Отзыв о зимней Одессе

Feb 23, 2012 10:08




Начну пост сразу с конкретики, а то ведь не факт, что кто-то дочитает / досмотрит все до конца. Одесса мне совершенно не понравилась. Уж слишком она колоритной какой-то оказалась. Меня преследовало весь день чувство того, что все здесь хотят меня облапошить, обвести вокруг пальца, никому ничего не нужно кроме священной халявы. Мнение, само собой, жутко субъективное, но говорить что-либо другое, язык бы не повернулся. Хотя заранее я и настраивался на то, что буду с удовольствием бродить по одесским улочкам, гулять по аллеям с шикарным видом на море, уже в самом городе меня постоянно преследовало желание поскорее продолжить путешествовать, очутиться во Львове - следующем и последнем пункте нашего с Машей путешествия.

Неприятное началось еще в поезде, чуть только мы выехали из Киева. Мне достался комплект белья, во-первых, не свежий, а, во-вторых, испачканный непонятной черной субстанцией почему-то назойливо напоминающей экскременты. Саму простынь, на которой грязь была, проводники мне, скрепя сердце и ворча про себя, заменили, но остальные постельные принадлежности с пятнами и явно не первой свежести отказались и устроили целый скандал. В итоге то, что я хотел, я все же получил, но дело дошло едва ли не до начальника поезда. Мысленных проклятий в сторону "Укрзалiзницi" я излил немало. А сама проводница (Надежда Мала - может кто столкнется еще) была чисто одесским типом, и это не могло не задать соответствующий тон поездке.

Впрочем, на утро негатив было частично рассеян, и я приготовился к положительным впечатлениям. Однако, появляться они не спешили.

Одесса встретила солнечной погодой, но совершенно нетипичным для себя морозом - минус 16, которые ощущались за счет высокой влажности гораздо тяжелее. Поэтому, а может еще и потому, что тот день был воскресеньем, на улице практически не было людей, даже в самых оживленных районах - например, на привокзальной площади.

1.


Один из первых рекламных плакатов, которые я увидел - вот это убожество. Меня оно повергло в шок и вызвало приступ фэйспалмов. До того, чего не додумались даже в России, воплотили в жизнь здесь, в Одессе. Написали название американского бренда кириллицей. Это ужасно, мое мнение.

2.


Apple-тематика во время прогулки нам встречалась еще не раз, например, магазины вот такого типа.

3.


Накануне andrey_dma очень верно заметил: "Одесса - город красивый, но построен на бесконечном пафосе". Теперь я понимал, что мой друг был бесконечно прав. И далеко не в Apple тут дело. Это было в людях и их поведении, наружной рекламе, заведениях... Все на уровне ощущений, и я очень надеюсь, что вы, прочитав эту запись, в итоге скажете, удалось ли мне передать их через фото.

4.


В отличии от атмосферы, архитектура в Одессе заслуживает особого внимания. Выстроенные с подачи императрицы Екатерины роскошные многоэтажные дома, правильная сеть улиц - все это не может не очаровывать. Что-то такое притягивающее и домашнее нам виделось во всем вокруг, да и ухоженость особенно обратила на себя внимание. Архитектурный облик прекрасно дополняли классические кафе и рестораны, которые, казалось, были перенесены сюда с Италии.

5.


Мы шли от железнодорожного вокзала к морю по пустынной улице с десятками роскошных домов. От ледяного ветра немели руки, и поэтому фотографировать часто не получалось. Но на подходе к одесской опере не снять пару кадров мне не показалось возможным.

6.


Музей.

7.


Парк за Оперой.

8.


Вокруг недавно отреставрированного оперного театр, раскинулись целые посадки экзотических деревьев. Даже и не знаю, каково им было в такой мороз.

9.


Сразу рядом с Оперой - очень красивая гостиница "Моцарт", выполненная в германском стиле. Чуть рядом - немецкое консульство.

10.


Чем ближе к морю - тем больше креативных кафешек и ресторанов. Цены, правда, там соответствующие, даже в несезон.

11.


"Дикий койот" - как же без него.

12.


Практически у самого побережья - площадь, названная в честь основательницы (как это считается) города - императрицы Екатерины. Главным элементом площади стал памятник российской владычице, вызывавший и продолжающий вызывать немало споров. Дело в том, что к Российской Империи и Советскому Союзу украинская элита относится крайне негативно. Практически все российские государственные деятели считаются здесь оккупантами, подлыми захватчиками и империалистами. Однако, в Одессе все несколько иначе. Может кто-то слышал из вас - Украины на самом деле сейчас две. Они очень не похожи друг на друга, в обоих живут люди, разительно отличающиеся по своему менталитету, ценностям и видению мира. Восток и Юг - с Донецком, Крымом и Одессой - это русскоязычный регион. Огромное число граждан там не то, чтобы не говорят по-украински - они даже не знают его. И среди этих людей есть и активисты, широко выступающих за союз с Россией и изучение российского культурного прошлого. Они устраивают постоянные манифестации, чего-то там пытаются добиться, и памятник Екатерины - это одно из самых главных их достижений. Его установку они буквально отвоевали у властей, да и защищать доводилось не раз - насколько я помню, памятник в какое-то время подвергался нападениям со стороны украинских националистов.

13.


На протяжении этого фотоотчета я еще вернусь к стремлению отдельных одесситов превратить украинский Юг в часть России. А пока просто предлагаю полюбоваться на морько.

Если Екатерина основала Одессу на словах, то французский герцог, первый губернатор Южной Пальмиры Де Ришелье (или, в народе, "дюк" - угрюмый, серьезный тип) взялся воплощать желание императрицы в жизнь. Одесситы приписывают строительство того прекрасного города, который мы можем наблюдать сейчас именно этому политическому деятелю. При Ришелье Одесса не только построилась - здесь появился крупнейший в Российской Империи порт, который стал южными воротами страны, и до сих пор приносит существенную прибыль в казну местных органов власти да и государству тоже.

Результатом деятельности француза стал вот этот памятник, который сегодня, едва ли не самая главная достопримечательность Одессы.

14.


Памятник был поставлен у самого начала Потемкинской лестницы - огромной, состоящей из сотен ступенек. По ней люди спускаются к порту и морскому вокзалу, от которого в летнее время отходит большое количество судов - и круизных, и маршрутных паромов. За нескромную, но все же подъемную сумму каждый может купить себе билет здесь и отправиться в Крым, Болгарию, Турцию или в совсем далекие края.

15.


В день, когда нам с Машкой довелось побывать в Одессе, температура воздуха была ниже -10 - главная причина, по которой летом заполненные наглухо туристами и прогуливающимися горожанами места на фотографиях оказались безлюдными. Довольно нетипично, но нам это нравилось.

Спустившись по Потемкинской лестнице, мы направились погреться в здание морского вокзала. Вот открывающийся оттуда только что приплывшим вид на город.

16.


Не смотря на то, что жизнь во всем городе вымерла, порт работал на полную катушку. Отовсюду доносился скрежет погрузочных кранов, вдалеке виднелись стоящие у дальних причалов гигантские танкеры, а железнодорожная ветка, проходящая в паре десятков метров от морвокзала, была заполнена товарными вагонами, многие из которых были заполнены рудой, металлическими рейками и многим другим.

17.


У самого здания морского вокзала стояло несколько кораблей. Один из них (на снимке ниже) приплыл из Германии, порт приписки - Гамбург.

18.


По другую сторону стояла "Виктория VI" с Мальты.

19.


На главном причале стоит установленная несколько лет назад скульптура девушки с сыном. Они провожают и встречают приходящие в Одессу корабли, пытаясь разглядеть вдали своего мужа и папу. Летом из динамика, вмонтированного в плитку, доносятся старые советские песни.

20.


Помимо больших причалов, рядом с которыми встают здоровенные корабли, высотой в многоэтажный дом, у одесского морского вокзала есть и маленькие пирсы. В летнее время там стоят десятки белоснежных яхт. Сейчас осталась только парочка, а вместе с ними - старые прогулочные катера и плавучий ресторан.

21.


Как вы уже, наверное, успели заметить, в день нашей прогулки море еще не успело замерзнуть, и нам с Машкой стать свидетелями необычного зрелища не удалось. Замерзло оно ровно через день - об этом мы узнали из новостей, находясь во Львове.

Подняться на вершину Потемкинской лестницы кроме обычных ступенек можно было и воспользовавшись фуникулером. Хотя первый подъемник был построен еще до революции 1917 года, существующий ныне заработал лишь в середине 2000-х. Это небольшая кабинка без сидячих мест, стоимость проезда в которой составляет 8 рублей в переводу на российские деньги.

22.


Поднявшись вверх, мы продолжили свою прогулку по Приморскому бульвару - весьма милой пешеходной аллее, с которой открывается замечательный вид на море.

23.


Бульвар упирается в очень высокий Тещин мост (по легенде, названный так в честь причины, по которой его построил один из одесских губернаторов - мать его жены жила на склоне противолежащего холма, и чтобы облегчить поход к себе в гости для пожилой дамы, чиновник велел возвести мост, соединяющий его особняк с районом, где жила теща) - мечту самоубийц, откуда открывается замечательный вид на одесскую гавань и корабли, стоящие в ней. Вон, например, там даже белый парусник стоит, видите?

24.


Мост упирается в большое сетчатое сердечко, на которое одесское влюбленные вешают замочки со своими именами, а чуть дальше, за ним, - настоящий дворец с готическими башенками и зубчиками. Впрочем, скорее всего, построен он был сравнительно недавно - во всяком случае, так кажется :)

25.


По уютным переулочкам, застроенным екатерининскими домами, мы довольно скоро вплотную подошли к самой центральной городской улице - Дерибасовской, по пути встречая массу интересных инсталляций, принадлежащих кафе и ресторанчикам.

26.


Милых ресторанчиков а-ля италиано в Одессе более чем достаточно. Бывают целые улицы только им и принадлежат. Жуткий холод в тот день сыграл с нами злую шутку, поэтому по данной части приходится довольствоваться лишь словами - фотографии снять не удалось.

В городе очень многие здания реконструировали, в центре устраивали новые площади, вот одна из них.

27.


В архитектурном плане Одесса очень и очень.Она вполне могла бы стать городом, принимающим Евро-2012 (да и была в числе главных претендентов), если бы опять-таки не пресловутый менталитет - чиновники из разных ведомств просто не сумели договориться, кто какие расходы возьмет на себе. В итоге комиссия отдала почетный статус менее предпочтительному, однако, более организованному Харькову.

А вот и главная одесская улица - пешеходная Дерибасовская.

28.


За многие годы, что прошли с моих детских пор, когда я в последний раз был здесь, улица изменилась, стала более европейской. Полная бутиков, ресторанов, с торговыми центрами, она потеряла былую колоритность, теперь здесь все более выдержано, с лоском. Впрочем, может летом Дерибасовская и становится вновь той самой - со стариками, играющими Утесова на аккордеоне, мутными ребятами, предлагающими сфотографироваться с попугаем, обезьяной или змеей, разными спекулянтами и вороватыми типами. :)

29.


Главная достопримечательность центральной одесской улицы - Городской сад. Его здесь раскинули еще во времена Царской России. В последние годы СССР он был значительно запущен, и только в середине 2000-х, после реконструкции, вновь стал местом, достойным своего предназначения - встреч интеллигенции, света одесского общества, главной площадкой для городских гуляний и культурных мероприятий.

30.


В Городском Саду есть несколько скульптур, одна из которых посвящена любимому всеми одесситами композитору Леониду Утесову. Этот мужчина стал автором ряда песен об Одессе, ставших известных на весь Советский Союз. Одна из них - "У Чёрного моря" - до сих пор проигрывается в динамиках на местном железнодорожном вокзале во время отправления фирменных поездов.

31.


А еще в Горсаду есть очаровательный фонтан и кованная беседка. Не знаю как сейчас, но раньше ее оккупировали художники, завешивая стены своими картинами, которые здесь они пытались продать. Очень часто среди таких картин встречались весьма занятные экземпляры, рядом с которым можно было стоять, внимательно их рассматривая, вечно. В плане цены, впрочем, они стоили соответствующе.

32.


Один из ресторанов горсада.

33.


Еще одна любимая многими скульптура в Городском саду - бронзовый стул из бессмертного романа Ильфа и Петрова - писателей, живших в Одессе. К стулу приклеены монетки царских времен, также на скульптуре запечатлены крылатые фразы из книги, которые сегодня известны миллионам.

34.


Одесса - очень большой город, здесь живет более миллиона человек. Сюда съезжаются не только жители окрестных городков поменьше - находятся и романтики из Киева, других крупных городов Украины и России, очень много иностранцев. Киприоты, турки, греки с удовольствием открывают бизнес в этом уникальном, нетипичном городе, не похожем ни на какой другой.

Впрочем, центральная улица, не смотря на обширность Одессы, совсем не продолжительная. Мы прошли ее минут за десять, и решили отправиться изучать окраины городского центра.

35.


Впрочем, сам старый центр с екатерининскими домами очень велик. В сумме до своей цели мы шли около часа, рассматривая все, что нам окружало. Что-то удивляло, даже вводило в ступор. Например, название компании-перевозчика - "Севертранс". Почему север? Куда уж южнее Одессы? :)

36.


Все-таки из-за мороза не все фрики, пытающиеся заработать ни на чем, исчезли с городских улиц. Один из них греется в копейке. Интересно, многие покупаются?

37.


Тираспольская площадь.

38.


Чем дальше мы отходили от Дерибасовской, тем все более колоритным становился город. Дома все серее, дворы ужаснее, на асфальте то и дело появлялись заблеванные пятна. Короче говоря, все-таки выпить здесь любят. Да и, как Маша заметила, бедновато все вокруг. Уж и не знаю, что сказать - может из-за того, что не сезон и туристов в городе нет? А из промышленных предприятий после развала СССР в Одессе практически ничего не осталось. Когда мы ехали около часа на киевском поезде по окраинам города, все это время за окном проплывали заброшенные пустые индустриальный помещения, заросшие травой, с выбитыми стеклами и рухнувшей крышей.

39.


Конечной точкой нашей прогулки был автовокзал. Он как раз располагался в низине, с одной стороны от которой начинался старый центр, а с другой - уже новые (относительно) районы, построенные в двадцатом веке, но интереса не несущие никакого. У самого автовокзала мы столкнулись со стихийным рынком - люди разложили какие-то, вот уж точно безделушки - вещи, железки, склянки, непонятные приспособления. Даже вот и не знаю... наверное, у них есть покупатели даже?

40.


Автобусный вокзал был верхом колорита. Вся огромная площадь, сопредельная с самим зданием, была просто переполнена людьми, автобусами, микроавтобусами и машинами. Мало того, что гул там стоял просто невыносимый, так еще и зазывалы, приглашающие воспользоваться услугами частных компаний-перевозчиков (чаще всего микроавтобусы - как мерседесы, так и газели), просто выносили мозг своими речовками из громкоговорителей: "Николаев!", "Херсон", "Измаил!". Они изо всех сил старались перекричать друг друга, и из-за этого на вокзальной площади стояла нереальная какофония. Да и колоритных персонажей там стало еще больше.

Немного походив в этой безумной толпе, не без давления Машки мы покинули автовокзал и направились к трамвайной остановке, чтобы проехаться на красивый холм, подальше от центра, откуда открывается замечательный вид на море. Наружка, висящая на остановочном павильоне, отлично подтверждает историю, рассказанную мной под фотографией 12 ( быстрый переход, если забыли, о чем это я). Таких плакатов по городу было очень не мало.

41.


Короче говоря, многие тут просто грезят быть частью России, представляя ее при этом скорее Российской Империей - тем государством, которое сейчас получило романтический ореол некоей могущественной страны, где честь, порядочность и совесть были неотъемлемыми чертами характера каждого гражданина. То, что современная Россия просто погрязла в бюрократии, коррупции, судебном произволе и наплевательском отношении к закону - наверное, им об этом никто не говорил еще. Либо они сами за такое общество, не знаю, не знаю.

В общем, не будем о грустном, давайте о морьке! На следующем фото оно всего за два дня до того, как покрылось слоем льда. Но тоже ничего так вид.

42.


По другую сторону от этой аллейки - интенсивная застройка коттеджами и виллами. Правда, кажется мне, в то время, когда я снял следующее фото, никто в них не жил. Скорее всего, это дачи зажиточных киевлян, которые приезжают сюда летом.

43.


С автовокзала до этого места мы добирались около часа. Трамваи, как это, наверное, и положено в южных городах, совершенно не отапливались. Мало того, что мы уже успели продрогнуть сидя в вагоне по пути сюда, ледяной ветер, гуляющий по вершине холма прямо над морем, едва не заморозил нас. Мы были невероятно счастливы добраться до ближайшего МакДоналдса, который, впрочем, был оформлен в стиле Рок-кафе. Немножко необычно.

44.


До поезда оставалось несколько часов, и мы решили еще раз съездить пройтись по центру, все еще надеясь увидеть нечто такое, чтобы оставило нам лучшие впечатления о приморском городе. Но вместо этого наткнулись на малочисленный пикет у городского муниципалитета, по ходу дела, той самой русской общины. Было крайне неожиданно увидеть имперский флаг так далеко от российской границы.

45.


46.


Снова на Пантелеймоновской улице (ох уж названия! кстати, улицу так окрестили в честь монастыря, купола которого вот прямо перед вами), граничащей с Привокзальной площадью.

47.


Не останавливаемся, идем по ней дальше, и доходим до известнейшего на все постсоветское пространство рынка - Привоза. Когда-то он был едва ли не самым крупным в стране, но славился тем, что там можно было купить буквально все. Сейчас он уже мало чем напоминает то место. Заключенный в пафосные корпуса, он сохранил только одно свое удивительное качество - огромный размер.

48.


Около одного из корпусов (называется "Новый привоз") мы с Машкой наткнулись на машинку, всю уклеенную листочками с признаниями. Думаю, владелец автомобиля очень обрадовался, обнаружив это. :)

49.


На улице темнело и холодало, южная Одесса сейчас казалась каким-нибудь Архангельском. Думаю, местные жители вообще были в шоке от такой погоды. Поужинав в одном из центральных кафе, мы поспешили на вокзал в предвкушении знакомства со Львовом и совершенно не жалея о том, что наша одесская прогулка подошла к концу. Вернее всего, в заключение будет привести слова Маши, которые она сказала об Одессе: "Это какой-то противоречивый город, с одной стороны бедный, с другой богатый. Он мне очень напоминает Нижний Новгород. Поэтому зачем проезжать полторы тысячи километров на юг, если всего в трехстах в другую сторону у нас есть точь-в-точь такой же город?"

canon powershot sx120, фото, Украина, путешествия, Маричка

Previous post Next post
Up