Лекция перед концертом

Oct 07, 2017 09:43


Послушать перед концертом лекцию, настраивающую на восприятие и более глубокое понимание происходящего на сцене, было отличной идеей. Мои познания в теории классической музыки довольно скромны и ограничиваются, пожалуй, личным интересом к определённым творцам да сведениями, полученными из небольшого количества популярных книг и редких школьных уроков. Ляле Кандауровой за 50 минут рассказа удалось вооружить меня представлениями о структуре симфонического концерта, создать образ ноктюрна (от фр. nocturne - "ночной") и скерцо (итал. scherzo - "шутка"), дать повод улыбнуться апокрифу - музыкальному мему "Так судьба стучится в дверь". Я узнала о "дансантной" и "недансантной" музыке (последним эпитетом, кстати, критики отметили творчество гениального П.И. Чайковского), познакомилась с манерой исполнения разных дирижёров, запомнила, что Бетховену лучше удавались "нечётные" симфонии, а Шостаковичу была близка идея баланса творческих и бытовых невзгод и удач. Так что теперь могу с искренним интересом следить за афишей Клуба любителей искусства Way2Art и просветительскими беседами отлично владеющего материалом лектора.

Вот как описано прошедшее мероприятие на сайте ММДМ:
"5 октября Дом музыки совместно с клубом Way2Art представили первую встречу просветительского проекта «ConcertTalk или концерт с толком». На новом месте, в фойе Светлановского зала, увлекательную лекцию «Симфония как летопись» провела Ляля Кандаурова - музыкант и журналист, постоянный автор журнала Seasons. Модератором встречи выступил один из основателей клуба Way2art Алексей Стеблёв.
Лекция предварила концерт абонемента «Шедевры на все времена №1», в рамках которого сочинения Л. ван Бетховена и Д. Шостаковича исполнили Национальный филармонический оркестр России под управлением эстонского маэстро Михаила Гертса и венгерская скрипачка Агнеш Лангер. Гости Дома музыки познакомились с историей создания знаменитых творений великого венского классика и выдающегося мастера-симфониста ХХ века, узнали, что объединяет этих музыкантов и две эпохи, в которые они творили, поразмышляли над основной идеей концерта. Иллюстрациями к рассказу служили аудио- и видео-фрагменты из произведений композиторов.
В своем рассказе Ляля Кандаурова остановилась не только на исполняемых в этот вечер произведениях, но и познакомила слушателей с концертным церемониалом конца XVIII - начала XIX веков, изменившегося с появлением масштабных симфонических опусов Бетховена: «Концерты проходили совершенно по-иному, они могли длиться 3-4 часа и публику это совсем не удивляло. По-другому выглядел дирижер, ничем в то время не отличавшийся от капельмейстера, а подчас его функцию мог исполнять и вовсе первый скрипач в оркестре. Кардинально отличался концертный зал - как правило, концерты проходили в небольшом театре. Симфоническая музыка тогда вообще не считалась олицетворением чего-то важного и, по мнению публики, не несла глубокого философского смысла, а скорее была приятным дополнением и украшением какого-то события»."

Источник

любопытно, музыка, интересные люди, Москва, искусство, впечатления

Previous post Next post
Up