Я поздравляю всех со Всемирным днем архитектуры, который отмечается 1-го июля. Несомненно, вечерняя прогулка по львовской площади Рынок очень подошла бы к этому празднику. Но все-таки сегодня я напишу о родном городе. Вернее, о тех архитекторах и их творениях, которые сделали лицо Харькова неповторимым. Ведь как ни как я тоже работаю в Харьковском национальном университете строительства и архитектуры. Пускай и не архитектором J.
Каждый раз, когда я иду на работу, смотрю на памятник самому известному зодчему Харькова Алексею Николаевичу Бекетову. Он сооружен перед входом в наш университет.
А.Н.Бекетов прожил большую и яркую жизнь. Хотя говорят, что природа отдыхает на детях гениев, но, возможно. потому, что детям гениев не нужно повторять родителей, а идти своим путем. И тогда у них откроются другие таланты. Именно так было у Алексея Николаевича. Его отцом был Николай Николаевич Бекетов - академик, основоположник физико-химической науки. Да и другие члены семьи были на уровне. Брат - Андрей Николаевич - знаменитый русский ботаник, а сестра стала матерью Александра Блока и сватьей Д.И. Менделеева.
Вообще говоря, архитектура - такая синтетическая область, которая вбирает в себя весь багаж культуры того, кто себя ей посвятил. Это и полет фантазии, и строгий инженерный расчет. И для создания архитектурных шедевров требуются недюжинные знания во многих и многих отраслях человеческой деятельности.
За свою жизнь (1862-1941) Алексей Николаевич возвел около ста зданий. И в его архитектурных работах красота неотрывна от функциональности, лично руководя строительством, он применял передовые достижения стротельной техники. Излюбленным стилем Алексея Николаевича был русский классицизм. Однако часто в своих проектах он использовал декоративные мотивы античности, Возрождения, барокко, модерна. Специалисты отмечают в зданиях, принадлежащих Бекетову, прекрасное чувство ансамбля, масштабности и пропорций.
Конечно, лучшие его проекты были воплощены в жизнь до І-й мировой войны. Вот комплекс зданий на нынешней площади Конституции. На моей фото слева Дом науки и техники, справа - здание театра кукол. Беккетов их проектировал как здания банков - Торгового банка (1899 г.) и Волжско-Камского коммерческого банка (1907 г.).
Не менее красив и комплекс зданий на улице Совнаркомовской.
Харьковский художественный музей (1896 г.)
ДК милиции (в прошлом дом Алчевских, 1893 г.)
И жемчужина харьковского архитектурного наследия - Дом ученых, который расположен в особняке, построенным Бекетовым для самого себя (1900 г.).
Внутреннее убранство Дома ученых сохранилось с бекетовских времен. У меня нет специально отснятых фото, но вот два снимка с последнего харьковского концерта Сергея Задворного, который проходил в Доме Ученых.
Кроме этих зданий Алексей Николаевич спроектировал здание главного корпуса Юракадемии, Электротехнический корпус ХПИ, осуществил ряд проектов гражданского и жилищного назначения в Донбассе, Киеве, Баку.
Некоторые мои друзья по ЖЖ знают с каким пиететом я отношусь к библиотекеам и библиотекарям. И больше всего в биографии Алексея Николаевича меня поразил тот факт, что он возвел здание Общественной библиотеки (ныне городская библиотека имени Короленко, крупнейшая в Харькове - 3 млн. единиц в фондах), не взяв за это ни копейки.
А еще он основал Союз архитекторов СССР, был действительным членом Академии архитектуры, и преподавая в технологическом и художественном институтах, заложил основы харьковской архитектурной школы.
Проекты и здания наших архитекторов известны далеко за пределами Харькова. И одним из значимых творений харьковской архитектурной школы являются станции Харьковского метро. Во время их строительства было использовано много технологических новшевств, но они еще и просто красивы и изящны без помпезности. И символично, что станция метро рядом с домом, где жил великий архитектор, носит его имя. А внутри станции находится красивый витраж с портретом зодчего.
Современник Алексея Николаевича Бекетова, первоклассный архитектор Владимир Николаевич Покровский не столь известен широкой публике. Однако градостроители Польши, Украины и России адекватно оценивают масштаб его дарования и соперничают за право называть его своим. С 1907 по 1917 год В.Н.Покровский был главным архитектором Харьковской православной епархии и построил более 30 храмов, 10 из которых, по оригинальным проектам. За самый удачный свой проект - церковь в Томашове - архитектор получил перстень из рук императора Николая ІІ. В Варшаве он построил ветеринарный институт, три гимназии, Мариинский приют и доходный дом Николаевского приюта, также им был возведен железнодорожный вокзал в городе Хелм. Я бы хотела показать два харьковских шедевра этого знаменитого архитектора.
Первый из них - это реконструкция. Владимир Николаевич перестроил здание Жирардовской мануфактуры. Раньше в этом здании находился Исторический музей, теперь здание передали Покровскому монастырю и в этом прекрасном образчике харьковского модерна теперь находится магазин церковной утвари, центр работы с паломниками и церковно-исторический музей. К сожалению, фотография не очень хорошо вышла, потому что снимала против солнца.
Этот вид получше, но он снимался сквозь пыльные окна маршрутки L.
Вторая работа В.Н.Покровского, которую хочется показать друзям, это харьковский «Дом с химерами». Находится этот дом на улице Чернышевской, 79. Был построен для частной гимназии Е.Н.Покровской, сестры художника. Учитывая, что в элементах декора зодчий использовал элементы английской готики - химеры, тритоны, саламандры, волки и мифические злые птицы - получился такой Хогвартс харьковского разлива. К сожалению, снять его нормально мешало солнце, деревья и трое достаточно агрессивно настроенных бродячих собак.
Сейчас здание тоже служит воспитательным целям, здесь находится общежитие театрального факультета Харьковского университета искусств. В 2001 году дом привлек внимание фанатов Толкиена, поскольку после выхода первого фильма из цикла «Властелин колец» стало заметно, что вот эти химеры имеют большое сходство с персонажем, который не хотел отдавать кольцо Фродо. Догадались, что речь идет о Горлуме? Некоторые в нем сходство и с президентом России находили.
Вот одна из парных химер, при виде которой всякая нечисть в голову лезет.
Однако кроме всяких мифических гадов в декоре здания запечатлен бюст его создателей В.Н.Покровского и его помощника П.В.Величко. Как я ни присматривалась к балкону второго этажа, под которым должны быть эти бюсты, я ничего там не увидела. Поэтому приходится брать эту фотку из Википедии. У студентов университета искусств есть примета, что нужно угостить сигареткой бюст Покровского, чтобы успешно сдать сессию.
К сожалению, эта погрудная скульптура - единственный памятник выдающемуся архитектору, хотя несомненно лучшими памятниками являются сооруженные по его проектам здания. Ну и Всемирный День архитектуры тоже учредили для того, чтобы мы хотя бы раз в год отдавали дань застывшей музыке на улицах наших городов и ее создателям.