Цифровые приматы

Aug 07, 2021 00:43

[Занудный longread]

Сентиментальное интро

Когда-то давно мой старший коллега и наставник, с которым мы часто вели научные и околонаучные беседы, задал мне вопрос: "чем люди принципиально отличаются от обезьян?"
Вопрос был не так прост, как кажется: на ум приходило множество примеров исследований, когда какие-нибудь шимпанзе превосходили испытуемых людей в ловкости, сообразительности, памяти и внимании. Впрочем, и обратных примеров вспоминалось множество - когда отдельные люди или целые сообщества демонстрировали гнусные черты характера или неразумное поведение, подобающие самым дурным представителям семейства приматов.
Ответ был достаточно неожиданным: обезьяны не способны к коллективному труду.
"Тоже мне - открытие" - скажет образованный читатель - "этот факт учёным давно известен".
Однако из этого факта можно сделать далеко идущие выводы, необходимые при определении понятия "цифрового примата", сколь бы оно не было далеким от академической науки.
 
От кремня к кремнию
(непрофессиональный взгляд на историю и антропологию)

Оттолкнувшись от допущения, что именно человек способен к коллективному труду, проследуем цепью простых рассуждений.
Совместный труд предполагает общую цель и согласие в способе её достижения.
Необходимым условием такового является общение - передача смысловых понятий посредством различных сигналов, образующих в совокупности первичную (чувственную) и вторичную (речевую) системы.
Сталкиваясь с вызовами окружающего мира люди совершенствуют способы их преодоления, в процессе чего возникают новые понятия, образы и понятия в речи. (Действительно, изобрёл каменный топор или колесо - а как назвать, что бы другим объяснить?)
Развитие речи ведет за собой развитие мышления (ибо даже в мозгу отвечает за это одна и таже область), а то, в свою очередь, к усложнению условий жизни и общественных отношений.
Дальше всё по известному маршруту: от первых поселений - к союзам племен, городам-государствам, древним царствам и далее - по учебнику истории за пятый класс.
В этом победном шествии человечества из архаики мне бы хотелось выделить один ньюанс.
Отмечая коллективный труд людей хоть в первобытном племени, хоть в аграрной цивилизации (междуречье, харрапская или китайская), неявно подразумевается труд физический: охота, строительство, уборка урожая. И т.п.
Но не меньшее, а гораздо большее значение в том пути, что прошли люди от каменных топоров до суперкомпьютеров, является совместный умственный труд  - высшая форма взаимодействия между людьми.
Результатом всякого умственного труда является создание новой сущности, например  - решение практической задачи, изобретение способа воздействия на окружающий мир или нового орудия труда.
Тут можно было бы сделать отступление, что развитие производственных сил, смена экономических формаций и научно-технический прогресс (да простят меня знатоки марксизма за эти вольности) произрастают на совместном умственном труде человечества, а не на усердном копании ям и нагромождении каменных пирамид.

О стойке на плечах титанов

Цивилизация базируется на культуре - совокупности устойчивых форм человеческой деятельности.
Устойчивость форм деятельности, в том числе и умственной, обеспечивается их воспроизводимостью, понимаемой в самом прозаическом смысле - ученик воспроизводит действия учителя, усваивает сущность деятельности и сам обучает воспреемника.
Над воспроизводимостью возникает привносимый каждым в этой цепи поколений элемент творческий и развивающий: осуществляя свой вклад в культуру ученик превосходит учителя, продвигая прогресс.
Усложнение создаваемых культурных форм приводит к усложнению взаимодействия людей в процессе умственного труда: то, что не смог осилить один - осилит множество.
За каждым великим учёным, изобретателем, творцом идут зачастую безвестные ученики, совместно продолжающие и развивающие идеи учителей. Так разрастаются и древо науки, и древо искусства.
Чем сложнее взаимодействие между ними - тем более должен быть развит разум каждого соучастника этой деятельности, тем более развито восприятие сложных образов, передаваемых иными людьми, и это есть непременное требование к человеку разумному, и это есть один из корней того самого отличия обезьяны от человека, рассудок которой закрыт от сородичей.

Welcome to the jungle...

Создав всемирную коммуникационную сеть "интернет" человечество создало проекцию своего культурного пространства в систему технических средств. Этот искусственный мир практически не имеющий физического влияния на человека, в котором человеческие личности в упрощёном виде проявляют себя, не связанные давлением внешней среды. Об этом было написано много и тогда, на заре интернета, пишут и сейчас, и нет нужды пересказывать своими словами написанное, перевирая и ломая стройный слог знатоков своего дела.
Даже поверхностный взгляд на интернет-среду, позволяет сделать неутешительный вывод, что эволюция и прогресс затронули не всех представителей человеческого вида. Будучи предоставлены самим себе и не ограниченными общественными нормами, очень многие обитатели интернета демонстрируют отсутствие именно того качества, которое было рассмотрено выше - способности к умственному взаимодействию и сотрудничеству.
Не связанные необходимостью совместного физического выживания в виртуальном мире, люди теряют потребность в коллективном труде, за исключением некоторых, кто имеет к этому глубокое внутреннее устремление. Невостребованные навыки атрофируются, ведя человека тропой инволюции к состоянию хвостатых предков, и перед нами предстаёт та самая "цифровая обезьяна", лишённая способности слышать и понимать сородичей.
При этом дурные наклонности, не сдерживаемые больше самодисциплиной разума, расцветают в полной мере. Вспомните, что в сказке про Маугли медведь Балу говорил о бандерлогах, и вы поймёте, о чём речь. Или обратитесь к творчеству Даниэля Дэфо о путешествии Гулливера в страну разумных говорящих лошадей и обезьяноподобных Йеху.

Бегающий по цифровым джунглям примат, скачет с ветки на ветку в обсуждениях, не в силах надолго удержать внимание на обсуждаемом предмете; швыряется зловонными аргументами, испытывая потребность выразить свою дурную сущность; собравшись в стайку себе подобных устраивает набеги на места "обитания" людей, загаживая и портя всё, что можно, или травя неугодных в каком-нибудь "твиттере". Кидаясь со злобой на кого-то не забывает оглашать жалобными воплями округу, ибо жалостью к себе обладает немерянной.
Устраивает склоку на ровном месте, не забывая прощать себе любые выходки.
В общении не признаёт ни авторитетов, ни полутонов -  упрям и категоричен.
Объективное знание не воспринимает, руководствуясь сиюминутными и противоречивыми желаниями.

Конечно, представленный образ "цифрового примата" намеренно составлен утрированным и гротескным дабы яркие его черты и проявления легче узнавались в отдельных людях, и пожалуй что может быть дополнен и иными примечательными качествами на усмотрение пытливого исследователя.

Вместо заключения

Оставатся разумным человеком - тяжёлый труд. Испытывая в достаточной мере скепсис в отношении скверной людской натуры, я, тем не менее испытываю и определённый оптимизм, наблюдая за ходом вещей.
Подобно тому как от первобытного хаоса человек разумный отгородился стеной цивилизации и культуры, так и в существующем первобытном мире "интернета" то тут, то там возникают очаги разумности, отделённые стенами привилегированного доступа. Отдельные личности или группы единомышленников собирают вокруг себя последователей, организуют интеллектуальные клубы по интересам, площадки для обсуждения и иные пространства тематических встреч.
Они разнятся, подобно философским или научным школам древности, но каждая из них создаёт хоть малый, но вклад в культуру человечества, в высоком смысле этого слова, и в перспективе, рано или поздно между ними начнётся диалог - одна из форм умственного сотрудничества, поднимающая людей на следующую, пусть и недалеко отстоящую от предыдущей ступень развития.

Например - "цифровую античность" 
Previous post Next post
Up