Почитаем всем известное и задумаемся..

Apr 20, 2020 00:37


Всем известное - это "Лунный камень" Уильяма Уилки Коллинза.

Берем и копируем фразы из глав в эпилоге. Книга есть везде, поэтому без ссылок обойдёмся.

Из главы "Показание подчиненного сыщика Каффа"

1. "Индусы заранее решились на этот поступок, чтобы запутать следы, и я, не теряя времени, вернулся в Англию. Я сошел с парохода в Грэйвзенде и узнал, что индусы уехали в Лондон. Оттуда я проследил, что они уехали в Плимут.

Розыски в Плимуте показали, что они отплыли сорок часов назад на индийском пароходе «Бьюли Кэстль», направлявшемся прямо в Бомбей.

Получив это известие, сыщик Кафф дал знать бомбейским властям сухопутной почтой, чтобы полиция появилась на пароходе немедленно по прибытии его в гавань. После этого шага я уже более не имел отношения к этому делу. Я ничего не слышал об этом более с того времени." (С)

Из сразу следующей за ней главы "Показание капитана"

2. В конце путешествия мы имели несчастье выдержать штиль в течение трех суток у индийского берега. У меня нет корабельного журнала, и я не могу теперь припомнить широту и долготу. Вообще о нашем положении я могу только сказать следующее: течением нас прибило к суше, а когда опять поднялся ветер, мы достигли гавани через двадцать четыре часа. (С)

Дорогие френды - историки, военно-морские историки и военно-морские и просто френды, "не дайте помереть дурой" (С).:))

п. 1. Неужели с форой пароходу 40 часов по суше письмо попало бы из Лондона в Бомбей быстрее парохода? Время действия этих глав указано совершенно точно - лето 1849. Железные дороги только начинались, например, через всю Францию железной дороги ещё не было. От Ла-Манша до Парижа можно было доехать, а дальше ёсел-ёсел-дындырбай на лошадках до Марселя. Дальше по Средиземному морю, куда? Допустим до Палестины, а дальше через Сирию, Персию, Афганистан, Британскую Индию (будущий Пакистан), через пол-Индии и в Бомбей.
Или, допустим, по суше, через Бельгию, Германию (которая тогда была, на минуточку, не единой, а состояла из разных государств, с границами и имевшими обыкновение выпендриваться таможенниками и прочими властями), дальше Австрия, дальше Османская Империя, а дальше примерно так, как уже написано выше. На всем этом огромном расстоянии тогдашняя почта работала, как часы?

А про Афганистан еще тогда писали так:

«Иностранец, которому случится попасть в Афганистан, будет под особым покровительством неба, если он выйдет оттуда здоровым, невредимым, с головой на плечах». (С), Феррье*, английский, а не французский путешественник.

И вот этот путь быстрее, чем на пароходе, пусть и вокруг Африки (до Суэцкого канала еще 20 лет) и с заходами в порты за углем, провизией и водой?
Ну хорошо, допустим, пароходы, которые тогда только начинались, ходили, как корветы в повести Станюковича "Беспокойный адмирал" - большей частью под парусами, а при очень слабом ветре запускали машины. Но километров 10 в час, то есть примерно 5 узлов, они могли делать?

2. А теперь смотрим на выделенное во второй цитате. Вы что-нибудь понимаете? Это же пароход, специально выделил. Ну и что ему мешало запустить машину и, вместо того, чтобы три дня болтаться в море, придти в Бомбей?

Индусы, конечно, и так удрали бы ночью, ну и фиг с ними - в конце концов, законное место Лунного камня - это чело бога Луны в храме, а не платье английской барышни. И не забудем еще, что она получила его в наследство от самого настоящего мародера, грабителя и убийцы, а то, что он был джентльменом, имел звание полковника и именовался "высокородным сэром Джоном Гернкастлем", в плане характеристики его поступка мало что меняет.
И ее высокородная матушка, не пускавшая полковника на порог при его жизни, ничего не имела против получения от него же ее дочкой наследства стоимостью в минимум 20000 фунтов, нисколько не задумываясь о том, каким именно способом было добыто оное наследство.
Ну и, продолжая отвлекаться, заодно вспомним, кто был лучшим другом Уилки Коллинза - Чарльз Диккенс. И вспомним его самые знаменитые произведения.
Воспитатель карманников Фейджин был приговорен к повешению. Билл Сайкс, тоже грабитель и убийца, если бы он не погиб, а попал бы в руки правосудия, тоже получил бы виселицу, можно не сомневаться. Эйбл Мэгвич, тоже грабитель из романа "Большие надежды", тоже был приговорен к повешению. Вся разница между ними и Джоном Гернкастлем состояла в том, что они грабили соотечественников, а не каких-то там индусов, и не были высокородными джентльменами.
Правда, в самом начале романа, в прологе "Штурм Серингапатама" генерал Бэрд в конце концов с барабанным боем объявляет, что каждый, застигнутый за грабежом, кто бы он ни был, будет повешен. Но, пока он собирался об этом объявить, все, и, в первую очередь, высокородный сэр Джон, успели набить награбленным карманы и ранцы.

"Лирическое отступление" на этом кончим, и скромно заметим, что написанное выше - "не попытка советского заклёпочника разинуть пасть на классика", а желание лучше понять написанное. А то, что "Лунный камень" - это классика, ИМХО, и так понятно. И У Коллинза, в отличие, например, от Германа Мелвилла, судьба была счастливой - книга стала сразу сверхпопулярной, и за номерами журнала, где она печаталась впервые, выстраивались очереди.

И под самый занавес приведем еще одну цитату. Роман написан в форме рассказов разных действующих лиц, и одно из них - мисс Клак.

Вот и процитируем:

"Вон он, золотой случай! Я тотчас воспользовалась им. Другими словами, я тотчас раскрыла свой мешок и вынула трактат, лежавший сверху. Он оказался одним из изданий - только двадцать пятым - знаменитого анонимного сочинения (думают, что его писала драгоценная мисс Беллоус), под заглавием «Домашний змей». Цель этой книги, с которой, может быть, мирской читатель незнаком, - показать, как злой дух подстерегает нас во всех, с виду невинных, поступках нашей повседневной жизни. Главы, наиболее приспособленные к женскому чтению, называются: «Сатана в головной щетке», «Сатана за зеркалом», «Сатана под чайным столом», «Сатана, глядящий из окна» и т.д.
- Подарите ваше внимание, милая тетушка, этой драгоценной книге, - вот лучший дар, которого я у вас прошу.
С этими словами я подала ей книгу, раскрытую на замечательном месте:
«Сатана между подушками дивана». (C)

А теперь, через 150 лет после выхода книги, оглянемся вокруг, посмотрим на некоторую часть пространства социальных сетей Рунета и ещё раз убедимся в бессмертии классической литературы..))

Ну, конечно, ждем френдов и читателей в комментах.
Previous post Next post
Up