Не убираю в этой записи ничего под кат, хоть и длинная.
Оригинал взят у
igorkurl в
Конференция ПСТГУ «1937 год в истории РПЦ».16 ноября 2012 г.
Конференция состоялась в Музее современной истории России (бывший дом Английского клуба, - Тверская, 21), где теперь расположена подготовленная силами ПСТГУ уникальная выставка, посвященная истории гонений РПЦ при советской власти (действует до 8 декабря сего г.).
К сожалению, не смогли выступить д.и н. В.Н. Хаустов (Академия ФСБ), планировался его доклад «Органы НКВД и репрессии против церкви. 1937-1938 гг.» и А.С. Бовкало (Спб., планировался его доклад «Список митрополита Алексия (Симанского) 1937 г.».
Ведущий конференции отец Александр Мазырин.
Священник, д.ц.и., к.и.н. Александр Мазырин выступил с докладом «Большой террор и Московская Патриархия: репрессии против ближайших сотрудников митрополита Сергия (Страгородского)». В докладе отец Александр использовал документы ряда архивно-следственных дел из ЦА ФСБ, которые ему разрешили показать (как нач. церковно-исторического отдела ПСТГУ). Он признал, что многие дела ему вместе с тем не дали, а в тех, что дали, случались пачками зашитые листы.
Что касается репрессий сотрудников митроп. Сергия, то в данном случае не спасла и лояльность власти, - репрессировали и некоторых иерархов-агентов ОГПУ-НКВД - таких, как Варфоломей (Ремов) (передал на Запад материалы о фальшивости «интервью» митрополита Сергия советским корреспондентам 1930 года), Серафим (Александров) (его прозвище «митрополит Лубянский», архиепископ Ювеналий и другие (отец Александр называл имена таких сотрудников). Некоторых обвиняли в «двурушничестве» - дескать, обещали служить тайной полиции, а работали вместе с тем на врага. «Как бы кто из иерархов ни старался угодить власти», - заметил о. Александр, - «он оставался для не классово чуждым.
Рассказал А. Мазырин и о групповом деле архиепископа Питирима (Крылова), санкцию на уничтожение которого (как и его подельников) дал лично Сталин (см. мой материал и в книге «Сталин. Власть. Религия» и здесь - «Иерарх, убитый с письменной санкции Сталина»
http://igorkurl.livejournal.com/163526.html)
Что интересно, - это обилие «компромата» в этих делах, собранного чекистами на митрополита Сергия (Страгородского). Они серьезно готовили «дело» против него. Но санкции Сталина на уничтожение митроп. Сергия в данном случае не последовало. Почему - об этом рассуждаю и я в своих работах, и выводы отца Александра в целом совпадают с моими (ликвидация остатков МП окончательно загнала церковную в жизнь в подполье, важно было сохранить и для внешнеполитического употребления декорум религиозной свободы. Я добавляю еще от себя, что дело также и в особенности политической тактики Сталина, - даже в самых страшных преступлениях не идти конца, сохранить «остаток» (как возможность для маневра).
В отдельных случаях, отметил АМ, митрополит Сергий даже давал иерархам указания сотрудничать с органами - для интересов Церкви (как маневр для сохранения церкви в тяжелых условиях), это отражено в следственных делах. Митроп. Сергия «уличали» и в создании фонда помощи для репрессированных священнослужителей, куда он откладывал немалые суммы и ежемесячно расходовал из него 1,5-2 тысячи рублей . Помощь репрессированным оказывал из своего тайного фонда и архиепископ Питирим (Крылов), - по его же делу шли епископ Иоанн (Широков) и один из ближайших сотрудников митроп. Сергия протоиерей Александр Лебедев. Репрессированных иерархов и священников охотно обвиняли в блоке с «троцкистами» (помимо служб на разные разведки, терроре, вредительстве и проч.).
Этот доклад о. Александра Мазырина, - с интереснейшими новыми данными, - будет опубликован в Вестнике ПСТГУ (ваковское издание), - вместе с другими докладами, прозвучавшими на конференции.
Не лишне заметить, что свою кандидатскую диссертацию отец Александр защищал у нас в ИРИ РАН.
Д.и.н. (Санкт-Петербург, ЦГАСПб, СПбДА) Михаил Витальевич Шкаровский выступил с докладом «Репрессии второй половины 1930-х гг. против священнослужителей Северо-Запада России». В своем докладе М.В. рассказал о многих сфабрикованных делах в указанном регионе (как члену комиссии по канонизации, ему еще с 1990-х гг. удалось знакомиться со многими архивно-следственными делами архива управления ФСБ по Ленобласти) . Михаил Витальевич привел интересные данные о деятельной помощи органам еще со 2-й половины 1920-х гг. митрополита Николая (Ярушевича). По убеждению М.В. Шкаровского, Николай (Ярушевич) был агентом ОГПУ еще минимум с 1928 г. и не «двурушником», а именно тем, кто активно помогал выявлять «врагов». Ярушевич являлся на Лубянку и даваемые им показания там в качестве свидетеля о «заговорщической» деятельности Шкаровский оценил как «убийственные» для священноцерковнослужителей. Так, Ярушевич, в частности, помог уничтожить известного старца Антония Коробейникова (расстрелян в январе 1938 г.). Еще до ареста последнего Ярушевич дал на него показания - «мне известно, что он восхвалял монархический строй, и говорил: «при Гитлере мы заживем хорошо».
Документы 1940-1 гг. (и данные) о иерархах Николае (Ярушевиче) и Сергии (Воскресенском) как агентах НКВД-НКГБ был впервые опубликованы Вашим покорным слугой по подлинникам, выявленным мной в президентском архиве, в моей книге «Сталин. Власть. Религия.» (М., 2011) , о чем упомянул в своем докладе и уважаемый М.В. (об этом сюжете см.:
http://igorkurl.livejournal.com/163803.html).
Шкаровский привел страшную статистику разгрома клира и епископата по Ленинградской области чекистами в 1937-1938 гг. Из 885 репрессиованных в эти годы священников 758 расстреляны. К лету 1941 их осталось в Питере всего 13, в епархии 21.
К.и.н. Алексей Львович Беглов (ИВИ РАН) выступил с докладом «Большой террор и антиприходская кампания 1937-1938 гг.» Докладчик привел, в частности солидные статистические данные о динамике закрытия церквей и сокращения приходов на территории СССР от конца 1920-х до конца 1930-х гг Антиприходскую кампанию периода «Большого террора» он оценил как «самый мощный аккорд в насильственной секуляризации» (точные подсчеты невозможны, но осталось не более 10 процентов храмов после 1938 г. (от уровня до 1937 г.).
Это неудивительно, так как аресты батюшек чаще всего приводили к распаду приходов и к закрытию церквей местными властями.
Священник Александр Щелкачев выступил с докладом «Обновленцы в годы террора 1937-38 гг.».
Доклад содержал большие отступления об атеистической природе большевизма и роли Сталина. Мне даже пришлось немного пополемизировать с докладчиком, - в частности, по поводу его объяснения сталинского «Ответа американским рабочим» 1927 г.)
Аспирант Южного федерального университета (г. Ростов на Дону) Юлия Александровна Бирюкова выступила с докладом «Репрессии против духовенства и мирян в Ростове на Дону в 30-е гг.» - это выступление составлено по материалам готовящейся кандидатской диссертации Ю.А., на защите которой я буду выступать в качестве оппонента.
И ваш покорный слуга (ИРИ РАН) в завершение конференции выступил с докладом «Церковная часть» дела об «офицерском заговоре РОВС» в Орлово-Розовском лагерном пункте Сиблага НКВД (ноябрь-декабрь 1937 г.)», - по документам архива ФСБ о том самом групповом лагерном деле, по которому проходил и мой прадед Иннокентий Иванович Вениаминов, бывший в числе 21-го расстрелянных. С ним по тому же делу проходили содержащиеся в том же пункте Сиблага два видных иерарха Русской Православной Церкви (архиепископ Иннокентий (Летяев) и епископ Дометиан (Горохов), а также 4 священника (два протоиерея и два иерея). Об этой «церковной части» «заговора» я и сделал доклад, который был выслушан с большим интересом.