Кто сидит на траве? (очередная загадка Тициана)

Dec 10, 2007 20:35



Тициан, "Сельский концерт", (Concert Champetre, Pastoral Concert), ок. 1509 г., Лувр

Рассказ об этой картине следует начать с цитаты из статьи Блейка Гопника (Blake Gopnik) из Washington Post, посвящённой выставке "Bellini, Giorgione, Titian and the Renaissance of Venetian Painting" в Национальной галерее искусств.

"Чисто мирская картина Тициана «Сельский концерт» Тициана из Лувра построена по схеме библейких нараттивов вроде картины Пальмы Веккьо «Иаков и Ракель», которая в свою очередь относится к картинам того же композиционного типа что и полотно Париса Бордоне «Мистическое обручение Святой Екатерины». На этой картине изображены вместе Святое семейство и различные святые, и за и изображением нет никакой особой истории.

Все эти картины изображают группы людей, сидящих на траве; по мере того как вы переходите из одной галереи в другую, нужно приложить некоторые усилия, чтобы понять что отличает одну толпу от другой. Эти картины объединяют сходные эмоции и сходные композиции, а разницу в предмете изображения трудно уловить".



Простите мне эту цитату. Не смог отказать себе в удовольствии посмеяться над тупыми американцами.
На самом деле, картина Тициана "Сельский концерт" - одно из самых загадочных полотен итальянского Ренессанса.

Чья картина?

Начать в того, что непонятно, кто автор картины. На сайте Лувра сказано, что в разное время авторство приписывали Джорджоне, Беллини, Пальме Векьо или Себастьяну дель Помбьо, затем считали результатом совместной работы Джорджоне и и Тициана, а сейчас считают картиной Тициана. Рентгеновские исследования, проведённые в 1949 году и в 2005 году подтверждают, что картину, вероятнее всего, начал писать Джорджоне, а закончил Тициан. Он изменил композицию картину. Изначально женская фигура в левом углу картины стояла строго фронтально, с головой, повёрнутой вправо. Тициан развернул фигуру влево, в сторону от сидящих людей.
Так или иначе, картина интересна тем, что это одно из первых произведений пасторального жанра, прообраз для всех прочих картин этого жанра.

Что изображено на картине?

Первое, что привлекает внимание в этой картине - странное сочетание одетых и раздетых фигур. Известно, что она стала прообразом для знаменитой картины



"Завтрак на траве" (1866) Эдуара Мане (точно так же как его "Олимпия" - это парафраз "Венеры Урбинской" Тициана).

Любопытно, что на этих двух картинах свет падает по-разному. У Мане свет "вписывает" обнажённых женщин в пространство картины. У Тициана он подчёркивает женские фигуры, оставляя мужские фигуры в полутенях. Некоторое "отсутствие резкости" на лицах мужчин - это сознательный художественный приём.
Принято считать, что обнажённые женские фигуры - это музы. В частности, Росс Килкпатрик (Ross S. Kilpatrick), автор исследования "Пейзаж Горация на картине "Сельский концерт"" считает, что левая женская фигура - это муза эпической поэзии Каллиопа, которая готова напоить священной водой Проперция (музыкант в красном), а правая женская фигура - это муза музыкального искусства и, соответственно, Гораций.
Он же пишет, что раньше мужскую пару идентифицировали как Апполона, который учил Париса играть на лютне. Соответственно, погонщика овец на заднем плане справа идентифицировали как пастуха, который воспитывал Париса.
Я не буду говорить про разницу в одежде поскольку она очевидна.

Может быть, они геи?

Многие исследователи этой картины пишут о том, что мужчины ведут себя так, будто они не видят муз. Они смотрят друг на друга, не обращая внимание на "аппетитную" женскую натуру. Отсюда можно сделать два вывода. Первый - музы невидимы. Второй - мужчины не интересуются женщинами, потому что они геи. Кристоф Бруар (Christophe Brouard) обращает внимание на то, что увлечённые друг другом часто встречаются на венецианских пасторалях, в частности, у Доменико Компаньолы на рисунке "Два пастуха" из коллекции Британского музея (картину не нашёл).

И это ещё не всё?

От себя лично замечу, что женщину с кувшином можно идентифицировать как Воду, мужчину в красном - как Огонь, мужчину с всклокоченными волосами - как Ветер, а женщину с флейтой - как Землю.
Ещё интересно то, что две женщины похожи друг на друга. Возможно даже, что художник нарисовал одну и ту же натурщицу в разных позах.

искусство

Previous post Next post
Up