(Untitled)

Apr 20, 2019 22:18

Итак, мы остановились на том, что г-н Рассказчик сознается в том, что схитрил да и предупредил нас об этом "из вежливости". В чем именно схитрил не скажет, ибо хочет избегать всякой ясности. Также мы узнаем, что без первого романа БК обойтись никак нельзя, а без второго можно, и даже нам дается к этому "самый законный предлог". По части намеков еще ( Read more... )

Братья_Карамазовы

Leave a comment

likushin May 12 2019, 14:00:13 UTC
Гм. "По первому пункту, вам видимо очень хочется, чтобы за некоторыми сентенциями Рассказчика скрывался сам автор, в отдельных местах вы даже на этом настаиваете".
Никак нет-с. Г-н Рассказчик - "самодеятельный" персонаж, автор "за ним скрывается" в той же степени, что и за прочими действующими лицами.
Это первое возражение.
Другое. "Достоевский избегает всякого суждения о своих персонажах, даже на уровне композиционном, самим фактом описания, он их не описывает, он "свидетельствует".
Достоевский даёт "суждения" одних персонажей о других, порой он даже "свидетельства верные" персонажей о себе перепоручает другим персонажам. Примером сему "житие" Зосимы.
Такие у него "прятки".
По одному этому обстоятельству "позиция автора романа" не может совпадать "со зрительской", на мой взгляд. Но вот каким образом у Вас "позиция автора романа" слилась с "позицией (и читателя)", каким-то чудом отделившегося от "зрителя", я, разрази меня гром, не догадываюсь.
:)

Reply

ni_spb May 12 2019, 22:13:42 UTC
Оставим пока метафизику, начнем с герменевтики. В целях,так сказать, осмысленности дальнейшей беседы. Я потихонечку прочитала вашего Убийцу в рясе (возможно что-то пропустила, трудно из архива жж читать). Поняла, что "второй том" у вас это столп, в нем разрешаются все противоречия романа, без него даже и убийца выясниться не может. Я же собираюсь исходить из романа "как есть". В числе прочего это означает, что противоречий нет, рассказчик не врет (разве только умалчивает), черновики и письма к Каткову остаются черновиками и письмами к Каткову.
По причине разности установок, любой текстовый факт будет трактоваться нами по-разному. Вот, например, вы обнаруживаете, что персонаж Алеша цитирует Рассказчика, закавыченно, так чтоб в глаза бросилось читателю. И этот факт не является для вас свидетельством, сближающим Алешу и Рассказчика, намеком на их тождество (как для меня). Вы приходите к выводу, что Рассказчик врет.
Имеет смысл беседовать при таком раскладе? Или монолог продуктивней?

Reply

likushin May 13 2019, 08:00:16 UTC
"Метафизику" я не задевал.
Но!
"Второй том" для меня не "столп" (это важно, и Вы на этом пункте ошибаетесь); в своих штудиях дурацких я, как и всякий ненормальный человек, исходил из данности, именно: имеется роман, т.е. роман "как есть"; он полон, как и дом старика Карамазова, чуланчиков и разных пряток; вот по этим чуланчикам и пряткам я и пролазал несколько времени сряду. Как лазал, в какие щели подглядывал, в каком соре рылся - другой разговор, "поэтический".
Что до близости названных персонажей, то она, известного рода, разумеется, наличествует; а и как сему не быть?! Ведь это г-н Рассказчик рассказывает об Алёше, г-н Рассказчик знает о нём столько, сколько, может статься, и самый разсвятой старец знать не мог. Но это не признак тожества, это, скорее, улика против обоих этих персонажей и их, определённо, "сговора".
:)
А монолог или диалог - тут Ваша воля.
Со все к Вам почтением.

Reply

ni_spb May 13 2019, 22:29:56 UTC
Метафизику задевала я (аргумент "онтологический"), вы просили разъяснений.

Не столп, говорите.
Сговор Алеши и Рассказчика осуществляется у вас где-то в виртуальном пространстве второго тома (где рассказчик адвокат), в романе "как есть" такой сговор это что-то из разряда свободной фантазии. Небрежность Достоевского гораздо правдоподобней. А социализм Алеши откуда у вас берется? В романе-то его нет. Излагающему общие места тогдашней "просвещенной мысли" Красоткину, Алеша говорит, что ему жаль извращенную грубым вздором прелестную колину натуру.
То есть прописано недвусмысленно.
Ответьте, короче, получился бы ваш (крайне занимательный) трактат по демонологии без второго тома или нет?

Reply

likushin May 14 2019, 08:59:24 UTC
"Сговор" г-на Рассказчика и протагониста начинается в первом романе, самим фактом рассказа о совершившем нечто герое; рассказ исполнен симпатии к протагонисту, он и объясняет и оправдывает последнего. Всё это есть в тексте Достоевского, всё это показано Вашим непокорным слугой. Посему цитат избегаю ( ... )

Reply

ni_spb May 14 2019, 19:20:23 UTC
"Сговор" г-на Рассказчика и протагониста начинается в первом романе, самим фактом рассказа о совершившем нечто герое; рассказ исполнен симпатии к протагонисту, он и объясняет и оправдывает последнего.
Нисколько не думаю с этим спорить. Но адвоката в этом романе нет и он не нужен.
Небрежность" Достоевского вызывает улыбку. Этим старым фокусом чего только не "объясняли".
Беда интернет-общения в том, что люди реагируют только на последнюю фразу собеседника, запомнить на 1 комментарий вглубь уже непосильно. Про небрежность это была ирония, не думала я, что мне придется пояснять.
Так что это не у меня "берётся", это из общих мест.
Я так и подумала, что из общих мест.
"А" и "Б" сидели на трубе...
Вот это вы очень удачно :-) А упало, как вы знаете, но и Б тоже пропало. Что осталось на трубе? Мне, знаете ли, ответ представляется очень важным.

Reply

likushin May 15 2019, 07:36:40 UTC
Всё просто: "А" упало на клумбу под звёздами, "Б" - Бог "пропал" из души сего "А".
Осталось "С".
Я всегда удачлив, особенно в "метафизике".

Reply


Leave a comment

Up