Иерархи Русской Церкви - «агенты» НКВД и НКГБ (по запискам Берии и Меркулова Сталину 1940-1944 гг. )

Sep 05, 2012 00:08




Митрополит Николай Ярушевич (1891 - 1961)

О нем: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E9_(%DF%F0%F3%F8%E5%E2%E8%F7)



Митрополит Сергий (Воскресенский) (1867 - 1944)

О нем: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%F0%E3%E8%E9_(%C2%EE%F1%EA%F0%E5%F1%E5%ED%F1%EA%E8%E9)




Архиепископ Алексий (Сергеев) (1899-1968)

О нем: http://church.necropol.org/sergeev.html



Народный комиссар внутренних дел СССР Л.П. Берия.




Народный комиссар государственной безопасности СССР В.Н. Меркулов.

Ниже приводится отрывок из моей книги «Сталин. Власть. Религия» (М., 2011, с.540-545 ), но с добавлением точных архивных ссылок на документы вместо глухих ссылок. В 2008 году, когда я смотрел эти «антирелигиозные» дела в Архиве Президента, указанные листы еще не были рассекречены. Как сейчас, - не знаю, но это как раз  те факты, которые общество должно и обязано знать.

Я - за максимально полную советскую историю, без искусственных «белых пятен», и я - враг искусственно созидаемой «плешивой истории». Эту позицию я отстаиваю во многих своих публикациях и выступлениях.

«…Остатки церковных структур Московской патриархии действительно использовались сталинским государством во внешнеполитических целях еще в довоенной период. Это было связано с вхождением территорий Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики в состав СССР в ходе реализации секретных протоколов к пакту Молотова-Риббентропа 1939 г. Значительная часть населения этих земель исповедовала православную веру и принадлежала либо к униатской, либо к польской автокефальной православной церкви. Было важно решить проблему так называемых автокефалистов, то есть ввести их в юрисдикцию Московской патриархии, включить их через этот акт в орбиту советского влияния.  Важны были также меры по разложению униатов. В этих целях использовалась, в том числе, и насажденная в среду «староцерковников» чекистская агентура.

Источники показывают, что представители Московской Патриархии в Западной Украине и Белоруссии, а также в Прибалтике были в действительности назначены не только Патриаршем Местоблюстителем Сергием (Страгородским), но, прежде этого, Сталиным по представлению спецслужб (НКВД и НКГБ). В записках их руководителей Берии и Меркулова Сталину и Молотову по этому поводу митрополиты Николай (Ярушевич) (1891 - 1961) и Сергий (Воскресенский) (1867 - 1944) названы «агентами» НКВД и НКГБ, которым было поручено организовать чекистскую церковную агентуру в новых советских землях. Разумеется, то обстоятельство, что советское руководство считало некоторых немногих оставшихся на свободе и в жизни церковных иерархов «агентами НКВД», еще не свидетельствовало о том, что они вели потом какую-либо активную чекистскую деятельность. Важно не судить архиереев с позиции упрощенного морализаторства. Очевидно, согласие на подобные «вербовки» было для владык вынужденным шагом, чтобы защитить остатки церковных структур от окончательного уничтожения.  Не забудем, что церковная иерархия Русской Церкви была почти полностью перебита Сталиным и Ежовым в 1937-1938 гг., о чем рассказывается в предшествующей главе монографии. Надо также заметить, что митрополит Николай (Ярушевич) после войны был явно не «в чести» у советских карательных органов и видимо прекратил навязанное ему вынужденное сотрудничество. Так, председатель Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпов 6 июня 1952 г. в своей записке Сталину об иерархах РПЦ характеризовал его скорее негативно, отметив неудобство его использования для советских властей:

«Из пяти имеющихся митрополитов крупным церковным деятелем, считающимся заместителем патриарха, являются митрополит Николай (Ярушевич), управляющий Московской епархией, постоянный член Синода, председатель Отдела внешних сношений Патриархии, член Всемирного Совета мира и член Советского Комитета защиты мира, 60-ти лет, сын священника, доктор богословия, в духовном сане с 1914 года, архиерей с 1922 г., с 1923 г. по 1926 гг. находился в ссылке. Очень самолюбив и тщеславен, алчный на деньги и подарки, хитрый, замкнутый, иногда лгун. (Сталин далее отчеркнул на полях - И.К.): Взаимоотношения Николая с патриархом внешне кажутся нормальными, фактически же они друг друга ненавидят. Патриарх справедливо считает его двуличным, способным ради самовосхваления на какую-нибудь интригу внутри Патриархии. Не любят его и все другие митрополиты и большинство архиереев вообще. Используя оказываемое ему внимание (привлечения к участию в союзных и международных конференциях защиты мира) и свои ораторские способности, Николай в церковной печати занимается усиленной саморекламой с целью показать себя большим общественным деятелем, а для внешнего мира - убежденным церковником - проповедником, помещая в издаваемом Патриархией журнале свои крайне маркобесные богословские проповеди.

Если бы Николай оказался у руководства церкви, то несмотря на его незаурядный ум и известные способности, в силу присущих ему отрицательных качеств было бы труднее оказывать через него нужное влияние на деятельность церкви и проводить  те или иные мероприятия». (АП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 7. Л. 29, 30).

В конце 1950-х гг. митроп. Николай был отстранен от священноначалия и, скорее всего, принял затем мученическую кончину за свои бесстрашные выступления против хрущевских гонений на Церковь. Судьба другого «агента» митрополита Сергия (Воскресенского) была столь же трагична. Оказавшись на оккупированной территории, он стал организатором Псковской православной миссии, выступив с резкими осуждениями сталинских властей и советского строя. Но столь же сильно церковный иерарх не принимал и нацистский «новый порядок». В 1944 г. митроп. Сергий был убит неизвестными (См. о митроп. Сергии (Воскресенском):  Шкаровский М.В. Митрополит Сергий (Воскресенский) и его служение в Прибалтике и на Северо-Западе в 1941-1944 гг. / Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Спб., 2002. Вып. 26-27.).

Из записки наркома внутренних дел СССР Л.П. Берии И.В, Сталину и В.М. Молотову. «О церковных епархиях в западных областях УССР и БССР»

20 сентября 1940 г.

«Разослано: Тов. Сталину. Тов. Молотову».

На территории западных областей УССР и БССР в настоящее время существует три епархии из числа  пяти епархий Автокефальной православной церкви на территории бывшей Польши:.

1) Гродненско-Новогрудская (356 приходов), во главе уже 18 лет Пантелеимон Рожновский, сторонник Московской патриархии. 2) Полесская епархия (320 приходов), возглавляемая Александром Иноземцевым.... 3) Волынская епархия во главе с Алексеем Громадским, также автокефалистом и сторонником полонизации. В связи с ликвидацией  Синода польской автокефальной православной церкви, возглавляемым Дионисием Валединским, руководство этими епархиями обратилось к митрополиту Сергию Старгородскому, главе староцерковников в СССР с просьбой о принятии этих епархий в юрисдикцию Московской патриархии. /.../ (Здесь и далее опущены некоторые подробности действий представителей автокефальной православной церкви.- И.К.).

Пользуясь этим, НКВД СССР с целью выявления и намерений руководителей церковных епархий в западных областях Украины и Белоруссии через агентуру по староцерковникам были организованы их вызовы в Московскую патриархию с отчетами о состоянии этих епархий. К предложению приехать в Москву руководители церковников в западных областях отнеслись настороженно. Высказывалась боязнь, что по приезде в Москву начальники епархий будут арестованы. В связи с этим были попытки отклонения от поездки в Москву. /…/.

Перестраховываясь с этой стороны, руководители церковных епархий западных областей УССР и БССР, формально признав над собой власть Московской патриархии, вместе с тем стремятся неофициально сохранить свою независимость свободу действий, считая, что в случае если Советская власть начнет «гонения» в отношении церквей и ее служителей культа в западных областях (опасения, надо признать, небеспочвенные - И.К.), «покорная властям» Московская патриархия не сумеет защитить их интересы. /…/

Из перехваченной переписки между руководителями епархий устанавливается, что они подготовляют организованное противодействие налоговой политике, проводимой в отношении служителей культа и намереваются, в случае применения к ним мер репрессивного характера, спровоцировать массовые выступления в их защиту со стороны верующего населения.

В целях установления контроля за деятельностью руководителей православной церкви в западных областях УССР и БССР и предотвращения с их стороны вражеских действий, а также противодействия стремлениям немцев использовать эту церковь в антисоветских целях, НКВД СССР считает необходимым провести в первую очередь следующие мероприятия:

Через агентуру НКВД СССР в Московской патриархии староцерковников провести решение патриархии о назначении в западные области УССР и БССР своего экзарха (представителя) с подчинением ему в административном отношении Гродненско-Новогрудской, Полесской и Волынской епархий.

В качестве такого представителя может быть назначен агент НКВД Ярушевич Б.Д., архиепископ Ленинградской епархии, под прикрытием которого целесообразно создать нелегальную резидентуру НКВД СССР для организации агентурной работы среди церковников, как в западных областях, так и на территории немецкого генерал-губернаторства.

В качестве резиденции экзарха Московской патриархии определить г. Луцк, являющийся своеобразным центром православной церкви в западных областях.

Прощу Ваших указаний.

Народный комиссар Внутренних Дел Союза СССР

Л.Берия».

На сохранившемся в архиве экземпляре документа имеется резолюция синим карандашом В.М. Молотова: «Голосую за. В. Молотов.» Имеется также помета, что экземпляр, направленный Сталину был «сожжен. 22.I. - 1942 г.» (АП  РФ  Ф.3. Оп.60. Д.9. Л.43-48)..

Из информационной записки наркома государственной безопасности СССР В.Н.  Меркулова И.В. Сталину и В.М. Молотову об автокефалистах в Прибалтике

29 апреля 1941 г.

«Разослано т. Сталину. т. Молотову.»

/…/ (Опущено: общая характеристика Меркуловым положения униатской церкви в западных областях Украины - И.К.).

«В целях установления оперативного контроля за деятельностью руководства православной церкви в Прибалтийских республиках и предотвращения попыток использования иностранными разведками и их агентурой церковных организаций для борьбы против советской власти, - НКГБ СССР подготавливает осуществление следующих мероприятий:

1. Через агентуру НКГБ ССР вынести решение Московской патриархии о подчинении ей православных церквей Латвии, Эстонии и Литвы, для чего использовать имеющиеся заявления от местного руководящего духовенства и верующих. Решением предусмотреть необходимость роспуска епархий в Латвии, Эстонии и Литве и создание вместо них обычных епархий, подконтрольных Московской патриархии.

2. Для управления епархиями Прибалтийских республик решением Московской патриархии назначить в качестве экзарха (управляющего) архиепископа Воскресенского Дмитрия Николаевича (агента НКГБ СССР), воспользовавшись для этого имеющимися в Московской патриархии соответствующими просьбами со стороны местного духовенства.

Народный комиссар Государственной безопасности СССР Меркулов» (АП ПФ Ф.3. Оп.60. Д.9. Л. 52-59).

Берия и Меркулов в совместной записке Сталину от 11 января 1941 г. изложили свои соображения о противодействии влиянию униатов в западных областях УССР, в чем должны были сыграть свою роль и «староцерковники»:

«В целях разложения униатской церкви и подрыва ее влияния НКВД СССР подготавливает осуществление следующих мероприятий:

1. Организация раскола униатской церкви на основе использования существующих противоречий между сторонниками западного и восточного обрядов.

2. Дискредитация руководителей униатской церкви путем обнародования фактов их бытового разложения, нарушения канонических законов и злоупотребления в делах управления церковным имуществом.

3. Организация среди униатов течения за отрыв от Ватикана и создания «независимой» униатской церкви.

4. Организация движения за отрыв униатов от Шептицкого и присоединение их к православной церкви.

5. Обеспечение контроля в отношении униатской церкви путем постепенной замены нынешних руководителей надежными агентами» (АП ПФ Ф.3. Оп.60. Д.9. Л. 60-63)..

Подобное использование церковных иерархов по чекистской линии практиковалось государством и позже. Так, 25 февраля 1944 г. тот же Меркулов послал Сталину следующий характерный документ:

«ГКО

Товарищу Сталину.

В Соединенных Штатах Америки имеется несколько сот русских православных церквей, ранее входивших в так называемую Северо-Американскую и Алеутскую епархию, подчиненную московской патриархии.

В 1920-1926 гг. под влиянием заграничного Синода, находящегося в Югославии, большинство церковных приходов ушло в раскол от московской патриархии. Остался верным  московской патриархии митрополит Северо-Американской и Алеутский Вениман Федченков, признающий Сергия, как главу русской православной церкви и находящийся с ним в постоянной переписке.

В ведении митрополита Вениамина осталось всего 10 приходов, все же остальные находятся в подчинении враждебно настроенных к патриарху Сергию русских епископов разных ориентаций.

Митрополит Вениамин, являясь экзархом  московской патриархии по управлению американской епархией своими публичными выступлениями в разных городах Америки немало способствовал правильному пониманию, как действий патриархии, так и общей советской политики. Однако, вследствие старости и плохого состояния здоровья митрополит Вениамин не может развернуть работу по отвоевыванию на свою сторону оппозиционных приходов.

Еще в 1941 году митрополит Вениамин поставил перед Синодом вопрос о командировании в помощь ему кого-нибудь из лиц высшего духовенства. В связи с этим тогда же Сергий обратился в письмо в американское посольство в Москве за получением визы на въезд в США митрополиту Киевскому и Галицкому Николаю (Ярушевичу).

Более двух лет московская патриархия не получала ответа на свое ходатайство. Как стало известно в последнее время из сообщений НКИД СССР, правительство СЩА согласилось дать визу на въезд в США митрополиту Николаю, если будет ходатайство со стороны Советского Правительства.

В виду того, что митрополит Николай в настоящее время является членом Государственной Чрезвычайной Комиссии по установлению и расследованию немецких злодеяний, патриарх Сергий намерен командировать в Нью-Йорк Рязанского архиепископа Алексия (Сергеева) с личным секретарем (Алексий является агентом НКГБ СССР).

НКГБ СССР намечает под этим церковным прикрытием организовать разведывательную резидентуру  в США…

В задачи резидентуры будут входить:

1) проведение работы по воссоединению с московской патриархией всех русских православных церквей в США и распространение на них патриаршего влияния,

2) завязывание нужных связей и вербовка полезных нам лиц для ведения разведывательной работы в США.

Прошу Ваших указаний.

Народный комиссар Государственной безопасности СССР Меркулов» (АП ПФ Ф.3. Оп.60. Д.27. Л.80, 81)..

Как видим, для планируемой трансляции советского влияния в Америку в 1944 г. механизм властью использовался примерно тот же, что и перед войной - в отношении новоприобретенных земель в Прибалтике, Западной Украине и Западной Белоруссии. Однако, власти США отказали в постоянном проживании архиепископу Рязанскому Алексию (Сергееву) (1899 - 1968); его кратковременное пребывание в Штатах во второй половине 1945 г. не привело к желаемому для советских властей результату (православные приходы в основном оставались под влиянием «карловчан»). Так затеянная Меркуловым и поддержанная Сталиным чекистская операция в США по «церковной линии» провалилась. В цитированной мной записке Карпова Сталину о церковных иерархах 1952 г. дана следующая характеристика Алексию (Сергееву), - тогда уже архиепископу Калининскому и Великолуцкому: «Архиепископ Калининский и Великолуцкий Алексий (Сергеев), 52 лет, пьяница, дебошир и развратник. Верующие о нем отзываются так: «Это Распутин, и в храме ему не место». Способен на провокации, что подтверждается тем, что он делал попытку дать взятку уполномоченному Совета. (отчеркнуто на полях, вероятно, Сталиным - И.К). (АП ПФ Ф.3. Оп.60. Д. 7.  Л. 38.)».
Previous post Next post
Up