Horas Tuan Nommensen

May 27, 2018 20:43

.

image Click to view



На неделе как раз исполнилось 100 лет со дня смерти Людвига Ингвера Номмензена, великого сына северо-фризского народа, знаменитого Rasul Orang Batak ("апостола народа батаков" по-индонезийски то есть) и достойного продолжателя дела святого Винфреда-Бонифация. У того вроде как раз со фризами немножко не сошлось, но Номмензен учел ошибки предшественника и справился без мученической кончины. Хотя если ихней опиумоторгашеской пропаганде верить, висел на волоске. Один раз типа даже в жертву принести собирались и потом съесть согласно местному старому доброму национальному обычаю, но тут ка-а-а-ак молния сверкнет и гром грянет (https://youtu.be/ZTPRwoPgQks?t=4239), внезапно, как говорится, тут аж все присутствующие прониклись и уверовали. А еще он умел на баяне: https://youtu.be/8FnNzGchGhU?t=457 , так что этих самых батаков (особенно которые "тоба-") конкретно накрыло и с тех пор не отпускает. Они народ музыкальный, гы :) . Ну и, понятно дело, он как лютеранин рубил фишку в теории и практике "людоедской магии", так что с батаками у него срослось. Ну вот. Конечно, его роль в пособничестве проклятым голландским оккупантам-колонизаторам немножко сомнительна, или наоборот даже прямо таки неприлично слишком несомненна, я в курсе, но и с другой стороны акцентирование этой самой роли тоже наводит на подозрения. Батаки, особенно протестанты, в этой самой Индонезии типа "запасные китайцы", как армяне для евреев. Не для евреев то есть, а для тех, кто за них после евреев возьмется, согласно русофобскому анекдоту. Так что книжку я себе в закладки заложил: http://ipll.manoa.hawaii.edu/shared/Utusan_Damai-130910.pdf , поищу только немецкий или английский оригинал или перевод, если есть, а то в лом мне чего-то столько на бахасе лопатить (не то чтобы я знал ее сильно хуже английского, то есть вернее наоборот, мой английский настолько хренов, что и индонезийский до схожего уровня подтянуть небольшая проблема, но гугль-транслейт, без которого я все равно нифига не пойму, лучше справляется именно с инглишем, а с другими какой-то испорченный телефон все время получается), а тема интересная. Пока по беглому взгляду возникло подозрение, что аффтар льет воду на мельницу индонезийского национализма (в "государственническом" смысле), а то и ихнего (полу)фашистского в плохом смысле слова "нового порядка". Немец, чё с него взять. Хоть и колониализм взялся разоблачать, там по Намибии правильно заметил, что ихнее "Рейнское миссионерское" намутило нехороших вещей, но на Суматре, имхо, все было не так однозначно. Было неоднозначно, а щас, подозреваю, разоблачать роль расистского колониализма в христианизации батаков на индонезийском языке и для индонезийцев - это дело однозначно нехорошее, или как минимум очень сильно подозрительное. А Сисингамангараджа №12 хоть и числится национальным героем-"пахлаваном", но это он у властей которые в Джакарте им числится, а для обычных тоба-батаков ихний пахлаван таки как раз внезапно залетный фриз Номмензен, который опираясь на штыки голландских оккупантов (практически как залетный англосакс Бонифаций за тыщу с лишним лет до того на франкские копья, гы) с этим самым Си-12 там разбирался. По впечатлению сужу, конечно, а всех батаков я на эту тему не опрашивал, да и не всех тоже, поэтому могу заблуждаться. А Си-12, имхо, совершенно зря стал там строить из себя политическую фигуру и реального "махараджу", его авторитет у тоба в общем-то традиционно на том и базировался, чтобы не лезть куда не просят, но если уж спросят - тогда уж авторитетно без дальнейших обжалованиев выносить окончательные. Да и остальные "раджи" тоже сильно не борзели, а то народ там взбаломошный и, если что, особо залупающегося и схавать могли, причем живьем. А "мангараджи" таки не реально главные, а все-таки скорее "первые среди равных" в коллегии. Так что когда 12-й стал из себя строить, это напрягло и прочих "раджей" и ширнармассы. И еще там были ваххабиты местного разлива. С севера Ачех, с юга (не к ночи будь помянут) Туанку Имам Бонджол. Тоже индонезийский национальный пахлаван. К тому времени, правда, его голландские оккупанты малость окоротили уже и "падриты" слегка присмирели, но память осталась. Чувак по самым скромным оценкам накрошил батаков в разы больше чем голландцы по самым завышенным. А может и в десятки раз. Да и "своих", минангкабау, не слишком жалел. Х. з., может по шариату реально и положено насильно в ислам не обращать, а тех которые уже вроде как мусульмане вообще не трогать, но у него там наверное было свое мнение по этому вопросу. И тут внезапно появились какие-то немцы, причем даже один из них чего-то балакает вроде как понятно и объясняет доходчиво что типа "не человек для субботы", то есть можно и бухнуть если чё и могилы предков посещать не западло (учел первоначальные ошибки христианизации фризов и отдельные моменты аккуратно обошел по-ходу :)), так что это оказалось для них там в сложившейся ситуации интересным вариантом. Да и "людоедская магия" опять же. Так что вот так. А если бы Номмензен реально бы там кого-нибудь бы напряг и расстроил, он бы до старости определенно не дожил бы. Батаки ребята чёткие, это они сейчас присмирели, а тогда были огого. Все вышесказанное, конечно, не исключает того факта, что эти самые миссионеры en masse исходили из самых что ни на есть расистских предпосылок и прямо и откровенно соучаствовали в колониальном грабеже и геноциде местного населения. Но местами была и есть местная специфика, и ее таки тоже необходимо учитывать. Такая вот "диалектика". А Номмензен молодец. Не стыдно за чувака. Вот отдельные нацмены, бывает, вроде того же "чудесного грузина", оказываются внезапно ... ну вот навроде его, "грузина", и оказываются. Прямо стыд и позор. А Номмензен не подвел. Вечная память и слава, короче.

Оригинал на dreamwidth: https://nibeljmies.dreamwidth.org/134826.html.
Комментариев:

nusantara, наподумать, дата, ислам, gesta danorum, fryske frijheid, немцы

Previous post Next post
Up