(no subject)

Aug 30, 2016 09:59

В преддверии первого сентября я всё думаю об АК Антонове. Как он? Где он? А ещё я думаю о его кружке, и только сейчас до меня стала доходить так сказать генеральная линия кружка. Вдруг пришла мне эта мысль, когда я читала на днях в метро Петрушевскую. Я увидела у неё рассказ, такая знакомая интонация в нём. И меня вдруг поразило: вот он современный реализм. Такие сельско-дачно-городские жизненные сюжеты, иногда зарисовки. Вот например меня просто поразил у Петрушевской рассказ "Лабиринт". Девушка получает в наследство от замшелой тётушки дачный домик в садовом товариществе "Лабиринт". И вдруг, взяв томик Блока в руки (тётушка была поклонницей Блока), девушка понимает, что Блок -- рядом с ней, он чёрной тенью ходит за ней абсолютно материальный. И вроде бы как-бы всё. И сюжет не нов, ничего в принципе нового, но всё вместе -- очень гармонично. Читатель (не героиня, а именно читатель) решает для себя что важнее -- делёжка наследства (а героиня недовольна наследством) или томик Блока. Что разрушает, а что созидает? В чём вообще погряз современный человек? Это то, к чему призывал Антонов. И вроде это так просто: кружок называется "Белкин". Повести Белкина были абсолютным прорывом в те далёкие времена. Это был прорыв в реализм. И вот сейчас, когда современный рассказ прямо скажем не особо популярен, линия, которую гнул АК -- это тоже своего рода прорыв. Прорыв в правду, оборот и обращение к обычному маленькому человеку, задавленному беспросветной бесцельной жизнью. АК говорил: " У нас в кружке так: построил дельтоплан, полетел, чуть не убился -- написал об этом". И вот эта концепция наверное очень верная. От какого-то бытового случая, через слово, через рисунок сюжета -- к обобщению. Причём Антонов часто ведь приводил примеры из замшелой классики, следовал классике в композиции. То есть герой постоянно "бегает" по диаграмме падений-взлётов. Задачу отображения, фиксирования современности и времени АК решал через жанровое многообразие. Например, он предлагал писать в жанре "ужасы", ну ещё там разные задания. Я нашла на ютубе видео 14 года. Игорь Ш., видно, снял. Это конечно уже совсем не тот Антонов, которого я запомнила. Но опять же, даже в этом видео, видно, что критика АК обращена именно к портрету героя, замечания касаются именно психологического рисунка, ошибок в портрете.
Ээх, Алексей Константинович, Алексей Константинович, ну зачем было так много пить! Обычно АК на это отвечал, что ему открываются новые миры. Только это и может оправдать его зависимость. Наверное, выпив, он понимал что-то такое вселенское,самое важное, без чего и жить не мог, там он попадал в Лабиринт как и героиня рассказа Петрушевской, общался с сущностями достойными себя, а в трезвом состоянии об этом забывал.

Алексей Константинович Антонов

Previous post Next post
Up