11 августа в Государственном Русском музее открывается выставка «Сильвестр Щедрин и школа Позилиппо. К 225-летию со дня рождения художника». В экспозицию вошла и картина С. Щедрина «Вид Вико между Кастелламаре и Сорренто» (1828) из коллекции Новгородского музея. В составе выставки около 100 произведений С.Ф. Щедрина и наиболее известных мастеров школы Позиллипо из собрания Русского музея и других музейных собраний. Выставка позволит зрителям впервые увидеть произведения значительного мастера отечественной живописи рядом с полотнами его европейских современников-пейзажистов. Выставка продлится до 14 ноября.
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) - один из выдающихся русских живописцев романтической эпохи. Одним из первых он начал выполнять пейзажи непосредственно с натуры, убедительно передавая световоздушную среду и воплощая в своих работах представление о единстве человека и природы. Полотна Сильвестра Щедрина, давно ставшие классикой отечественной пейзажной живописи, высоко ценили современники и потомки мастера.
С 1818 года и вплоть до самой смерти Щедрин жил в Италии, однако написанные на Апеннинах картины отправлял на родину. Работая в Риме и Неаполе и окрестностях этих городов, Щедрин оказал значительное влияние на становление южноитальянской пейзажной школы (так называемой школы Позиллипо), объединявшей довольно значительную группу художников из Италии, Голландии и Германии (Антонис Питлоо, Джачинто Джиганте и другие).
Особенно привлекали русского художника небольшие города на юго-восточном берегу Неаполитанского залива - Кастелламаре, Вико и Сорренто. Художника захватила красота увиденных мест с высокими скалистыми берегами и далеко простирающейся гладью залива. Эти города возникли на месте древней Стабии, погибшей в I в. н.э. от извержения Везувия вместе с Помпеей и Геркуланумом. Здесь сохранились руины древних храмов и терм, к морю вели высеченные в скалах полустертые ступени. В Кастелламаре и Вико художник написал множество этюдов и картин. В пейзаже «Вид Вико между Кастелламаре и Сорренто» Щедрин едва ли не впервые показал широкое морское пространство, наполненное светом и воздухом. Вдали виден обрывистый берег, на вершине которого небольшая церковь Санта Мария с разрушенной колокольней. Песчаный берег с выступами и камнями оживлен фигурами рыбаков и рыбачек, среди которых выделяется изображение рыбака, стоящего на камне. Прекрасный колорист, умело использующий декоративное звучание локального цвета, он особенно внимателен к передаче солнечного света и воздушной среды, объединяющей все элементы композиции. Изображая вид конкретной местности, художник создает обобщенный образ, проникнутый подлинной поэтичностью и гармонией человека и природы.