Оригинал взят у
ir_cha в
Ренелла. Часть 2. ©И.О.ПАЩИНСКАЯ
Ренелла - Готический, или Чайный дом//
Курьез в искусстве и искусство курьеза. Материалы XIV Царскосельской научной конференции. СПб. 2008. С.275-288.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ здесь В Неаполе путешественники провели Пасху. Через Флоренцию, Венецию, Верону, Инсбрук, Зальцбург и Варшаву они вернулись в Петербург. Подготовка к их возвращению началась в Петергофе ещё ранней весной. Многое устраивалось так, чтобы напоминать Александре Фёдоровне о счастливом времени на солнечном острове. В Коттедже были развешены картины с видами Палермо, его окрестностей, а также выполненные Н.П.Орловым (1812 - 1863) портреты гребца и цветочницы, которые стали хорошо знакомы Александре Фёдоровне во время её пребывания на Сицилии(35). В Палермо П.Н.Орлов исполнил и портрет великой княжны Ольги Николаевны.
В Петергофе спешно возводился павильон на острове Большого пруда. Он, похожий на дома вдоль берегов Неаполитанского залива, должен был стать подарком к свадьбе Ольги Николаевны и принца Карла Вюртембергского. В хозяйственных документах он именовался «Итальянский домик», в семье эту постройку называли Оливуццей(36), а сам остров носил имя Палермо(37). Название «Ольгин» закрепилось за ним чуть позже.
К возвращению императрицы спешили возвести ещё один приморский павильон в Знаменском парке, на границе с Александрией. Знаменку для Александры Фёдоровны еще в 1835 г. приобрёл Николай I. Это была её усадьба, и императрица часто бывала здесь. В Знаменке гуляли, полдничали, принимали гостей, устраивали балы и разнообразные праздники, вели образцовое хозяйство. В Нижнем парке Знаменки, в его западной части в залив выдаётся мыс, с которого открываются виды на Петербург. Отсюда при ясной погоде был виден уже поднявшийся купол Исаакиевского собора, Александрийская колонна, а также Петергоф - петровский Монплезир, Коттедж. Место для строительства было выбрано так, чтобы новый павильон был прекрасно виден из окон Коттеджа.
К тому же задумано было так, чтобы он стал в пандан к Капелле, расположенной к западу от Коттеджа. Две постройки в стиле неоготики, с четырьмя башенками, видимые из окон летней резиденции императорской четы, должны были стать архитектурными сооружениями, переносящими хозяев дворца в места, связанные с дорогими личными воспоминаниями. Капелла напоминала императрице о Потсдаме, детстве, празднике Белой Розы в 1829 г. Столь же важным семантическим значением обладал и новый павильон, вызывая в памяти воспоминания о путешествии на зачарованный остров посреди голубого моря. С балкона Ренеллы, расположенного на южном фасаде здания, открывались виды на Александрию и Знаменку, усадебный «мир» Александры Фёдоровны.
Некоторые авторы, повторяя замечание А.Н.Бенуа, как о курьёзе пишут, что Ренелла, также как и Ольгин павильон, была возведена за два месяца. Ничего курьёзного в этом нет. При строительстве небольших павильонов это было довольно обычной практикой. За такой короткий срок, летом, возводили стены и накрывали их крышей. Позже (и гораздо дольше) шли отделочные работы.
Император внимательно следил за сооружением павильона. Архитектору были присланы из Палермо изразцы с разными рисунками, которые по желанию императора должны были украсить балкон и стены Ренеллы(38).
Александра Фёдоровна и Ольга Николаевна вернулись в Петергоф 3 июня. Менее чем через месяц, 1 июля 1846 г., в день рождения Александры Фёдоровны и день свадьбы императорской четы состоялось венчание великой княжны и наследного принца Вюртембергского.
Это лето в Петергофе было насыщено праздниками в честь молодожёнов, и воспоминания об Италии наполняли многие события этих дней. Гостем императорской четы был в Петергофе герцог Серрадифалько. Его присутствие на обедах в Большом дворце, на немноголюдных вечерних собраниях в Коттедже отмечено в камер-фурьерских журналах. Герцог принимал участие в поездках на морские манёвры. Именно во время одного из них, как пишет шведский мемуарист Гаффнер, 16 июля 1846 г. двадцатипушечный корвет российского флота «Менелай» был переименован в «Оливуцу»(38) самим Николаем I, находящимся на его борту (40). «Итальянский» характер носил и первый устроенный в том году праздник на Ольгином пруду. Он состоялся 21 июля 1846 г. Гости, приглашённые императрицей, собрались на полдник на Царицыном острове. Острова и берега пруда были иллюминированы цветными фонарями. На Ольгином острове пели певцы Императорских театров. По глади пруда скользили иллюминированные лодки, в одной из них находились итальянские певцы. Звучало прекрасное пение бельканто. Европейская знаменитость, обладатель прекрасного баритона Антонио Тамбурини исполнял для гостей праздника арии из итальянских опер(41).
Первое посещение Ренеллы отмечено в камер-фурьерском журнале за 1847 г. 17 июля императрица приехала в новый павильон, где состоялось чаепитие. Оно было устроено в зале второго этажа. Рядом с этим залом располагался кабинет. Ещё одни кабинет и буфетная были устроены на первом этаже здания. Стены кабинетов украшали живописные полотна с итальянскими видами, среди которых было немало видов Палермо (42).
На полдниках в Ренелле бывало до двадцати человек. Иногда в гораздо более узком кругу императрица пила здесь утренний кофе. В 1851 г., 25 мая, она пригласила сюда на чай братьев - прусских принцев Карла и Вильгельма, а в следующем, 1852 г., в Ренелле был устроен обед в день рождения Марии Павловны, великой герцогини Саксен-Веймар-Эйзенахской - сестры Николая Павловича.
В конце XIX в. здесь проходили и другие события. Д. С. Лихачёв записал рассказ дворцового лакея, переданный им С. С. Гейченко: «Спиритические сеансы происходили у великого князя Петра Николаевича на мысе Ренелла (по южному берегу Финского залива), вдававшемся глубоко в море. У Собственной дачи в Петергофе, где жили Николай II и Александра Фёдоровна, был также мол. Николая и Александру доставляли в Ренеллу тайно»(43).
Князь Роман Романов, чьи детские годы прошли в Знаменке, в своих воспоминаниях описывает как он с сёстрами и старшими дочерьми Николая II ловили рыбу около Ренеллы, как император прогуливался по прибрежной дороге из Александрии в Ренеллу, где поднимался в гостиную, «которую он очень любил». Мемуарист отмечает, что «царь даже попытался купить у моего отца этот павильон - но безуспешно, т.к. мой отец и сам обожал его»(44).
Павильон Ренелла в Знаменском парке. Фото кон. XIX в.
На мыс приходили ловить рыбу и купаться и ребята из расположенных рядом деревень и дети петербургских дачников(45). Один из этих ребятишек спустя много лет напишет замечательные воспоминания о своей жизни в Знаменке. Он, И. П. Андреев, сын садовника имения Знаменка, проживший в этих местах всю свою жизнь, вспомнит, что Ренелла была разобрана на кирпич в 1928 г. Сейчас на месте, где стоял павильон - мощные каменные валуны, остатки кирпичного фундамента и полное запустение…
Для Александры Фёдоровны воспоминания об итальянском путешествии были необычайно дороги. Как писал Гримм, они всегда были яркими и сильными, несмотря на то, что все увеличивались годы, которые отдаляли это событие(46). Ренелла была зримым воплощением этих воспоминаний. Сицилийская башня в местечке Аренелла стал удачно найденным образцом для петергофской постройки, которая, в свою очередь, великолепно дополнила ансамбль парка Александрии и придала ему новые семантические значения памяти об «итальянском путешествии», об осуществлённой мечте.
P.S.
Приложение:.
РГИА. Ф. 469. Оп.8. Д. 1120. Л.1
"О принятии из Собственной его величества конторы хранящихся в Ренелле вещей, найденных в Помпее в присутствии ее величества".
18 марта 1852 года. Начальнику 1-го отделения императорского Эрмитажа действительному статскому советнику Жилю. Из Министерства императорского двора по придворной конторе.
По повелению государыни императрицы покорнейше прошу Ваше Превосходительство сделать распоряжение о принятии из Собственной ее величества конторы при надлежащем реестре хранящиеся в Ренелле вещи, найденные в Помпеи при присутствии Ея Величества и по приеме эти вещи поместить в Новый Эрмитаж в той зале, где будут находиться также вещи, найденные в Помпеи при присутствии Государя Императора, сделать надпись на шкаф вещам подобно той, которая утверждена для шкафа, в котором помещены вещи, найденные в Помпеи в присутствии Его Величества.
Обер-гофмаршал граф Шувалов.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1.Одновременно более конкретным значением слова «курьёз» в XVI-XVIII вв. определялись коллекции редких, странных предметов (кабинеты курьёзов) как природных, так и созданных человеком, далёкие предшественники современных музеев. Эти кабинеты курьёзов существовали в разных формах и разных местах. - См.: Hunt J. D. Garden and Grove: The Italian Renaissance Garden in the English Imagination. 1996. P. 75.
2. См.: Raymond J. An Itinerary Contayning a Voyage. London, 1648.
3. Murray J. A hand-book for travellers in Denmark, Norway, Sweden and Russia. London, 1839. P. 217.
4. Гейрот А. Ф. Описание Петергофа. Петергоф, 1868. С. 120.
5. Юмангулов В. Я. Малые формы парка Александрия. [Рукопись]. 1998. Архив ГМЗ «Петергоф». Л. 8.
6. Более чем через сто лет это цитату воспроизвёл в своей статье о Ренелле знаток Петергофа В. Ардикуца. Он также писал: «В 1846 году на мысе между Знаменкой и Александрией по проекту А. И. Штакеншнейдера был построен в готическом стиле деревянный павильон Ренелла. В архиве сохранился за подписью А.Штакеншнейдера рисунок фасада павильона, который был “высочайше” утвержден 27 февраля 1846 года. Сведений о мастерах, строивших павильон, не сохранилось, но известно, что он был сооружен за два месяца. Для предохранения здания от разрушительного действия морских волн на мысе было создано из гранитных валунов возвышение, послужившее фундаментом павильона. Архитектор Штакеншнейдер удачно выбрал место для павильона и умело включил его в окружающую среду. С видовых площадок Ренеллы открывалась необозримая панорама далей Финского залива. Гармоничное сочетание павильона с живописными рельефом придали этой части усадьбы своеобразную выразительность и привлекательность. Павильон Ренелла был деревянным и нуждался в постоянных ремонтах. Последний раз в документах об этой затее упоминается в 1901 году. От сооружения сохранился лишь мощный фундамент». // Ардикуца В. Павильон Ренелла // Заря коммунизма. 20 мая 1975 г. №59 (3551).
7 «В 1846 году архитектор построил в Знаменке павильон - Готический домик. Строился он на взморье неподалеку от Александрии. Чертежи А. И. Штакеншнейдера были утверждены в феврале 1846 г. На строительство было отпущено сорок тысяч рублей серебром. Заказчица пожелала, чтобы за образец была взята одна из вилл на Сицилии. Из Палермо был прислан план виллы. Готический домик, или Ренелла, как его потом стали называть, был небольшим, двухэтажным. В плане павильон представлял собой прямоугольник с примыкающими по углам башенками. Башни заканчивались островерхими шатрами. Оформление фасадов и интерьеров заставляет вспомнить памятники готического зодчества. Зал второго этажа был декорирован пучками тонких высоких колонн, переходящих в узкие нервюры - ребра сводов, стрельчатые и многолопастные арки. Окна со стрельчатым верхом имели переплеты рам с готическими розетками и цветными витражами. А кровлю венчали ”крестоцветы” - сложный готический мотив». // Петрова Т. А. Андрей Штакеншнейдер. Л., 1978. С. 82-83.
8. Павильону посвящено лишь несколько строк: «На берегу залива архитектор А. И. Штакеншнейдер в конце 1840-х годов построил “готический” павильон “Ренелла”, откуда открывались широкие морские панорамы. Сооружение было возведено по образцу одной из вилл в Сицилии, для чего из Палермо прислали чертежи». // Горбатенко С. Б. Петергофская дорога: Историко-архитектурный путеводитель. СПб. , 2002. С. 232.
9. В. Я. Юмангулов в работе о парке Александрия точно заметил, что «павильон Ренелла обычно относят к сооружениям Знаменского имения...но стилистически он как нельзя более связан с Александрией». См.: Юмангулов В. Я. Малые формы парка Александрии. Л. 8.
10. Вивиана Туров в статье о пребывании царской семьи в Палермо, пишет, что «ротонда» в местечке Аренелла с четырьмя готическими шпилями «очень понравилось императору, и он, в восхищении от увиденного, приказал скопировать чертежи архитектора Джакери, спроектировавшего её. По возвращении в Россию Николай I распорядился построить такое же здание в своей летней резиденции в Петергофе, назвав его “Ренелла” в память о Палермо». Turov V. M. Gli Zar a Palermo: cronaca di um soggiorno // Kalos. Anno XIV. n.1 gennaio/marzo 2002. P. 8 / Перевод А.Д.Рудокваса/.
11. Императрица Александра Федоровна. Биографический очерк, составленный С. П. Яковлевым. М., 1866. С. 99, 114.
12. Нежелание императора отпускать супругу в долгое и дальнее путешествие, её нежелание оставлять семью, дипломатические обстоятельства, - эти и многие другие причины препятствовали исполнению этой мечты.
13. Из записок барона (впоследствии графа) М. А. Корфа // Русская старина. Кн. 1. Т. 101. С. 54.
14.Крым был труднодоступен из-за неустроенности дорог, сложные и напряжённые дипломатические отношения делали невозможной поездку на Лазурный берег.
15. Здесь и далее все даты указываются по старому стилю.
16. Его книга «A tour through Sicily and Malta» была переведена на русский язык и с дополнениями «из разных новейших путешествий» вышла в свет в 1797 и 1816 гг.
17. Броневский В. Б. Записки морского офицера в продолжение кампании на Средиземном море под начальством Д. Н. Сенявина от 1805 по 1810 г. СПб., 1818-1819; 1836 Норов А. Путешествие по Сицилии. СПб., 1828; Чертков А. Воспоминания о Сицилии. М., 1836.
18. Дом был небольшим и по-итальянски он назывался villino (виллочка).
19. L’Olivuzza. Ricordo del soggiorno della corte imperiale russe in Palermo nell'inverno. 1845-1846. Palermo, 1846. P. 17.
20. Георг Вилдинг (1790-1841) служил в англо-германском легионе на Сицилии в 1808-1814 гг. Женился на Катарине Бутера (1768-1816) в 1812 г. Чрезвычайный посланник Королевства Обеих Сицилий в Париже в 1832-1835 гг, в России в 1835-1841 гг. Князь скончался в 1841 г. в Висбадене, похоронен в Ганновере на кладбище Гартен.
21. В том числе здесь были устроены печи, для чего из Петербурга были присланы печники.
22.Starke M. Travels in Europe. For the Use of Traveller on the Continent. Paris, 1836. P. 417.
23.Grosvenor E.M. Narrative of a Yacht Voyage in the Mediterranean during the years 1840,1841. London, 1842. P. 317.
24. Förster E. Handbuch für Reisende in Italien. München, 1848. S. 539.
25. Норов А. Путешествие по Сицилии… С.76.
26. Коралловое дерево - лат. Erythrina corallodendron.
27. Об этом Ольга Николаевна писала брату 22 ноября/3 декабря 1845 г. // ГА РФ. Ф. 728. Оп. 1. Д. 1801а. Л. 8. (Выражаю искреннею благодарность А. Сидоровой за предоставленные сведения). Готовясь к отъезду, императрица захотела взять с собой в Петербург несколько апельсиновых деревьев из этого сада. Они были доставлены в Россию морем и позже росли в петергофских оранжереях. Летом их выставляли на открытом воздухе в Александрии // РГИА. Ф. 490. Оп. 2. Д. 1853. Л. 1-25; там же. Д. 2135. Л.17об.
28. Grimm A.Th. Alexandra Feodorovna, empress of Russia: 2 vols. Edinburg, 1870. Vol. 2. P. 266.
29. Северная пчела. 20 марта 1846 г. С. 254.
30. Северная пчела. 11 декабря 1845 г. С.1114; Санкт-Петербургские ведомости. 9 ноября 1845 г. С. 2703.
31.Автор преподавал великому князю Константину историю.
32. Delaney J., Tobin J. Dictionary of Catholic Biography. 1961. P. 1005.
33. Чертков А. Воспоминания о Сицилии… С. 96.
34.Grimm A.Th. Alexandra Feodorovna, …Vol.2. P. 271.
35.Г. Блумфильд, супруга английского посланника в Петербурге, посетила Коттедж незадолго до возвращения императрицы и видела эти картины. См.: [Блумфильд Г.] Из воспоминаний леди Г. Блумфильд // Русский архив. Кн. 2. № 6. 1899. С. 240.
36. Дневник в. кн. Константина Николаевича. 21 июля 1846 г. // ГА РФ. Ф. 722. Оп. 1. Д. 84. Л. 10.
37. Giordano A. Petersbourg, pendant l’ete de l’anne 1846, ou desciption des fetes celebees a Peterhoff. SPb., 1846. P. 21.
38. РГИА. Ф. 469. Оп. 8. Д. 674. Л. 5об. Неизвестно, было ли это выполненно, или от этого решения отказались в ходе строительства.
39. Название корабля всегда писалось именно так.
40. Гафнер В. В. Три недели в России // Исторический вестник. Т.135. №1. 1914. С. 269.
41.См. подробнее: Пащинская И. О. Праздники в Луговом и Колонистском парках Петергофа в годы царствования Николая I // История Петербурга. 2003. №3. С. 56-64.
42. Для императрицы сразу после её возвращения в Петербург были выполнены девять копий картин с видами Палермо, предоставленных княгиней Бутера. См.: РГИА. Ф. 472. Оп. 17 (6/938). Д. 131. Л. 1. Копии были исполнены художниками Ивановым, Алексеевым, Зельхеймом, Славянским. Им было уплачено по 75 руб. Император распорядился отправить картины в Александрию. В Палермо по желанию императрицы были заказаны три живописных полотна художнику Т. Дюклеру (Duclere, Teodoro, 1816-1869) . Причём темы работ были определены заказчицей. По распоряжению императора доставленные в Петербург они были присоединены к другим полотнам, отправленным в Ренеллу. См.: РГИА. Ф. 469. Оп. 8. Д. 694. Л. 1-1об. В конце XIX в. восемь картин маслом украшали кабинет на первом этаже, пятнадцать были в кабинете второго этажа. (Опись имущества Знаменского дворца.) См.: Архив ГМЗ «Петергоф». Опись 560. Л. 117об, 120.
43. Речь идёт об императоре Николае II и императрице Александре Фёдоровне. См.: Лихачев Д. С. Из прошлого и о прошлом. - Электронный ресурс
http://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/russ_kultura_21.pdf 44. Romanov R., Prinz. Am Hof des letzen Zaren. Munchen, Zurich, 1991. S. 47 / Перевод Е. А. Ганцевой.
45. Андреев И. П. Детство дворцового мальчика. Воспоминания церковного старосты. Электронный ресурс:
http://www.voskres.ru/literature/prose/detstvo.htm.
46. Grimm A.Th. Alexandra Feodorovna, … Vol.1. P. XII.