Сменили вывеску

May 23, 2013 07:47

Прихожу я такой весь сонный утром после праздников к себе на работу, привычно окидываю взглядом всё вокруг, и буквально замираю на месте. За выходные кто-то находчивый успел воодрузить здоровенную вывеску "Ford Sollers" на здание завода (раньше там ничего не было), плюс убрать знаменитый синий овал - логотип гиганта американского автопрома - со здоровенного щита на въезде. На месте значка "Форд" появилось минималистичное "Ford Sollers".



"Форд" основал завод, на котором я работаю, сразу после дефолта 1998 года. Первый "Фокус" сошёл здесь с конвейера ещё в 2002 году. Завод Форд под Петербургом уже в момент проектирования стал уникальным в своём роде. Во времена, когда абсолютно все просто-напросто разочаровались в возможности существования российского автопрома, компания - детище одной из наиболее примечательных персон в мировой истории - стала доказывать обратное. Первые годы под чётким руководством своих лучших специалистов под Северной столицей развернулось полноценное производство автомобилей мирового класса. Автоматизированный конвейер, последние инновации - всё это в те годы было невероятным для России. "Форд" пошёл на очень большой, но оправданный риск. И, благодаря тем людям, которые встали у руля (среди них были иностранцы - одни из лучших антикризисных менеджеров Европы), дело не прогорело - наоборот, окупилось сторицей. "Фокус" несколько раз успел побывать самым продаваемым автомобилем России, да и сейчас, при высокой конкуренции, сохраняет лидирующие позиции. Другие компании, изначально относящиеся к авантюре Форда крайне скептически, очень скоро поняли, какой куш можно словить в России, и пошли проторенной дорожкой, приступив к открытию своих производственных площадок в нашей стране - всякие эти GM (Chevrolet и Opel), Hyundai, Toyota, Mazda, VW и прочие. Но, если взглянуть в глаза правде, пионером возрождения отечественного автопрома стал как раз "Форд". Именно он заложил основу для того, чтобы сегодня Петербург называли "русским Детройтом".

Это, к слову, очень символично - ведь 70 лет назад как раз "Форд" этот самый "отечественный автопром" и создал. Вы ведь знали, что первый советский завод по производству автомобилей (ГАЗ) был построен в Нижнем Новгороде (бывш. Горький) под руководством ведущих специалистов из Детройта?

В общем говоря, Россия "Форду" обязана многим. Да и сам автопромышленный гигант делал немалые деньги на своём питерском заводе. Компания вела дела более чем успешно, и к концу нулевых разработала грандиозные планы по расширению. Примерно тогда же топ-менеджмент объявил о создании совместного предприятия (доля собственности 50 на 50) - по сути слияния в России американской компании "Форд" и российской "Соллерс" (ранее "Северсталь-Авто").

Такой шаг руководства вызвал немало разговоров среди сотрудников да и просто обычных граждан. Главным образом, все задавались вопросом - зачем это? Что нам даст малоизвестная компания, не производящая ничего толкового, а лишь обладающая большим количеством заброшенных, оставшихся после Советского Союза производственных площадок? Официальный ответ на оба вопроса - потребность в больших количествах производственных мощностей. Форд мечтает выпускать в России едва ли не весь свой модельный ряд - для таких целей небольшого завода под Питером было бы совсем недостаточно. Полный цикл производства Kuga, Explorer, Fiesta, EcoSport, C-Max, S-Max требует ого-го сколько ресурсов и территорий. "Соллерс" предоставила их - в знак благодарности "Форд" решил пожертвовать 50%-ой долей дохода.

Кроме официальной версии есть и множество неофициальных, которые люди, далёкие от управления компанией, любят муссировать за обедом в столовой. Пожалуй, самой популярной является та, согласно которой организовать совместное предприятие стало единственным условием ведения бизнеса в России для "Форда". Таким образом, американский автогигант купил лояльность прокремоёвского клана - которому "Соллерс" подконтролен на 100%, и получил разрешение на своё дальнейшее развитие на очень прибыльном отечественном рынке.

Не знаю, может в этой теории и есть доля истины - иначе уж какими-то невероятными кажутся условия сделки. "Соллерсу" - 50% прибыли от продажи машин - за что? По сути "Форд" получил лишь землю (производственные сооружения всё равно перестраиваются или капитально ремонтируются, оборудование устарело, утилизируется и заменяется новым) да налоговые льготы - и то от государства. Где аргументация столь высокой цены?

Интриги такого уровня очень редко просачиваются из-за закрытых дверей. Топ-менеджмент улыбается во все тридцать два, заверяя о плодотворном взаимовыгодном сотрудничестве, государство рапортует о становлении на половину отечественного промышленного гиганта (большая часть деталей для производимых в Питере и татарской Елабуге "Фордов" изготавливаются в России - например, навороченные магнитолы, оказывается, вовсе на владимирском заводе "Автоприбор"). Тем не менее, изменения остаются лишь косметическими - новый логотип в подписи под e-mail, новые официалные бланки, а теперь вот ещё и новые таблички на улице. Главное - совместное предприятие подписалось под обязательством на 100% следовать политикам именно "Форд", поэтому все проекты строго курируются менеджерами из Детройта, а большая часть топ-менеджмента - американцы и европейцы с самой американской компании. Мы продолжаем строго следовать Форд-стандартам, нами продолжают руководить головные подразделения в Кёльне, Дантоне (Англия) и Дирборне (Детройте), так что можно быть уверенными в том, что наше дело обречено на успех.

Если честно, на завод я пришёл, в первую очередь, потому что это "Форд". Больше чем уверен, всё бы сложилось совсем по-другому - вся жизнь, если бы апрельским вечером в "Traveler's Coffee" на Большой Московской во Владимире я не открыл петербургский HeadHunter, и не наткнулся бы на объявление о наборе стажёров на завод под Северной столицей. Вряд ли я бы так заинтересовался объявлением любой другой компании - ну разве только "Apple" :) Действительно, на свете есть всего два бренда, по отношению к которым я испытываю благоговейное уважение.

Такие мировоззрения - не у меня одного. Я не раз встречал на нашем заводе людей с подобными убеждениями, которые не стеснялись заявить: "Для меня Форд - это не просто компания. Поэтому я её люблю, поэтому здесь работаю". Ведь в самом деле, чувствовать себя частью великого дела Великого Человека - это просто потрясающе.

Вид на петербургский завод "Форд" в конце марта этого года:


Эта статья не отражает точку зрения "Форд" или "Форд Соллерс" и показывает лишь моё личное видение ситуации.

Понравилась статья?
Лучшее "спасибо" - "лайк", репост или ссылка, отправленная другу.
Хотите помочь стать этому блогу более популярным? Нажмите "Рекомендовать" в самом низу странице, в правой части белой полосы "LJ Times".

фото, работа, ford

Previous post Next post
Up