Аутизм и генетический груз. Возможно, ответы - в трудах Павлова и Давиденкова

May 29, 2017 23:49

Недавно прочёл заметку в МордоКниге по поводу экспоненциального роста случаев аутизма .

Статистика приводимая автором, подтверждается и другими источниками. А в в виде иллюстрации выглядит ещё более впечатляюще:



По данным от 2012 года из США - Расстройства аутического спектра (РАС) выявляются уже у каждого 68-го ребёнка.

Да, м.б. РАС - "модный" диагноз, даёт возможность попасть в программы реабилитаци и т.п.  Но уж больно резко кривая графика рвётся вверх. По крайней мере - повод задуматься.

Ну, допустим, это - проявления "генетического груза" (понятие введено английским учёным Джоном Холдейном), перевалившего некую критическую отметку.

Но вопрос, у почему именно так?

И тут стоит обратиться к работам отечественных учёных, прежде всего - Сергея Николаевича Давиденкова. В своём фундаментальном труде "Эволюционно-генетические проблемы в невропатологии" (1947) он, опираясь на исследования И.П.Павлова указывает на эволюционный характре формирования базовых механизмов работы ЦНС человека.

Таких характеристик, а фактически - шкал оценки функционарования, и Павлов, и Давиденков выделили 3 - Сила/Слабость, Уравновешенность/Неуравновешенность и Переключаемость/Иннертность. Именно соотношения эих характеристик легли в основу деления людей по темпераментам, соответствующим 4-м гиппократовским типам. Механизмы переключаемости, по Давиденкову, эволюционно сформировались последними. И поэтому, при резком снижении действия естественного отбора, именно по этому признаку максимально накапливались неблагоприятные, несбалансированные варианты функционирования.

Как это связано с аутизмом? Похоже - напрямую. Типичные симптомы, описываемые при РАС - повторяемые, серийные действия, неспособность переключиться на контакт с другими людьми, стереотипные движения - очень напоминают описанные Давиденковым признаки "застревания" при выраженной инертности ЦНС. И это никак не умаляет роли внешних (да и внутренних) вредных факторов - интоксикаций, аутоиммунных реакций, проблем с усвоением питательных веществ и метаболизмом вообще. Просто- где тонко, там и рвётся.

И пять же - Евразию 20 век "прочесал" войнами и катаклизмами так, что мало не покажется. А на какой территории всё было относительно благополучно, т.е. отбор был сведён к минимуму? Правильно, США. Ну и где наибольшая частота выявляемости РАС? Да там же.  Так что, м.б. и широкое применение в США психотропных препаратов - не только лобби фармкампаний, но и в чём-то вынужденнач мера...

Ну и что же с этим всем делать? Прежде всего бы поставить задачу... Но у нас ведь много более важных дел. Хотя путь намечен, в той же работе Давиденкова, например. Необходима перестройка подхода к педагогике. То, что можно натренировать определённые стороны функционирования ЦНС, штука известная. Уравновешенность - очень даже. Силу да, сложнее. И преключаемость можно улучшить. Ведь заданные генетически вариант - это интервал, а не точка на шкале.Так кто же мешает всерьёз разработать методики индивидуальной оценки (и не темпераментов, тут придётся копнуть глубже), и на этой основе оптимизироать работу ЦНС? Вопрос риторический.

Ну, и придётся принять на себя ответсвенность за то, что с нами происходит, как с популяцией, видом. Иначе, как бы естественный отбор не вернулся, что бы взять своё.

Давиденков, Павлов, педагогика, Аутизм

Previous post
Up