Век учись - дураком помрёшь.
(Суровая истина)
Из 1987 года отправляемся на три годика назад. Такие шатания по шкале времени не должны смущать читателя. Это не дневник, а некоторые из описываемых событий оказались весьма растянуты во времени. Например, учёба в институте, которая продолжалась практически шесть лет. Тема эта выделена в отдельную главу, поэтому мы и возвращаемся к самому началу, в осень 1984 года.
Первого октября начались занятия. Занимались мы здесь же, в НИИ ТП, на последнем этаже одного из корпусов. Собственно, весь этаж и был предназначен для этого. Гардероб, коридор и несколько классных комнат-аудиторий. В отличие от главного здания на Юго-Западе, у нас предлагалась только одна специальность, каждый год разная. Я попал на радиотехнический факультет и выбора, как догадываетесь, не было. А подождав годик-другой, можно было попасть на радиоконструкторский, или на специальность, непосредственно связанную с вычислительной техникой. Учились, повторю, на предприятии, однако на лабораторные работы всегда, а на зачёты или экзамены иногда, приходилось ездить через весь город в МИРЭА. Говорили - еду на Юго-Запад.
Здание МИРЭА на Юго-Западе (найдено в Интернете)
К моему разочарованию, первые два года ни о какой радиотехнике не было и речи.
Та же самая математика, физика, история... Математика и физика, конечно, утомляли. На лекции вроде бы всё понятно, а как доходит до зачёта или экзамена - тёмный лес. Может, играло свою негативную роль то, что дома я учёбой практически не занимался. В будни возвращался поздно, а тратить на это дело выходные не особо хотелось. С Историей КПСС - проще. Всё-таки гуманитарный предмет, запоминается лучше. Да мы это вроде бы ещё в школе проходили. Преподавателем по истории партии была довольно интересная тётка, по всему видно - твердокаменный коммунист. Однажды, помню, мы спросили её личное мнение по одному спорному вопросу. «Моя точка зрения совпадает с точкой зрения ленинской партии!», - был ответ. Крушения коммунизма она ждать не стала, бросила преподавательскую деятельность и устроилась гардеробщицей в наш филиал МИРЭА.
Был также иностранный язык. Начал я здорово: ещё помнилась средняя школа, однако, к четвёртому семестру скатился на твёрдых три балла. А сейчас, наверное, английский знаю лучше, чем тот немецкий. Инженерная графика - то же черчение. Казалось бы, в школе уже всё изучили. Как же, остались ещё пересечения фигур. Типичное задание: из конуса, к примеру, торчит параллелепипед. Нарисовать три проекции и отметить линию пересечения. Просто только на первый взгляд. Программирование. Пожалуй, единственный предмет, в который я так и не «въехал». Спасибо девчонкам из нашей группы. Помогали, как могли.
Такой учебный процесс выдерживали не все. Ещё бы, шли учиться на радиотехника, а преподают какую-то дребедень. После первого же семестра начался отсев. В основном ребята уходили сами. Пик отсева пришёлся на первые два года. Через пять лет в группе осталась едва ли половина из поступивших в 1984 году… Но мы заглянули слишком далеко вперёд. А сейчас ещё пару слов о математике. В своё время мы проходили теорию вероятности. Очень интересная наука, хотя и не совсем точная, иногда случаются забавные вещи. Пример на сообразительность: какова вероятность того, что в группе студентов радиотехнического факультета МИРЭА, базирующегося в НИИ ТП, окажутся два бывших курсанта Московской морской школы, познававших когда-то в одном бассейне основы подводного плавания? Ноль? Ничего подобного! Лёха С. - фанат «Спартака», и ваш покорный слуга. Пути наши разошлись в Севастополе, где Лёха попал не в водолазную школу, а совсем в другую учебку. И вот снова учимся вместе, теперь на радиоинженера. А работал Алексей слесарем в одном из цехов НИИ ТП…
С началом третьего курса появились предметы, которые имели уже непосредственное отношение к радио. Дальше - больше. А уж когда начались курсовые работы - хоть «караул» кричи. Задания выдавались в течение первой недели семестра. Расслабленное состояние обычно продолжалось дольше, чем короткие каникулы. Тему приходилось получать позже, а к этому времени из институтской библиотеки уже исчезали все нужные книги… Как я умудрялся всё же делать эти курсовые и сдавать минимум на три балла - ума не приложу. Правда, ближе к концу учёбы даже начал получать удовольствие от всех этих расчётов. Чем ещё объяснить тот факт, что работа по радиоприёмным устройствам заняла у меня 70 листов (это примерно половина диплома)? Помню, у ребят округлились глаза, когда достал из сумки это творение. У них-то курсовые были почти вдвое тоньше. Может быть, пять баллов я получил «за вес» проекта, но делал всё сам и горжусь этим.
Это - верная поездка на Юго-Запад... (реконструкция метромоста в Лужниках, фото из Интернета)
Утомляли также лабораторные работы. Это - верная поездка на Юго-Запад и возвращение домой к одиннадцати часам вечера. Да и получалось не всё и не всегда. От метро до МИРЭА минут десять пешком, но если подъехать остановку на автобусе, выходило гораздо быстрее. Однажды, помню, торопился и сел не на тот номер. Пустячок? Не тут-то было. Автобус оказался экспрессом и увёз меня в Солнцево. Пока дождался обратного, пока доехал… Как говорится, было бы смешно, если не было бы так грустно.
На зачётах и экзаменах использовали проверенный приём: непосредственно перед сдачей зубришь материал, сдаёшь успешно, а на следующий день уже ничего не помнишь.
Вспоминаю сейчас эти годы и удивляюсь, как же мало времени оставалось на личную жизнь. С утра на работу, сразу после работы - учиться или ехать на Юго-Запад. Тоже учиться. Домой приходил часов в 10 вечера, не раньше. На следующий день всё повторяется. И это пять дней в неделю. А выходные так быстро пролетали… Но всё когда-нибудь заканчивается, даже шестилетняя учёба в МИРЭА. Наконец пришло время написания диплома и его защиты, но об этом расскажу в другой главе.
Глава 5. КОМАНДИРОВКА В КАЗАНЬ К оглавлению