Прогулки по Одессе. Улица Пушкинская

Jan 19, 2012 18:38



Сегодня хочется вспомнить наши прогулки по прекраснейшей улице Одессы - улице музеев, культурных и административных учреждений, банков и ресторанов. К сожалению, нет фото  именно улицы, а только отдельных зданий на ней. Улица старинная, засаженная платанами и крытая итальянской брусчаткой. Отсюда, наверно, и ее старинное название Итальянская.

Улица длинная, соединяет Приморский бульваp с вокзалом. Поэтому одна из последних одесских фото снята, когда мы шли по ней к вокзалу. Это мозаика Старо-Ильинского мужского монастыря. Мозаика прямо на стене монастыря выполнена и блестит позолотой, очень красиво.




Хороший вид монастыря не удалось снять, муж поторапливал, чтоб на поезд не опоздали.

Этот дом засняла, потому что он мне показался живописным. Но поскольку исследовательская жилка требует все найти и отклассифицировать, не публиковала этот пост, пока не нашла сведения о нем. По картинке вообще искать трудно, я его даже сначала с отелем «Бристоль» перепутала и советовалась с мужем, который меня раскритиковал. Но потом мне удалось рассмотреть на фото номер дома, и Google помог определиться. Оказывается, дом этот на Пушкинской, 59 называется дом Раухвергера и создан в 1893 году по проекту архитектора Л.Л.Влодека, того который и знаменитый одесский Пассаж проектировал.




Дом и правда красивый. Но кроме того, стала выяснять, кто же такой Раухвергер. И оказалось, что Раухвергер М.Р. - это довольно известный композитор, который родился и жил в Одессе, а потом переехал в Москву. Сначала я думала, что он жил в этом доме. Но Википедия об этом ничего не знает, а я нашла и другого Раухвергера И.И., который был владельцем доходных домов и металлопромышленником, и это его дом оказался. Вот здесь на фото № 16 http://ostrozub.com/2012/01/december-11/.

А ниже фото здания знаменитой одесской гостиницы «Бристоль» (ныне «Красная») и арт-кафе «Онегин» неподалеку от нее. Зданию гостиницы ныне присвоен статус памятника архитектуры, а построена она была в 1898-1899 годах по проекту архитекторов Александра Бернардацци и Адольфа Минкуса. Тогда она была одной из самых роскошных гостиниц Одессы. Убранство ее интерьеров можно увидеть в комедии «Дежавю». Американский шпион Джонни Поллак, приехав в Одессу, поселился в отеле «Червоний», что в переводе с украинского означает гостиница «Красная».







Напротив гостиницы «Красная» расположено здание Одесской филармонии. Здесь тоже архитектор Бернардацци постарался и в том же 1899 году.




Однако первоначально здание было совсем не храмом муз, а скорее, Меккой финансовых воротил, поскольку возводилось в качестве «Новой купеческой биржи». Автором проекта был молодой, подающий надежды архитектор Викентий Прохаска. Именно ему пришло в голову взять за основу для будущей биржи стилистику венецианского Дворца Дожей. Поэтому в путеводителях пишут, что здание является образцом венецианского неоренесанса.

После того, как детище Прохаски завоевало первое место на конкурсе проектов, его значительно переработал Александр Бернардацци, который в то время был главным городским архитектором. Лепные украшения и интерьеры были выполнены скульпторами М. Л.Молинари, М. Д.Менционе, Б.В.Эдуардсом. В результате получилось то, что Ильф и Петров иронически именовали «ассиро-вавилонским стилем».

Филармонией здание биржи  стало в 1946 году. Наверно, при принятии этого решения тогдашние власти руководствовались исключительно одесским юмором. Дело в том, что биржа - место ведения переговоров и заключения контрактов, условия которых не подлежат разглашению. Поэтому по специальному заказу Купеческой гильдии в проекте здания подобное обстоятельство было учтено, и даже разговор двух стоящих рядом людей трудно было внятно расслышать. Так что по наследству от биржи одесской филармонии досталась антиакустика. И лишь недавно во время реконструкции зала с помощью применения особых современных технологий удалось преодолеть эту проблему.

К бирже имеет отношение и красивое здание, расположенное по адресу ул. Пушкинская, 14. Оно было возведено как отель «Биржа» в 1887 году под руководством архитекторов В.А.Сгибнева и В.М.Кабиольского. А сейчас в нем фирмы и магазины, «Grand Premier» - один из них.




Совсем неподалеку от филармонии и сразу за гостиницей «Красная» в здании бывшего отеля «Норд» расположился маленький музей А.С.Пушкина. Поэт снимал квартиру в этом доме у домовладельца Сикара. Музей маленький и уютный, но личных вещей поэта в нем нет. В лучшем случае экспонаты той эпохи, взятые из запасников других музеев. Зато на улице перед музеем стоит очень симпатичный памятник молодому поэту. Одесситы и гости города ведут себя с гением довольно фамильярно - лезут с объятиями и рукопожатиями и трость время от времени крадут.




Вот и нам тоже захотелось с Александром Сергеичем сфотографироваться.




Вспоминаю еще, что во время осмотра музея Пушкина удивило то, что в Одессе долгое время жил и был похоронен младший брат Пушкина Лев. Он любил брата, но известие о его смерти дошло до него на Кавказ, где он тогда служил, только через месяц. Лев очень сильно переживал и по свидетельствам очевидцев рвался в Париж, чтобы вызвать на дуэль Дантеса. В Одессе он поселился в 1842 году, когда ушел в отставку, и работал на госслужбе в Одесской портовой таможне.

Лев Сергеевич обладал феноменальной памятью и помнил множество неизданных стихов брата. Он опубликовал воспоминания о нем и «Биографическое известие об А. С. Пушкине до 1826 года».

А сейчас по прошествии времени мне, перебрасывая мостик из 19-го века в 20-й, от поэтов пушкинской поры до поэтов «расстрелянного возрождения», хочется процитировать еще одно понравившееся мне стихотворение Павла Тычины. Я его специально для этого поста приберегла.

ПЕРЕД ПАМЯТНИКОМ ПУШКІНУ В ОДЕСІ

Здоров будь, Пушкін мій, землі орган могучий!

І ти, морська глибінь, і ви, одеські тучі!

Я тут у вас в гостях, і всім я вам радий.

Не гнівайтесь за сміх: іще ж я молодий.

Залузаний бульвар. Бульчить калюжна плавань.

І Пушкін на стовпу - пливе у грязь, як в гавань.

Куди ж ти, підожди! - не хоче говорить.

Внизу сирени рев і море бурунить.

То ж вдячнії сини невдячної Росії

поставили його... плечима до стихії.

Стій боком до людей, до многошумних площ;

Господь стихи простить і епіграмний дощ...

Ах, море і поет! Та хто ж вас не боїться!

Свободи чорний гнів. І блиск, і гарт, і криця.

Поетом буть добро: помреш - то од свобод

все боком ставлять нас, щоб не впізнав народ.

ВІТЕР З УКРАЇНИ. Харків. 1924; передрук із зб. ПОЕЗІЇ. Харків, ДВУ, 1929, стор. 16.

Правда, эти стихи Тычины не к приведенному в этом посте памятнику обращены, который только в 1999 году  был создан скульптором Александром Токаревым. Они о том знаменитом памятнике на Приморском бульваре, на  возведение которого одесситы собирали деньги всем миром. Вот он. И, действительно, стоит боком к морю.




Музей Пушкина расположен по адресу ул. Пушкинская, 13.  А напротив, по адресу Пушкинская,12, в июне 2004 года был открыт одесский дворик искусств. Вот как здесь живописно - тротуарные плиты из вулканической плитки и росписи современных одесских художников.













После визита в этот замечательный дворик, нам захотелось и дальше приобщиться к  искусству, и мы с Толиком посетили еще два музея - Музей западного и восточного искусства и Одесский музей частных коллекций имени А.В.Блещунова. Эти музеи расположены неподалеку, но уже на других улицах. Мне хотелось бы посвятить отдельный пост художественным музеям Одессы, но, к сожалению, не могу это запланировать на ближайшие пару недель.

Отдых, Одесса, Павло Тычина, Пушкин

Previous post Next post
Up