Сказка детям президента

Aug 06, 2022 02:20



Изучение человечества иногда позволяет прийти к неожиданным выводам, тем более, что интернет предоставляет для этого все возможности. Масса постов и заметок, море комментариев, зачастую напоминающих один другой.

Из всех обсуждаемых тем самой болезненной и живой является политика, что, в общем-то, неудивительно - споры во многих иных областях требуют хоть каких-то знаний по обсуждаемому предмету. В политике же диванные войска проявляют недюжинную храбрость и расторопность, поскольку для ругани с невидимым оппонентом всего-то надо иметь раздутое самомнение, твердолобую убеждённость в собственной правоте и в том, как всё должно быть устроено на самом деле. Но поскольку надутый condom - не дирижабль, никакой пользы от победы в таких препирательствах для общества нет, и Федеральное Собрание не изволит разрабатывать законопроекты сверяясь с мнением генералов диванных войск.

Конечно, критиковать дурные общественные нравы - дело не сложное, всякий, скажем так интеллигент, возомнивший себя дирижаблем, может накатать обличительную статью, а то и книгу, в которой будет в менторском тоне рассказывать людям, какие они скоты. Всё это уже было в веках и таких бесполезных учителей всегда хватало среди писателей и философов. А вот чего не хватало и не хватает - так это понимания причин происходящего.



Итак, за рулём ассенизаторской машины прокатимся по комментариям в интернете и соберём «самое ценное» там, где активно критикуют всяческую власть. Если сразу мелким ситом отсеять явный бред (в медицинском смысле), то останется достаточно однообразные нытье, истеричные вопли и озлобленное шипение (и это не считая всё того же менторского тона самозваного политбюро) на тему: «чего власть должна была сделать и почему она об этом сама не догадалась». Слово «должна» при этом щедро сдабривается идеями вида «что б всем было хорошо и забесплатно».

Власть может быть какая угодно - хорошая ли, плохая ли, да и мэров - губернаторов - министров не с Плутона к нам импортируют, но что бы не делалось - недовольные будут ныть дальше. А всё потому, что «плохой» царь - президент - мэр не взмахнул волшебной палочкой и по щучьему велению всё не стало «хорошо», а раз он этого не сделал - значит не захотел, а не захотел потому что он сам плохой. Подобная риторика умело маскируется рассказами про количество закрытых или проданных китайцам заводов и школ, голодающих пенсионеров, бродячих собак, бандитов в мэрии и т.п., но суть остаётся одна: малейшее отклонение реальности от прекрасной, идеалистичной картины мира в голове страдальца, вызывает уныние и гнев.

«Ты злой и плохой, ты меня не любишь, и вообще уйду я из дома!».

«Возьму шарфик, чай, хорошее настроение и покажу тебе!»

«Эмигрирую в другую страну, пожалеешь, что потерял ещё такого прекрасного меня».

Знакомая риторика, особенно тем, у кого есть дети.

И можно было бы сказать, что это поминаемые к месту и не к месту инфантильность и раздутое самомнение виноваты в страданиях людей, застрявших в переходном возрасте, однако ж нет. Что бы найти причину - нужно отступить в прошлое человека ещё лет на десять назад.

Маленький ребенок, только вышедший из «колыбельного» возраста и имеющий первые проблески разумности, уже осознаёт роль родителей в своей жизни - родитель для него всеведущий, всемогущий и всеблагой. Любая неприятность, начиная от самой маленькой и заканчивая самым большим «детским горем» может быть исправлена родителем и в маленьком мире снова воцарится спокойствие и радость, и пушистые зайки запрыгают по солнечным лужайкам. С возрастом, преодолевая возрастные кризисы, человек начинает понимать, что его родители - не боги, что мир огромен и сложен, и не всегда полон радости и веселья.

Это в идеале.

В реальности оберегаемые от всех неприятностей детки благополучно минуют душевные кризисы и дорастают до совершеннолетия всё с теми же зайками и лужайками в голове, продолжая верить, что все неприятности могут быть исправлены легким движением руки кого-то всеведущего, всемогущего и всеблагого. Вырастая и раздвигая в своём сознании границы познаваемого мира (как минимум за пределы собственной квартиры) человек неосознанно назначает кого-то на место родителя, который по прежнему «должен быть источником всех благ». Раньше на такую роль назначались царь и Бог, в секуляризированном обществе же эта малоприятная роль в менее явном виде досталась главам государств, правительств, да кому угодно обличённому властью. Да что уж там - даже от управдома у нас умудряются требовать.

А суть требований очень проста:

- «ты всеведущий и сам должен знать, что нам плохо из-за чего-то»;

- «ты всемогущий и должен устранить все неприятности»;

- «ты всеблагой и должен дать нам всё, что мы хотим для счастья».

Очень часто встречается слово «должен».

И кстати, если внимательно посмотреть на лидеров всевозможных сект, то можно заметить, что они вполне цинично и осознанно изображают для своей инфантильной паствы вот такого родителя. Как пример - преподобный Сан Мён Мун из Южной Кореи - его в открытую называли «отцом».

Но едем дальше.

Глубинная часть человека, застрявшая «на горшке», если можно так выразиться, не пережив определённый кризис осознания окружающего мира, такой остаётся на долгие годы, «радуя» окружающих нытьём и истериками о «неправильной» и «плохой» власти, стране, народе, жизни, в которой дитя не может себя найти и т.д. Дети, вечно обиженные на своего вымышленного «родителя - правителя».

Банальности, которые, как мне кажется, известны всякому, кто озаботился изучить этот вопрос.

А вот что представляет интерес - так это суть того самого кризиса взросления, который не смог преодолеть маленький человек - жертва воспитания ущербными родителями.

В процессе взросления человек выстраивает в своём сознании определённую иерархию ценностей и смыслов, примитивно говоря определяя - что такое «хорошо» и что такое «плохо». Более глубокий смысл оттесняет менее важное, как на положительной, так и на отрицательной шкале оценки.

Забываются детские игрушки и радости, уступая место взрослым развлечениям.

Забываются детские обиды, уступая место взрослым бедам.

Но застрявший «на горшке» маленький человек остаётся там вместе с «зайками» и «лужайками» потому, что не смог принять несовершенство окружающего мира и не смог выстроить в своём сознании иерархию и шкалу (скажем прямо) страданий, меряя по которой события своей жизни, он может принимать и переносить испытания, понимая их относительность на фоне более значимых вещей.

Каждому в этой жизни достаётся свой как минимум стакан дерьма (а кому-то - целое море), но застрявшие в детстве люди находят себе повод для страдания и недовольства по самым ничтожным поводам, даже там, где это их явно не касается почитав новости, например.

Когда в мире случается нечто «плохое» (назову пока это так), взрослые люди ищут способ разрешить проблему, а дети плачут и зовут взрослых. Их разум возмущённый кипит от новостей о преступлениях, войнах, несправедливостях, проданных китайцам заводах и нехватающих армии беспилотниках.

«Кто-нибудь, сделайте что-нибудь» - вопят они, закрыв глаза и заткнув уши.

И страдают они потому, что считают: «этого быть не должно!».

«Где тот родитель, который снова сделает мир прекрасным?».

Как было сказано выше, что бы правильно оценить значимость происходящих событий, способных затронуть человека и вызвать страдания, этот самый человек должен выстроить шкалу «отрицательных ценностей», и выстроить её до конца. А конечной точкой в этой шкале, перед которой все остальные страдания тускнеют и теряют свою значимость, является тот, кто изображён на картинке к посту.

Смерть.

Тема отношения к смерти у людей разных культур, и формирования её у детей очень глубока и обширна, и я не будут даже пытаться изобразить всезнание в этом вопросе. Каждый может сам в меру сил и желания изучить его, а я лишь постараюсь поделиться некоторыми соображениями, могущими быть полезными для дальнейших размышлений.

Самое главная особенность и тяжесть смерти - она обыденна и прозаична.

Она смотрит на нас отовсюду:

- из проезжающей мимо машины, водитель которой уткнулся в телефон;

- из лужицы на полу в ванной;

- из ленточки на выпускном платье, перегрев которую утюгом школьница умирает от ядовитого газа;

- из витрины в магазине, на которой разложены сосиски;

и так далее.

В отличии от абстрактных понятий «добра» и «зла», «хорошего» и «плохого», или, скажем, «справедливости», которыми любят жонглировать самозваные философы, смерть - конкретна и осязаема.

И она является наивысшей формой несовершенства для маленького человека.

Пускай даже умерший не страдает - покинув измученное тело душа отправляется в дальнейшие странствия, но страдают те, кто остался оплакивать умершего.

Принятие самого факта того что смерть существует в нашем мире, что она заберёт всех и каждого, что каждый умерший рано или поздно будет забыт и что смерть зачастую бессмысленна и «несправедлива», рассеивает образы радостного и беззаботного мира детства и заставляет человека повзрослеть. А весёлые зайки и солнечные лужайки передаются по наследству детям, которые пока ещё растут.

Но в благополучной, сытой и спокойной культуре, в первую очередь - европейской (в широком смысле), на бытовом уровне смерть отрицается. Рационализируя этот страх общество порождает образы типа того, что на картинке. Тут тебе и комикс про зайца Яшку и Смерть, и Плоский мир Терри Пратчета, и многое другое. Или отделяет смерть от зрителя экраном телевизора, по которому показывают блокбастер, или экраном монитора, с кровавой игрой. Смерть сама становится элементом игры. А потом появляются всякие «колумбайнеры», которые убеждены, что стрелять в людей - это легко и весело.

Как таковая - смерть отрицается. Мама с ребёнком проходя мимо мёртвого голубя или сбитой машиной собаки, ускоряет шаг и отвлекает ребёнка. Тема не поднимается и не обсуждается - смерти нет. Дедушка не умер - он «улетел на небо». А детский вопрос «из чего сделана сосиска, которую я ем», способен вызвать истерику почище, чем вопрос «откуда берутся дети».

И даже само слово заменяется в первобытном страхе: не умер, а «ушёл», «покинул», «не стало»…

И даже сказки, которые читают дети, и мультики, которые они смотрят, этой темы не содержат совсем. А всего-то чуть больше века назад на вещи смотрели иначе, поскольку, как написано выше, смерть присутствовала в обыденной жизни. Тут тебе и смерть от болезней, которые нынче лечатся простой таблеткой. И голод в неурожайные годы. И даже просто жизнь в деревне, где люди знали, что такое зарезать курицу или корову.

И те же детские сказки.

Вот например сказка Алексея Толстого «Сова и кот». Она небольшая, поэтому я приведу её тут целиком.

В дубовом дупле жила белая сова - лунь-птица, у совы было семь детёнышей, семь родных сыновей. Раз ночью улетела она, - мышей половить и яиц напиться. А мимо дуба шёл дикий, лесной кот. Услыхал кот, как совята пищат, залез в дупло и поел их - всех семь. Наевшись, тут же, в тёплом гнезде, свернулся и заснул. Прилетела сова, глянула круглыми глазами, видит - кот спит. Всё поняла.
- Котик лесной, - запела сова сладким голосом, - пусти переночевать, студено в лесу-то.
Кот спросонок не разобрал и пустил сову. Легли они в дупле рядышком. Сова и говорит:
- Отчего, у тебя, кот, усы в крови?
- Ушибся, кума, рану лизал.
- А отчего у тебя, кот, рыльце в пуху?
- Сокол меня трепал, насилу ушёл я от него.
- А от чего у тебя, кот, глаза горят?
Обняла сова кота лапами и выпила глаза его. Клюв о шерсть вытерла и закричала: Совят! Семь, семь.

Или выдержка из индийской сказки «Аскет и богиня»

И она [демон ракшаси в женском обличье] рассказала, что аскет тот поклоняется богине Кали, храм которой находится неподалеку. Старик стремится умилостивить богиню человеческими жертвами, чтобы получить от нее дар. Он уже принес в жертву богине шесть юношей, черепа которых стоят в нише внутри храма. Аскет достигнет своей цели, если принесет в жертву еще одного человека, и этим седьмым должен стать старший царевич.
- Идите скорее в храм, - сказала ракшаси, - и вы увидите сами, что я сказала правду.
Братья поспешили к храму богини Кали.
- Подожди меня здесь, а я зайду внутрь и посмотрю, что там делается, - сказал старший брат младшему.
Только он вошел в храм как из ниши раздался жуткий хохот человеческих черепов.
- Чему вы смеетесь? - спросил перепуганный царевич.
- Как же нам не радоваться? - отвечали ему черепа. - Ведь скоро к нам прибавится еще один - твой череп.
… на третий день аскет объявил, что ему вместе со старшим царевичем надо идти в храм. Царевич сразу догадался, что старик хочет принести его в жертву богине. Пошел с ними и младший царевич, но аскет не пустил его внутрь храма.
Когда они предстали перед богиней Кали, аскет приказал юноше:
- Склони голову перед богиней!
- Я - царевич и никогда еще ни перед кем не склонял головы, покажи мне, как это делается, - ответил царевич.
Аскет распростерся перед богиней, а царевич быстро выхватил саблю и отсек ему голову. Тут из ниши раздался радостный крик шести черепов, а богиня, довольная царевичем, дала ему тот дар, который безуспешно пытался обрести аскет.

А теперь вообразите, что вот это экранизировали и показали по детскому телеканалу между мультфильмами «Царевны» и «Кошечки-собачки» например. Кровавую богиню Кали и черепа.

Что же в итоге?

Неправильное отношение к смерти порождает неправильное отношение к жизни.

О том, каким оно может быть принципиально иным можно очень долго рассказывать на примере той же Индии. Да, как было написано в одной хорошей книге: «торжество смерти лишь на миг, а потом снова - жизнь», но и этот миг нужно уметь принять. А великовозрастные дети вообще ничего принимать не хотят и не могут. Они требуют от «верховного родителя» что бы он убрал всё плохое в этой жизни, и чем больше убирают - тем больше истерик. Поколение снежинок, рыдающих от «токсичной атмосферы» в офисе и «пассивной агрессии» собеседника в интернете - тому пример. Запретить обидные слова и злых людей, убрать всё плохое из новостей и мыслить только позитивно - потому что никакой стойкости к страданиями у них нет и быть не может. Бойцы в окопах, врачи из реанимации или инфекционной больницы, работники детских хосписов, спасатели или полицейские, все те, кто видят смерть ежедневно, даже смеяться бы не стали от таких жалоб на тяжкую жизнь. Пальцем у виска бы покрутили - дескать, что с убогих взять.

Вот так, начав за здравие - закончил за упокой.

И насколько верна цепь моих рассуждений - каждый волен решать для себя сам, поэтому мудрых выводов о написанном и ценных наставлений не будет.

Будьте здоровы.

Жизнь, Человеководство, Философия, Политика

Previous post Next post
Up