Изложение вещей фундаментального характера зачастую представляет непростую задачу: с одной стороны - не обойтись без общеизвестных фактов и скучных банальностей, повторение которых утомляет образованного читателя; с другой стороны - есть риск скатиться в бесконечное цитирование и самоцитирование, чем зачастую увлекаются талантливые компиляторы, скрывающие отсутствие собственной мысли. Излагая свои соображения на проблему существования "перманентной оппозиции" я постараюсь не впасть в указанные крайности, оставив оценку на усмотрение читателя.
Итак, прежде чем переходить к дальнейшим рассуждениям, следует разграничить используемые понятия для тех, кто уже интересовался подобными вопросами и знаком с термином "перманентный революционер", активно употребляемым в своих книгах писателем Г. П. Климовым. Автор, как он сам называл, "высшей социологии", обозначал таким образом особую категорию людей, активно устремлённых к разрушению общества, и описывал проявления деятельности таких людей на примере многих войн и революций. Желающих ознакомиться с подробностями могу отослать напрямую к трудам автора, не бесспорным , но крайне интересным и доступным для прочтения.
Итак, предлагаемый термин "перманентный оппозиционер" есть понятие более широкое, подразумевающее человека иррационально отвергающего существующий порядок вещей и общественное устройство. Такой человек никогда не бывает и не может быть доволен происходящим, и всегда пребывает в оппозиции к обществу, его окружающему - от самых близких членов семьи, ежели таковая у него имеется, до человечества в целом.
Здесь же следует указать, что термин "оппозиция" подразумевает не оппозицию политическую, но неизбывную и непримиримую к миру оппозицию вообще, в число которой входят любого рода антиобщественно настроенные личности - как, собственно политические маргиналы, так и всевозможные общественные активисты, борцы за социальную справедливость, представители различного рода ярко-выраженных контр-культурных течений, всевозможные сектанты и даже, как ни странно, отдельные демонстративно хулиганствующие личности.
Что бы подобное обобощение столь разнородных проявлений людской натуры не казалось читателю проявлением "верхоглядства", к которому склонны небрежные или попросту некомпетентные исследователи, оговорюсь отдельно - таковое обобщение является не стремлением найти простой и лёгкий ответ на вопрос о причинах подобных явлений, а лишь попыткой выявить общий корень всех подобных проблем, при том, что в каждом частном случае таких корней, безусловно множество, и каждый случай или направление требует существенных усилий исследователя.
Относительно недавно - не намного ранее года назад, изумлённая публика наблюдала за простестами после президентских выборов в Белоруссии, закончившихся, впрочем, поражением протестующих. Чуть позднее подобные выступления сторонников секты А. Навального наблюдались и в нашей стране и завершились с тем же неутешительным для протестующих результатом. После разгона митингов протестующие и недовольные выпали из поля зрения общества и государства, но не исчезли, как того и следовало ожидать, оставшись в виде "питательного субстрата" для выращивания будущих революционеров.
Имея потребность в общении с единомышленниками ушедшие в подполье "перманентные оппозиционеры" не стали прятаться по законспирированным съемным квартирам, подобно тому, как это делали настоящие революционеры прошлого, а продолжили вести привычный образ жизни, реализуя указанную потребность с помощью общения в сети интернет - на форумах, сайтах, "пабликах", блогах, "имиджбордах" и в социальных сетях - как закрытых от посторонних, так и, в большинстве своём, открытых для изучения любым небрезгливым исследователем.
Будучи таким небрезгливывым исследователем я потратил некоторое время на изучение открытых сообществ "перманентных оппозиционеров", составив некоторые наблюдения частного характера, не претендующие на статус всеобъемлещего знания, но могущие быть полезными читателю.
Итак, первое, что бросяется в глаза в поведении "перманентных оппозиционеров", это достаточно специфическое отношение к окружающей действительности, сравнимое разве что с поведением навозных мух, сколь бы не условно было это художественное сравнение.
Перманентный оппозиционер, хронически недовольный жизнью, не желает и не способен воспринимать сложность общественных отношений, упрощая всё до чёрно-белой картины мира и разделяя его на узкий круг безусловно "своих" и чужих.
В силу своей черно-белой картины мира не терпит малейшего несогласия и всякого отступившего "своего" агрессивно изгоняет из круга общения.
Не желает и не способен воспринимать сложность и многообразие окружающего мира, отвергая всё прекрасное и выискивая повсюду столь желанный "навоз", а найдя его - начинает пережёвывать до бесконечности одно и тоже, выискивая негатив в любой новости и оставляя соответствующие комментарии под ней.
Обладает, как муха, фасеточным мировосприятием, не создающей цельной картины мира - только набор противоречащих друг другу фактов, которыми жонглирует в споре, как шулер - картами.
Найдя столь желанный им "навоз" активно разносит его, стараясь "загадить" всё, до чего может дотянуться.
Не обладая большой численностью перманентные оппозиционеры активно "жужжат", донимая окружающих в попытке доказать свою значимость, силу и многочисленность, но разлетаются от малейшего противодействия.
И, в конце-концов, ни один перманентный оппозиционер не способен к полноценному созидательному труду, физическому ли, умственному ли или творческому - то есть по-просту является паразитом.
Столь неприглядная картина известна и исследована с позиций разных направлений общественной мысли - политологии, социологии, психологии и криминалистики, и в каждой области достигнут определённый результат, доступный для понимания для всех, имеющих желание и терпение ознакомиться с этим результатом.
Со своей стороны мне бы хотелось немного дополнить достижения академической науки достаточно прозаическими выводами, не претендующими на системное знание.
Для этого снова придётся вернуться к скучным и всем известным вещам вспомнив некоторые базовые понятия.
Общество - это совокупность людей, объединённых в систему формальных и неформальных отношений.
Каждый человек включается и проявляет себя в обществе через базовые качества своей личности, этому обществу комплиментарные. Очевидно, что инородец, отделённый от прочих людей языковым или культурным барьером, членом общества стать не может, как не становится (по иным причинам) членом общества "перманентный оппозиционер", не являющийся по внешним признакам инородцем в силу происхождения.
Своё противопоставление общёству "перманентные оппозиционеры" обычно объясняют своим моральным и интеллектуальным превосходством над окружающей их массой людей, которую они презирают, но этим объяснения являются не более чем обманом и самообманом, поскольку никаких выдающихся успехов в социализации и реализации в обществе "перманентные оппозиционеры" не демонстрируют, скорее наоборот - имеют все признаки личной несостоятельности, а иногда и психических расстройств, отсутствие гармоничных отношений с близкими, отсутствие работы, образования и даже элементарного порядка в собственном жилье. И уж тем более неуместными вглядят претензии на статус моральных и идейных оринтиров в обществе со стороны людей, ассоциирующихся в сознании большинства с низкими моральными качествами, психической неуравновешенностью, половыми извращениями, душевными болезнями и преступными наклонностями.
Из перечисленных выше вещей вытекает довольно неутешительный для некоторых вывод: причиной, по которой личность "перманентного оппозиционера" не может интегрироваться в общество, является сама эта личность, имеющая глубокий внутренний дефект, возможно и не единственный, а из этого дефекта и проистекают все проявления антиобщественного поведения.
В этом выводе мне приходится вступать в противоречие теми авторитетами, кто считает причиной всех опрозиционных бед "инфантильность" - она, по моему мнению, хоть и является сопутствующим симптомом, не не носит определяющего характера, поскольку инфантильность есть незрелость личности, а не ущёрбность как таковая.
Установление же причин формирования дефектной личности все же относится к компетенции психиатрии, и, поскольку я не являюсь дипломированным специалистом в данной области, выходит за рамки данной заметки.
В своем стремлении компенсировать неосознаваемое ощущение собственной неполноценности, "перманентный оппозиционер" подобно наркоману пытается достичь извращёного морального удовлетворения от поведения, направленного против общества, которое он считает причиной своих страданий, но удовлетворения такого достичь не может и не сможет никогда.
Выискивая тот самый "навоз" вокруг себя и замазывая им окружающий мир в своих глазах и глазах окружающих такой человек взращивает собственную гордыню и неосознанно пытается самооправдаться в собственных глазах, и поэтому так яростно отстаивает свое однобокое видение мира, поскольку признать свою ошибку означает признать собственную личную несостоятельность.
Как бы не пытался "перманентный оппозиционер" преобразовать "несправедливый" окружающий мир через бунт и протест, или убежать в самую закрытую секту, или ударится в самые безудержные и безумные развлечения - причину своих страданий и своей ущербности он будет носить с собой, и причина этого не будет устранена.
Образно говоря "перманентный оппозиционер" то, что дает ему жизнь, пытается есть дырявой ложкой и поэтому никогда не сможет удовлетворить душевный голод, как не сможет кровожадный революционер насытиться репрессиями, социальный паразит - пособиями, борец за социальную справедливость - местью и унижениями обидчиков.
Именно поэтому любые попытки "ублажить" вечно недовольных или договориться с ними заведомо обречены на провал, как обречены на провал попытки уговорить алкоголика не пить, а навозную муху - не есть то, что она ест.
Таким образом, поблема существования "перманентной оппозиции" не может быть разрешена до тех пор, пока в общественном сознании не сформируется понимание, что она носит исключительно медицинский характер и что "перманентные оппозиционеры" это не "испорченные дети", которых следует "выпороть" - оштрафовать, посадить в тюрьму, отправить в армию или измучить тяжёлым трудом, а психически "дефектные" люди, нуждающиеся в психотерапевтической помощи и разумных ограничениях в общественной деятельности.