И.Г. Машков "Паломничество новгородца Добрыни Ядрейковича в Константинополь в 1200 г."
Первым русским паломником, оставившим описание своего путешествия был Игумен Даниил, посетивший между в 1106 -1108 гг. Палестину (Святую землю). После Даниила в течение всего XII века нам неизвестно ни одного описания путешествия на Восток. Хотя, судя по свидетельствам летописей, они совершались регулярно и даже вызывали раздражение церковного начальства. Так в 1140-е годы Новгородский епископ Нифонт выступил даже с осуждением людей, чье стремление к путешествием он объяснял желанием праздно жить, везде бродя и питаясь милостыней ("порозну ходяче ясти и пити").
Следущим за Даниилом описателем заморских святынь стал новгородский боярин Добрыня Ядрейкович, посетивший Константинополь в 1200 г. и проживший там до 1204 г., до разграбления города крестоносцами. Свое "хождение" в Царьград Добрыня описал в "Книге паломник" спустя несколько лет по возвращении, в 1212 г., уже после того как принял монашество.
На картине И.Г. Машкова, поставленной в заголовок данной статьи, изображено прибытие Добрыни Ядрейковича в гавань Константинополя (по-русски Царьграда). Мы видим красивый закат древнерусской эпохи. Пред взглядом путешественника разворачивается величественная панорама царственного града, отражение которого качается в водах залива Золотой Рог. Черное море еще называется Русским, Константинополь не взят и не разграблен крестоносцами (1204), над Русью не нависло монгольское иго. "Царский град стоит на три угла крестообразно, - писал Добрыня, - с угла до угла по семи поприщ [поприще - около 1,5 км], на семи холмах. Палата каменные. И стеною с церквами велми украшен. А соборная церковь зело велика бысть - Софии, Премудрости Божией, небеси подобна, аспидом мощена, украшена всячески... А град стоит между двух морей... От Греческого моря и до Русского моря..." .
В "Книге паломник" Добрыня описал 104 святыни византийской столицы. Среди них золотое блюдо, подаренное княгиней Ольгой цареградскому Софийскому собору в X в., "Моисеевы скрижали", сосуд с манной небесной, которой питались евреи в пустыне после исхода из Египта, пилы и сверла, при помощи которых был сделан крест, на котором распяли Христа.
По возвращении из Царьграда Добрыня привез в Новгород несколько христианских реликвий, в том числе загадочный "гроб Господень", под которым, видимо, следует видеть мерную ленту, запечатлевшую размеры гробницы, каковая хранилась в Софийском соборе до начала XX века.
Вернувшись в Новгород, Добрыня принял монашество в новгородском Хутынском монастыре, получив имя Антония. И вскоре после этого был возведен в сан новгородского архиепископа (занимал кафедру в 1211-1219 и 1225-28 гг.). Оставил свой пост ввиду тяжелой болезни, из-за которой лишился дара речи. Больной Антоний удалился в Хутынский монастырь, где и умер в 1232 году.
Литература
Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия. СПб. 1872 (на сайте Титмара)
Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия. СПб. 1872 (
djvu)
Белоброва О.А. «Книга Паломник» Антония Новгородского (К изучению текста)