«Для памяти потомству своему»: дворянский и купеческий портрет

Aug 12, 2016 15:30




12 августа в Музее изобразительных искусств (Софийская пл., 2) начинает работу мини-выставка (6 произведений) из цикла «Живая экспозиция» «Для памяти потомству своему. Дворянский и купеческий портрет XIX в. из собрания Новгородского музея-заповедника».
На выставке к числу дворянских портретов принадлежит небольшое изображение неизвестной девушки  в сшитом по моде 1840-х гг. белом платье с рукавами-буф и легкой газовой пелериной на плечах. Автор портрета Н. Чемесов, возможно, сын прославленного гравера екатерининского царствования Е.П. Чемесова. Аналогичный портрет находится в собрании Эрмитажа, а Новгородским музеем данная работа была приобретена в начале 2000-х гг.

Среди представленных на выставке купеческих портретов особого внимания заслуживает исполненный  в 1818 г. нижегородским художником П.П. Веденецким «Портрет И.П. Кулибина». Известный изобретатель и механик-самоучка представлен сидящим у стола с циркулем в руках в окружении своих изобретений. На столе изображен телескоп, на котором висят часы «в гусиное яйцо мерою, достойные удивления и великой похвалы», на фоне - чертеж инженерного чуда своего времени - однопролетного трехсотметрового деревянного моста через Неву. Находясь на службе в Петербурге, Кулибин, верный обычаям своего сословия, отказывался оставить русское платье и сбрить бороду, чтобы получать общие отличия - чины, ордена и т.д. Императрица, узнав об этом и одобряя уважение талантливого изобретателя к обычаям, пожаловала ему в 1778 году особую золотую медаль «За заслуги» для ношения на шее на Андреевской ленте, с которой он изображен на портрете.


Интересны парные портреты супружеской четы неизвестных боровичских купцов работы провинциального живописца А.С. Валялова. Художник сохранил для нас образ и колорит купечества, в котором царили патриархальные отношения. Статика поз, подчеркнутая суровость лиц, внутренняя неподвижность и замкнутость создают ощущение застывшего времени, в котором существуют изображенные. Они словно являются зримым воплощением предписаний «Домостроя». Но эти внешние  формальные признаки на языке сословной культуры имели совершенно иное значение. Они оказывались равнозначными пониманию незыблемости, уважительности, серьезности и добротности.

выставка, Музей изобразительных искусств, живопись

Previous post Next post
Up