Михаил Ларионов и Наталья Гончарова
- история любви и жизни
«Высокие, высокие отношения!»
- фраза из фильма «Покровские ворота» емко характеризует взаимоотношения этой
удивительной пары. При том, что, по словам Гончаровой, «мы с Ларионовым как
встретились, так и не расставались». Две знаковые фигуры русского авангарда,
два единомышленника, два художника, мужчина и женщина, связавшие свои судьбы
еще с ранней молодости и вступившие в брак спустя полвека.
Наталья Гончарова. Пьеро и Коломбина
(Автопортрет с Михаилом Ларионовым). 1906
Они явились в этот мир летом 1881 года с разницей в один месяц:
Михаил Ларионов - 3 июня, Наталья Гончарова - 3 июля.
И это не единственное совпадение, которое отмечают биографы. Семьи художников в
один и тот же год переехали в Москву, в один и тот же год оба поступили в одно и то
же училище - живописи, ваяния и зодчества. И здесь в 18 лет встретились, чтобы
полюбить друг друга и остаться вместе на всю жизнь.
Наталья Гончарова училась у скульпторов Сергея Волнухина и знаменитого
Паоло Трубецкого, Михаил Ларионов - у живописца Константина Коровина.
«Говорить о Гончаровой, не говоря о Ларионове, невозможно. Во-первых и в-главных:
Ларионов был первый, кто сказал Гончаровой, что она живописец, первый раскрывший
ей глаза - не на природу, которую она видела, а на эти же ее собственные глаза.
«У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!»
- так Марина Цветаева описывает историю перехода художницы от скульптурных
к живописным образам.
Гончарова Ларионова услышала, почувствовала, и действительно «раскрыла глаза» на
цвет - устроив, впрочем, Ларионову небольшой скандал. Но в те три дня после размолвки,
пока художники не виделись, из скульптора родился живописец. Заполнив свою комнату
огромным количеством рисунков, Гончарова никак не могла остановиться - она рисовала
и рисовала, наслаждаясь цветом, формой, возможностью немедленного выражения
мысли и чувств.
Автопортрет с желтыми лилиями
Наталья Сергеевна Гончарова
1907
«Я вдруг поняла, что-то, чего мне не хватает в скульптуре,
есть в живописи… есть - живопись».
Всего три дня решили судьбу всей ее дальнейшей жизни, ее - и его.
Придя к Гончаровой, увидев множество рисунков и картин,
восхищенный Ларионов спросил Гончарову
- «кто же все это сделал?»,
и услышал в ответ:
«Я!»
Автопортрет в тюрбане
Михаил Федорович Ларионов
1907
Найдя созвучия в творчестве, они нашли их и в личной жизни. Несмотря на протест
родителей Гончаровой, пара сняла квартиру и стала жить самостоятельно. Официально
они в брак не вступили - то ли из протеста к буржуазной морали, то ли, в самом деле,
Ларионов находился в таких стесненных финансовых обстоятельствах после смерти
отца, что молодым людям было не до свадеб. Гончарова же позднее обозначила этот
период так: «Мой роман и уход из дома». Точка.
Портрет Натальи Гончаровой
Михаил Федорович Ларионов
1907
Факт покупки Третьяковской галереей картины Ларионова примирил родителей
Гончаровой с выбором дочери. Молодые поселились в трехкомнатной квартире
дома в Трехпрудном переулке, принадлежавшем Гончаровым, где и жили вплоть до
своего отъезда из России в 1915 году. Свои отношения Ларионов и Гончарова
оформили в самом конце жизни, и то исключительно по практическим соображениям
- оба хотели, чтобы их общее наследие, работы, коллекция и архивы сохранились
и попали на родину.
Влюбленные
Михаил Федорович Ларионов
1904
Художники почти все время проводили вместе. Но был в их жизни период, который они
посвящали только личным впечатлениям, работе наедине с самими собой. Летом
Ларионов уезжал на родину, в Тирасполь, Гончарова предпочитала крымское побережье
или ехала в деревню, которую любила с самого детства. Осенью же, съехавшись
опять в Москве, они воссоединялись душой и телом, погружались в артистическую жизнь.
Было все - скандальные выходки, аресты Гончаровой и ее картин «за порнографию»,
изгнание Ларионова из МУЖВЗ, авангардистские общества, круг друзей, чьи мысли были
устремлены в будущее и нацелены на постоянный поиск новаторских решений в живописи.
Сад весной (Весенний пейзаж)
Михаил Федорович Ларионов
1904
Вслед за мужем Наталья Сергеевна «распробовала» всю прелесть искусства, далекого от
традиционализма, дающего возможность полного самовыражения. Ларионов организовал
общество «Бубновый валет», вокруг которого сплотился весь цвет русского авангарда:
Давид Бурлюк, Казимир Малевич, Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Илья Машков,
Александр Куприн, Аристарх Лентулов… Его горячая натура, новые идеи, эмоции,
которые «по-новому строили глаз зрителя», увлекали Гончарову, дарили свободу ее
личным творческим амбициям и видению.
Хоровод
Наталья Сергеевна Гончарова
1910
Наталья Гончарова в футуристическом гриме.
Фото 1912 года
В дореволюционной Москве было очень мало женщин-художников, и нужна была
достаточная смелость и твердость характера, чтобы открыто выступать
в рядах арт-новаторов.
Гончарова говорила о муже:
«Ларионов - это моя рабочая совесть, мой камертон. Есть такие дети,
отродясь все знающие. Пробный камень на фальшь. Мы очень разные, и он
меня видит из меня, не из себя. Как я - его».
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Фото 1910 года (фрагмент)
Голова быка
Михаил Федорович Ларионов
1913
Выставка «Бубнового валета» стала скандальной, ей сопутствовал большой успех,
билеты раскупались, пресса изобиловала критическими материалами. Ларионов на
этом не успокоился - он виток за витком выходил на новые уровни манифестации
передовых направлений искусства. «Лучизм» - изображение предметного мира при
помощи цвета и света, которые излучают предметы и живые существа - стал
одной из наиболее популярных теорий, которую Ларионов не только придумал,
но и показал зрителям, увлекая новыми идеями и жену.
Автопортрет
Михаил Федорович Ларионов
1910
Гончарова не осталась в стороне и также публично высказывала
собственные мысли, созвучные времени:
«Искусство моей страны несравненно глубже и значительнее, чем все,
что я знаю на Западе… Источник вдохновения Запада - Восток и мы сами.
Я заново открываю путь на Восток, и по этому пути,
уверена я, пойдут другие».
Лучистый пейзаж
Михаил Федорович Ларионов
1912
Лучизмом Михаила Ларионова увлеклась не только Гончарова; это направление
создало фундамент для появления абстрактной живописи в России, можно сказать
- стало первым абстрактным лучом в царстве предметности.
Кошки
Наталья Сергеевна Гончарова
1913
После выставок «Бубнового валета», а впоследствии и «Ослиного хвоста», Ларионов
и Гончарова были завалены заказами. Они иллюстрировали книги, разрабатывали
рисунки для текстиля и обоев, Гончарова делала эскизы женских моделей одежды,
Ларионов писал картины…
До Первой мировой они успели принять участие в оформлении артистического кабаре
«Розовый фонарь», а также сняться в первом русском футуристическом фильме
режиссера Владимира Касьянова «Драма в кабаре № 13».
Группа художников (М.Ф. Ларионов, С.М. Романович, В.А. Оболенский, Н.С. Гончарова,
М. Фаббри, А.В. Шевченко) на выставке «Ослиный хвост». 1913
В 1913 году Гончарова и Ларионов участвуют в съемках фильма
«Драма в кабаре № 13», премьера которого состоялась 26 января 1914 года.
Единственный кадр из фильма, дошедший до нас - полуобнаженная, расписанная
красками главная героиня на руках Ларионова; по сценарию ее должны
были бросать в снег.
Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного
Наталья Сергеевна Гончарова
1911
Грянула война, Михаила Ларионова призвали в армию. После тяжелого ранения
и месяцев, проведенных в госпитале, он был демобилизован. Примерно в это время
познакомиться с искусством Гончаровой и Ларионова в Москву приехали
Михаил Фокин, Сергей Дягилев и Александр Бенуа. Именно Бенуа предложил
Дягилеву рассмотреть Наталью Гончарову в качестве оформителя для его балета
«Золотой петушок». И эта встреча стала поворотным событием в судьбе
семьи художников.
Продолжение следует…