До Второй мировой войны в городе Львове, который в то время был частью Польши, проживало около 100 000 евреев, а с началом вооруженного конфликта их число увеличилось до 200 000. Львов был третьим по величине городом в Польше по количеству евреев, которые составляли около трети общего городского населения.
В 1939 году Львов был оккупирован Советским Союзом, в 1941 году занят немцами и окончательно присоединен к СССР в 1945 году. Сегодня он является частью Украины.
В конце войны в городе осталось всего 300 евреев, большинство евреев были депортированы из города, некоторые убиты, другие бежали сломя голову и бросив все. Во время Второй мировой войны Львов для евреев оказался смертельной ловушкой.
Это тем более удивительно, что исторически Львов был городом-перекрестком народов, разделенным между евреями, украинцами, немцами и поляками, которые всегда соседствовали в этих стенах, возведенных в 1250 году в качестве крепости против татар. Несмотря на это многонациональное призвание города и общую историю населявших его народов, отношения между различными этническими и религиозными группами были во Львове настолько напряженными и противоречивыми, что евреям пришлось защищаться не только от депортаций, организованных немцами, но в первую очередь от жестоких погромов, организованных поляками и украинцами, своими согражданами, враждебными евреям даже больше, чем непосредственно немцы.
Очевидно, что имелись глубокие причины, отдалившие евреев от других групп населения и не способствовавшее объединению против общего врага, сначала Советов, а затем немцев; однако эти же народы восстали против евреев, воспользовавшись возможностью свести с ними свои старые счеты.
Данный пост не является оправданием совместной вендетты против евреев со стороны других этнических групп, но имеет своей целью обратить внимание на событие, которое затронуло собой весь регион и способствовало широкому распространению устойчивой враждебности по отношению к евреям.
Этим событием стал грандиозный судебный процесс с участием евреев Галиции (Галичины), столицей которой является город Львов. Именно в судах этого города в конце девятнадцатого века проходил Львовский процесс.
Это был процесс, который затронул каждый уголок Австро-Венгерской империи и который, конечно же, не способствовал установлению атмосферы гармонии, но вместо этого определил тот климат вражды и мстительности, который во время Второй мировой войны вылился в трагедию. Это было далеко не единственное противоречие с евреями, было много и других, связанных с проблемами долга и ростовщичества, но Львовский процесс сыграл первостепенную роль, потому что он затронул самосознание и гордость целого народа.
Львовские рабыни
«Как долго эти шакалы будут продолжать питаться нашими живыми телами?»
С такого заголовка начиналась польская газета (Słowo, 31 июля 1891 г.), описывающая деятельность двадцати семи международных торговцев проститками, которых судили за вовлечение в проституцию и переправку за границу в публичные дома и гаремы Ближнего Востока, Африки и Америки десятков тысяч польских девушек, многие из которых были моложе 14 лет.
Осенью 1892 года, после многих лет завуалированных дискуссий в польско-язычной прессе о таинственных исчезновениях бедных работниц и молодых крестьянок, с яростью разразилось дело о секс-торговле на польской территории. Это дело имело свои последствия на протяжении десятилетий, а в незаконную деятельность сутенеров оказались втянуты не только польские, но и украинские, и немецкие девушки.
Семнадцать мужчин и десять женщин - все евреи и еврейки - предстали перед судом во Львове за то, что они рыскали по Польше и по восточной части Литвы в поисках «человеческого товара» для продажи в заграничные публичные дома и османские гаремы.
Это был путь в один конец, в который вовлекались маленькие девочки, часто без всякого согласия, привлеченные обещаниями лучшей жизни, которые всегда оказывались ложью и в конечном итоге превращали их жизнь в кошмар и в безысходное рабство. Во многих случаях ответственность несли и родители, которые продавали торговцам людьми одну из своих дочерей, думая о лучшем для нее будущем - как рассказывает об этом эмигрировавший в Канаду Мирослав Ирчан - впоследствии ставший писателем.
Евреи эксплуатировали публичные дома глобальной сети, управляемой другими евреями и распространившейся на все уголки планеты, которую они ежегодно подпитывали примерно 10 тысячами проституток. Феномен польских девушек в закрытых домах был настолько распространен, что во многих странах Латинской Америки термин «полака» даже стал синонимом «проститутки» в самом унизительном смысле этого слова.
Львовский процесс не смог остановить торговлю женщинами, которая продолжалась с участием других еврейских действующих лиц до 1930-х годов, вызывая у евреев проблемы и размолвку со всем остальным населением Галиции и Львова, втягивая в это выяснение отношения и центральные институты Австро-Венгерской империи.
Широкое распространение антисемитизма
Факт причастности евреев к этой скрытой торговле людьми определенно не работал в их пользу. Напротив, их участие в этом привело к массовому антисемитизму на европейском континенте.
Пресса того времени, особенно британская, публиковала ужасные истории о женщинах, обманутых ложными обещаниями замужества или работы. В 1889 году, за три года до начала судебного процесса во Львове, газета Bulletin Continental из Буэнос-Айреса заявила, что двести немецких и австрийских женщин насильно удерживаются в публичных домах Буэнос-Айреса польскими еврейскими сутенерами, которых из-за их длинных плащей называли «кафтанами».
Таким образом, польские евреи управляли не только первым этапом вербовки польских женщин, но и всей цепочкой, вплоть до управления публичными домами или «размещением» девушек в пункте назначения.
Это была настоящая торговля женщинами, которая в Османской империи очень напоминала торговлю рабынями, поскольку когда женщина входила в гарем, ей очень редко удавалось выйти из него, её навечно вынуждали к сексу и рабству.
В городе Буэнос-Айрес, в порт которого прибывали девушки, предназначавшиеся для других латиноамериканских стран, количество публичных домов за несколько лет увеличилось с двух до пятидесяти, создавая огромный спрос на проституток, который суммировался с таким же спросом, который возникал во всех уголках Аргентины, в Уругвае, в Чили и в других соседних странах.
И поэтому неслучайно в тех местах термин «polaca» стал синонимом «проститутки».
Такая ситуация, которая повторялась точь в точь во многих других местах, вызвала широкое негодование по отношению к евреям, особенно среди польского населения, которые видело, как повсюду в мире их женщин идентифицируют как проституток. Все это привело к консолидации антисемитизма, поскольку евреи считались первопричиной деградации имиджа польского народа. При этом возмущение евреями затронуло не только поляков, но украинцев и немцев, которые жили в тех же краях.
Более того, другие европейские народы также опасались, что аналогичная ситуация может возникнуть и на их территории.
Разжигающая ненависть торговля польскими женщинами, безусловно, стала одним из факторов, способствовавших созданию непреодолимой пропасти между евреями и неевреями, что затруднило совместное сосуществование в этих районах Центральной Европы. При первой же возможности всплыли все призраки прошлого, обида превратилась в неконтролируемое насилие и для львовских евреев это обернулось резней, даже для тех, кто к этой торговле людьми не имели никакого отношения.