливых и любопытных снизу - текст, из которого вы сможете узнать подоплёку описанного мероприятия.



Итак, парад ретро-трамваев был посвящён 105-ой годовщине запуска движения этого вида транспорта в Петербурге. За несколько недель городские СМИ и Интернет уже вовсю трубили о предстоящем мероприятии. Организатором события выступил Музей городского общественного транспорта, располагающийся на территории старейшего питерского трамвайного парка на Васильевском острове, он собрал большое количество экспонатов, многие из которых, что немаловажно, на ходу.

Праздничная колонна формировалась тут же, по этой причине вход на территорию музея был открыт. У громадных ворот депо выстроилось с десяток трамваев всех эпох: со времён Царской России, нэпа, довоенного и послевоенного периода до шестидесятых и восьмидесятых, а также парочку современных трамваев. Было достаточно людно, и посетители в оставшееся до отправления время разглядывали выведенные на всеобщее обозрение экспонаты, заглядывали внутрь, фотографировались и фотографировали.

1.


2. Почти сразу у входа гостей встречали ЛМ-57 и ЛМ-66 - наверное, самые необычные из всех когда-либо эксплуатировавшихся вагонов. ЛМ-57 (тот, что справа) вовсе считается самым красивым и удобным трамваем, когда-либо катавшимся по улицам Петербурга. Современники между собой называли его "Стиляга".


3. А вот и более старые экспонаты. Левее - один из самых первых петербургских трамваев с исторической маршрутной табличкой, приобретённый ещё в 1907 году у британской компании. Справа - первая послевоенная разработка.


4. Чем старее был трамвай - тем больше людей в него набивалось. В парк на Васильевском острове приходили все новые и новые посетители, каждый старался занять место (пусть даже стоя) в старинном трамвае.


5. Ну что это я все старые экспонаты показываю - там были и очень неплохие, новые. Следующий милашка-крокодильчик был собран вручную трамвайщиками-энтузиастами из Петербурга. В основе - корпус старого списанного вагона. Вот так ремонтникам удалось преобразить его!


6. Так вот зеленый крокодильчик выглядит изнутри.


7. До отправления остаётся всё меньше времени, а поток прибывающих людей лишь увеличивается.


8. Вагончики, как тот, что справа, по Петербургу начали ходить в 30-е годы. И, не смотря на то, что впоследствие выпускались и более совершенные трамваи, в годы Блокады и еще несколько лет после они были основным средством передвижения у ленинградцев. Объяснение этому простое - за счет своего малого веса, при отключениях электричества или обрывах проводов их очень легко можно было дотолкать вручную - туда, где электричество есть. Сегодня этот вагончик продолжает разъезжать по улицам Северной Столицы - каждый выходной день с 11:30 до 15:30 он курсирует между станцией метро "Василеостровская" и площадью Тургенева со всеми остановками (я уже писал о своей поездке на этом трамвае здесь).


9. Ровно в 11:30 зазвенел самый старый, британский трамвай, и медленно тронулся с места. Гости музея общественного транспорта в спешке стали заходить в трамваи - кому какой нравился. Я залез в "Стилягу" - ЛМ-57, весь прямо переполненный духом 60-х, самый красивый петербургский трамвай за всю историю.


10. Аккуратный интерьер с элементами пластика и древесины, мягкие черные кресла - внутри трамвая было аскетично, но приятно. Это не объяснить словами, но внутри вагона я чувствовал себя очень хорошо.


11. Многие взрослые привели с собой детей. Не самая лучшая затея в том случае, если малышам шесть, пять и меньше. Те же, кто постарше, с интересом рассматривали трамвай изнутри, пытались опробовать разные его детали - открыть окно, например, или старый автомат по продаже билетов.


12. Трамваи отправлялись не гуськом, а последовательно, выдерживая определенную паузу. "Стиляга" был в числе последних - из-за этого мы стояли и ждали минут сорок своей очереди, а выезжали уже почти из пустого депо.


13. Ехать предстояло в районе получаса - по центральным улицам и проспектам Васильевского острова, Петроградской стороны, а затем мимо Марсова поля к цирку за Инженерным замком. Многие пешеходы и водители засматривались на наш трамвай, некоторые фотографировали нас на сотовые и камеры.


14. Внутри салона.


15. Проезжая Петроградку. Вид из окна.


16. На Троицком мосту.


17.


18. Вид назад, на Троицкий мост, со стороны Марсова поля.


19. Когда мы стояли на одном из светофоров, я заметил странного парня в рабочем жилете MTA (Metropolitan Transport Agency - для тех кто не знает, это очень крупная организация, обслуживающая автобусы и метро в Нью-Йорке). Он был в шлеме (выходит, мотоциклист) и с фотоаппаратом. Бесстрашно снуя то туда, то сюда по проезжей части, он старался снять наш трамвай со всех возможных ракурсов.


Петербургская погода как всегда блистала своей неожиданностью. На смену утреннему солнцу и теплу пришел холодный ветер с залива и дождь.

Мы приехали на уже заполненную трамваями Инженерную улицу, и я поторопился осмотреть каждый из представленных экспонатов.

20.


21. Кто-то только подъезжает...


22. ...но большинство уже на месте. Трамваи осаждают зеваки, любители этого вида транспорта и фанаты. Каждый хочет попасть внутрь.


23. Внутри самого старинного петербургского трамвая. Ещё не скоро в этом виде транспорта будет вновь так же просторно и красиво. Помимо больших окон свет в салон попадает и через маленькие, расположенные в ряд в специальной пристройке к крыше вагона.


24. В интерьерах салона сохранены старые надписи: "Дверь затворять", "Курить и сорить воспрещается".


25. Более современная модель трамвая, уже не импортированная - произведена на Путиловском заводе в Петербурге. Пробки при входе в вагон мне показались достаточно забавными.


26. Вагоны петербургского производства конца 1940х - начала 1950х. Говорят, они настолько качественно были сделаны, что списывать их стали лишь в 80е, причем в идеальном состоянии - чтобы освободить место для новых моделей (ох уж эта плановая экономика). В итоге большинство вполне исправных вагонов были просто-напросто разрезаны и переплавлены.


27. Внутри самого долговечного трамвая.


28. Далее по улице - более новые модели: "Стиляга", на котором я ехал, конца 1950х (справа) и вагон выпуска конца 1970х (слева).


29. Трамвай справа - самый красивый, на мой взгляд, из тех, что производились с 1960х по начало 2000х. В нем особенно примечательны большие окна по бокам и дополнительные окна в потолке - очень полезная штука для Петербурга, где часто хочется смотреть вверх. Да и светлее становится внутри вагона - опять-таки, под питерскую погоду - самое то.


30.


31.


32. От истории - к современности. Сейчас по улицам города ходят, в основном, именно такие трамваи. Во всяком случае, в том районе, где я живу. На севере вроде как похуже.


33. Снаружи - вот он, справа. Если вы клаустрофоб, не любите метро или просто предпочитаете смотреть в окно, когда едете - именно на таком трамвае можно доехать от Московского вокзала до моего дома.


34. Слева - не менее интересный экземпляр. Насколько я понял, его произвели в Беларуси, стараясь максимально придерживаться европейских стандартов. В итоге получилось очень неплохо: у трамвая низкие полы, он состоит из трех сочлененных вагонов, двери открываются при нажатии самим пассажиром клавиши, причем открываются они в бок - как у электрички.


35.


36. Супердлинный и супершустрый трамвай.


37. Внутри него. Некоторые люди с интересом заглядывают за сиденье, открывают заслонку колес на улице, что-то внимательно рассматривают.


Трамваи стояли у цирка на Инженерной улице несколько часов. По количеству людей, пришедших посмотреть на достояние самого старого вида транспорта в Петербурге, нельзя сказать, что трамвай в Северной Столице безынтересен - напротив, у него большие перспективы здесь, равно как и у самого города. :)

Немного об истории петербургского трамвая

История петербургского трамвая нынешней осенью насчитала 105 лет. 29 сентября 1907 года считается официальной датой начала движения этого вида транспорта в Северной Столице. И верно, и неверно. Той далекой осенью, в совершенно другом мире, иной стране, но всё том же вечном городе, первый электрический трамвай вышел из депо по маршруту "Главный штаб - 8я линия Васильевского острова". Вот только он был не первым трамваем, увиденным петербуржцами.

Ещё за полвека до этого, в 1860 году, в городе было организовано движение конки - сначала по вмонтированным в землю железным рельсам перевозили исключительно грузы, но с 1863 года были запущены и пассажирские вагоны. Очевидно, что первый маршрут конного трамвая прошел по главной улице столицы Российской Империи - Невскому проспекту - от Московского вокзала и до стрелки Васильевского острова. За последующие десятилетия конка бурно развивалась - к рубежу веков она охватывала почти все главные улицы Петербурга, а горожане очень часто предпочитали ее всем другим способам передвижения, даже не смотря на сверхнизкую скорость - 5-9 км/ч.

Помимо конного трамвая по Петербургу какое-то время ездил и паровой. Правда, владельцы конки быстро углядели конкуренцию и приложили все усилия к тому, чтобы его предали забвению - они активно распространяли слухи о предельной опасности поездок на паровом трамвае - и это у них довольно успешно выходило.

Впрочем, с появлением электрических вагонов все изменилось.

Впервые петербуржцы прокатились на трамвае, использующем электрическую тягу... Нет, не в 1907 году. Ещё за 12 лет до этого в городе решено было провести эксперимент - зимой, после того как Нева покрылась льдом, прямо по ней проложили рельсы, а в лёд были вморожены опоры для монтажа электрического провода. Трамваи перевозили горожан по нескольким маршрутам до самой весны, затем инфраструктура разбиралсь. Так повторялось все последующие годы, вплоть до 1910-го.

У подобного странного эксперимента были свои причины. Лобби владельцев конного трамвая было настолько сильным в городском муниципалитете, что мэрия на протяжении десятилетий законодательно запрещала использовать какой-либо другой вид транспорта в Петербурге. Лишь в 1907 году правило было нарушено.

За последующие 105 лет питерский трамвай переживал и расцвет, и падение. Долгие годы петербургская трамвайная сеть не имела равных в мире - ни по протяженности путей, ни по количеству подвижного состава. В Северной столице трамвай перевозил не только пассажиров, но даже и грузы! Особое значение он играл во время печально знаменитой Блокады.

Однако, с 1980-х трамвайное хозяйство начало терпеть упадок - железные рельсы массово срезали, демонтировались трамвайные кольца, линии электропередач. Трамвай перестал ходить по Невскому, по многим другим центральным улицам. Громадную маршрутную сеть, опоясывающую весь город, сократили и разорвали на две несвязанные части - северную и южную. Трамвайный парк устаревал, этот вид транспорта теперь стал использоваться всего лишь как способ добраться до станции метро и стал непригоден для поездок по городу.

Приятно осознавать, что эти печальные времена канули в лету. Сейчас в Петербурге массово закупаются современные трамваи, обветшалые пути меняют на новые, технологические, позволяющие устранить свойственные этому виду транспорта вибрации, повысить скорость передвижения. Правительство города вовсю высказывается за возрождение и развитие трамвайной сети - ведь строительство и обслуживание этого вида транспорта в десяток раз дешевле чем метро. Сейчас активно обсуждаются проекты, согласно которым Петербург с пригородами свяжут маршруты скоростных трамваев - по сравнению с автомобилем и автобусом в Колпино, Петергоф и Всеволожск они будут добираться в разы быстрее.

Намечающийся расцвет трамвайного хозяйства не мудрен - глядя на лица, полные энтузиазма и решительности, на лица обслуживающего персонала музея петербургского общественного транспорта, понимаешь, эти люди больны горят своим делом и самоотверженны своей работе.

фото, canon eos 1100d, интересное в СПб, досуг, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up