«Покайтесь, товарищ Сталин…» (Как церковный иерарх призвал Сталина к покаянию.)

Sep 06, 2012 19:28




Митрополит Галиций Андрей (Шептицкий) (1865-1944). Глава униатской Церкви на Украине.

О нем:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E5%EF%F2%E8%F6%EA%E8%E9,_%C0%ED%E4%F0%E5%E9

Ещё отрывок из моей книги «Сталин. Власть. Религия» (М., 2011, с. 77, 78).

Весьма поучительно.

«История знает призыв к покаянию, обращенный к самому Сталину. Принадлежал он выдающемуся церковному деятелю, митрополиту Галицкому, главе униатской Церкви на Украине Андрею (Шептицкому).  Андрей (Шептицкий) адресовал свое письмо к Сталину 10 октября 1944 г., будучи смертельно больным. 1 ноября 1944 г. митрополит Андрей умер, и письмо для Сталина через чиновников передали прибывшие в декабре в Москву для переговоров представители униатской Церкви. Выражая благодарность «Верховному Вождю» за воссоединение украинского народа после освобождения советскими войсками земель Западной Украины, Андрей (Шептицкий) также писал:

«Может, Вам покажется странным, но, несмотря на Ваше исключительно высокое положение в современном мире и соединенную с ним славу, мы приходим Вам желать чего-то высшего, по сравнению с чем наивысшее Ваше положение и слава покажутся Вам ничтожными, ибо человеческими и преходящими. Мы же пишем во имя Иисуса Христа, умершего на кресте для спасения всех нас, следовательно, и за Вас, хотя в Него Вы, может быть, не верите, но все-таки должны признать, что без Него и без сверхъестественной Его силы все обрушивается в пропасть ничтожества в минуту нашей смерти. Всякое величие нашего мира необходимо требует для прочности опереться на ту силу, которой является Христос. Желая Вам Христовой благодати, не скрываем, что для этого необходимо покаяние, но покаяние - это только победа над собою, наибольшее торжество человека. Видом покаяния имеется редкое качество большевиков, всегда умевших признать вину, когда ее замечали.

Христово Евангелие рекомендует нам простоту и смирение как могучие средства для достижения истинного величия. Момент смирения перед величием Христа даст Вам понять, что наши желания в действительности дают людям жизнь и спасение».

(АП РФ Ф. 3. Оп. 60. Д. 9. Л. 94, 95.).

Само письмо митрополита Сталину было продиктовано заботой о судьбе униатской церкви под установившейся над ней сталинской властью. Шептицкий писал в обычном подобострастном стиле, в котором и создавались подобные письма Сталину. Он делал акцент на благодарности униатской церкви за воссоединение исторически разделенного народа и приносил уверения в законопослушности и при новом политическом режиме.  Можно признать наивными такие упования униатского иерарха. Сталинскую «терпимость» к униатам Шептицкий переоценил. Геополитические схемы сталинского руководства не оставляли места для существования униатской Церкви на вновь присоединенных территориях. Через небольшой исторический период стал вопрос о ее ликвидации путем слияния с Русской православной Церковью, а совсем не о «полной свободе работы и развития в благополучии и счастьи», как полагал Шептицкий в письме Сталину. Вторая половина письма Шептицкого, призывающая «отца народов» к покаянию, напоминающая ему о христианском долге, могла или привести Сталина в ярость или, в лучшем случае, сочтена им глупостью или наглостью. Напоминать безбожному деятелю, находящемуся на вершине власти, политического и военного триумфа, о тщетности его земного величия и о наличии каких-то более высоких ценностей, под которыми ему следовало-де склониться, - это свидетельствовало и о наивности и о мужестве митрополита Андрея. Униат Шептицкий  - единственный известный церковный иерарх, в частном письме призвавший Сталина к покаянию. Своеобразным «ответом» вождя на этот призыв стал последующий арест в ходе кампании по разгрому униатской церкви почти всех ее лидеров, в их числе - членов униатской церковной делегации, которые и доставили письмо в Москву, включая брата митрополита Андрея, главу делегации Климентия (Шептицкого) и заверившего письмо епископа Никиту (Будка). Затем последовала организация судебного процесса над деятелями униатской иерархии во главе с митрополитом Иосифом (Слипым); обвинительное заключение по процессу униатов было лично утверждено Сталиным. Униатские лидеры были отправлены на многие годы в сталинские лагеря».

Previous post Next post
Up