Две судьбы, два единомышленника, два художника-2

Oct 12, 2021 21:55

Две судьбы, два единомышленника, два художника-1

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова
- история любви и жизни




Эскиз декорации к спектаклю «Золотой петушок»
Наталья Сергеевна Гончарова
1914

Как писал в воспоминаниях хореограф Михаил Фокин, «после всех страстей,
которые приходилось слушать о московских футуристах, я попал в общество
людей милых, скромных и серьезных.


Помню, с какой влюбленностью говорил Ларионов о красоте японского искусства,
которым он тогда увлекался, помню, как серьезно обсуждала Гончарова каждую
деталь в предстоящей постановке. Какая она тихая, сосредоточенная, искренняя во
всем, что говорит». Дягилев не прогадал: художники сообща трудились над
декорациями, лично их расписывая; костюмы вызывали восторг, а узоры повторяли
в своих нарядах парижские модницы. «Русские сезоны» снова ждал большой успех.




Эскиз декорации к спектаклю «Золотой петушок»
Наталья Сергеевна Гончарова
1914




Михаил Ларионов и Наталья Гончарова во время работы над оформлением
балета «Золотой петушок», мастерские Большого театра, 1913.

«Так называемый „русский стиль“ гончаровского „Петушка“ до нее никогда
не существовал. Все от самого маленького орнамента на костюме до комических
дворцов последнего действия выдумано художником»,
- писал Ларионов в статье о Гончаровой.




Эскиз декорации к спектаклю «Золотой петушок»
Наталья Сергеевна Гончарова
1914

Задумывая свои «сезоны», Дягилев был уверен, что они должны восхищать,
поражать и шокировать, а значит, ему нужны самые смелые хореографы, самые
прекрасные танцоры и, конечно, самые лучшие художники, чтобы создать
костюмы и декорации, каких ещё не бывало.




Эскиз костюма для оперы-балета «Золотой петушок»
Н.А. Римского-Корсакова
Наталья Сергеевна Гончарова, XX век

Сергей Дягилев организовал для художников выставку картин в парижской
галерее Гильома - и вновь большой успех, прекрасные отзывы в прессе.
О «теории лучизма» заговорила вся Европа, а Гончарова и Ларионов получили
и славу, и мировое признание. После успеха в Париже пара возвращается
в Москву, где работает над спектаклем «Веер» по Карло Гольдони для
Камерного театра. Художники творили с увлечением: Ларионов руководил
изготовлением декораций, а Гончарова их расписывала.




Петух. Лучистый этюд
Михаил Федорович Ларионов
1912

Наступило лето 1915 года. По приглашению Сергея Дягилева художники едут
в Швейцарию, готовить декорации к очередным гастролям «Русских сезонов».
Едут ненадолго - на столах их квартиры в Трехпрудном переулке остаются
незавершенные эскизы работ. Каким-то чудом избежав всех опасностей,
Ларионов и Гончарова пересекают воюющую Европу.
В Россию они больше не вернутся.




Леонид Мясин, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов,
Игорь Стравинский (сидит), Леонид Бакст. 1915 год

Вместе с балетом художники едут в Италию, затем - в нейтральную Испанию.
Масса впечатлений, музеи, новые люди… Ларионов обнаруживает склонность
к хореографии, и Дягилев доверяет ему постановку нескольких балетов. А Гончарова,
которая эти балеты оформляет, обнаруживает, что мужу нравится не только
хореография, но и некоторые балерины…
Впрочем, их творческий и семейный союз по-прежнему крепок.




Сергей Дягилев, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев (за пианино),
Леонид Мясин и Наталья Гончарова.
Рисунок Михаила Ларионова




Портрет Натальи Гончаровой. Из серии литографированных
открытых писем, изданных А. Крученых
Михаил Федорович Ларионов
1912

В конце 1917 года художники собрались домой, но из-за Октябрьской
революции не отважились на поездку. Год спустя они обосновались в
Латинском квартале Парижа, сняв квартиру на улице Жака Калло, 43.
Популярное угловое кафе «Палитра», в котором обычно столовались
художники (Гончарова готовить не любила), существует и по сей день.




Портрет Ларионова
Наталья Сергеевна Гончарова
1913

После окончания войны Гончарова и Ларионов много путешествуют.
Норвегия, Франция, Италия, Англия, опять Швейцария и Испания…
И труд, постоянный труд: оформлены десятки балетов, художники
ведут большую выставочную деятельность.




Михаил Федорович Ларионов
1915




Лес. Эскиз декорации к балету «Русские сказки»
Михаил Федорович Ларионов
1916




Вариант костюмов Натальи Гончаровой к постановке
«Подводное царство» (из оперы «Садко»)

Продолжение следует…

серебряный век, люди годы судьбы

Previous post Next post
Up