Оригинал взят у
wangpa в
Навязанная партийными бонзами регистрация микроблогов по данным личной ID-карты вызывает протестыВслед за другими крупными городами материкового Китая, среди которых Пекин, Гуанчжоу и Шэньчжэнь, власти Шанхая потребовали с 26 декабря регистрировать новые аккаунты в микроблогах только под реальными именами, записанными в идентификационной карте. Владельцы аккаунтов выступают против навязанных партийными бонзами ограничений, указывая на опасность вторжения в частную жизнь.
Данные ограничения вводятся "в соответствии с китайскими законами и правилами" с целью "способствовать развитию здоровой интернет-культуры и повысить качество управления социальными сетями и программами обмена мгновенными сообщениями",
говорится в уведомлении правительства Шанхая от 25 декабря. В ближайшее время предполагается распространить их на всех действующих пользователей.
Как
подчеркивается в уведомлении, пользователям запрещено размещать или воспроизводить контент, связанный с утечкой государственной тайны, наносящий ущерб национальной безопасности и интересам, разжигающий недовольство на этнической почве, дискриминацию, или подстрекающий к нелегальным митингам, нарушающим общественный порядок. Помимо прочего, речь идет о запрете на распространение информации о проявлениях недовольства в тибетских регионах и других областях, населенных этническими меньшинствами, сведений о числе смертных казней и смертных приговоров, а также материалов, объявленных чувствительными для идеологии однопартийного режима.
16 декабря ограничения, касающиеся регистрации новых аккаунтов,
были объявлены в Пекине, власти которого решили подать пионерский пример. При регистрации частные лица обязаны предоставлять номера своих ID-карт, а корпоративные пользователи - код компании-работодателя. Администраторы порталов должны передать регистрационные сведения властям для проверки. 22 декабря о внедрении в жизнь таких же ограничений
заявил агитационный отдел провинции Гуандун. Для пилотного проекта выбраны семь крупных компаний, управляющих порталами микроблогов, в том числе
www.tencent.com и
www.sznews.com в Шэньчжэне,
www.ycwb.com,
www.oeeee.com и
www.dayoo.com в Гуанчжоу. Tencent Holdings - одна из ведущих компаний материкового Китая - владеет популярным сервисом мгновенных сообщений QQ.
По данным Китайского информационного центра сети интернет, на конец 2010 года в Китае насчитывалось 63 млн владельцев микроблогов, что составляет 13,8% от 457 млн пользователей интернета. Как
уточняет China News Service, за первые 6 месяцев 2011 года это число увеличилось на 208,9%, превысив 195 млн, что означает рост и в отношении к общему числу пользователей в 485 млн - с 13,8% до 40,2%.
Но на самом деле в стране насчитывается значительно больше микроблогов, поскольку один человек может пользоваться разными никами. Как заявил заместитель начальника пекинского ведомства по контролю за информацией в интернете (BIIO) Тун Лицян, на семи платформах микроблогов в Пекине зарегистрированы 600 млн аккаунтов, причем на популярных Sina Weibo и Sohu 280 млн и 120 млн соответственно. В компании Tencent Holdings зарегистрированы более 310 млн микроблогов, но из них регулярно обновляются только 50 млн.
Регистрация по реальным именам является частью “культурной реформы”, провозглашенной 18 октября в рамках пленума компартии Китая, которая предусматривает ужесточение ограничений, касающихся новых медиа. Пленум, штампующий решения, утвержденные высшими партийными бонзами, потребовал уделить особое внимание безопасности в интернете, отрегулировать распространение сетевой информации, и “взращивать культивированную и рациональную интернет-среду”.
Партийная верхушка рассчитывает постепенно ликвидировать известную практику ухода от цензуры, когда гражданские активисты открывают аккаунты под новыми никами, если прежний
подвергается зачистке из-за политически чувствительного контента. Конечно, напрямую об этом не говорится, и занимающиеся пропагандистской поддержкой нынешней кампании специалисты ссылаются на иные поводы. В частности, приглашенный профессор Китайского университета политических наук и права У Даньхун (Wu Danhong) утверждает, что микроблоги, открытые на "фиктивное лицо", продаются по определенным расценкам, хотя в уведомлениях о регистрации по реальным именам о таком бизнесе нет ни слова.
У Даньхун известен как инициатор так называемой "лиги борьбы со слухами", члены которой должны заниматься поисками владельцев подозрительных микроблогов. В мае он попытался раскрутить это движение в Пекине, но без особых успехов. По его словам, проблема в том, что “слухи” и неправильная информация появляются в аккаунтах, зарегистрированных на "фиктивное лицо".
Профессор журналистики из университета Цинхуа Инь Хун (Yin Hong) намекает, что внедрение регистрации по реальным именам вовсе не является окончательным решением вопроса оздоровления интернета. С одной стороны, отмечает он, “будет создан механизм фильтрования информации”, который заставит микроблогеров помнить о необходимой осторожности при написании или перепечатке постов. "Но это отнюдь не означает, что каждое слово, обнародованное в микроблогах, должно быть реальным и точным, ведь этого не в состоянии гарантировать даже пресса", отмечает он. "Пользователям интернета необходимо иметь свободу слова - и это следует соблюдать", - подчеркивает он.
Между тем 26 декабря материковая пресса
сообщила о скандальной утечке личных данных, затронувшей 90 млн пользователей китайских сетевых форумов и социальных сетей. Среди данных, похищенных хакерами, оказались имена и пароли 40 млн пользователей одного из самых крупных форумов материкового Китая Tianya.cn, на котором насчитывается 60 млн пользователей. Этот инцидент последовал за недавней утечкой, когда в открытом доступе появились данные 50 млн пользователей нескольких китайских сайтов.
25 декабря пользователи Tianya.cn получили по email письмо с извинениями, в котором администрация рекомендовала сменить пароли на сложную комбинацию букв и цифр. В заявлении, опубликованном на форуме, говорилось, что нарушение системы безопасности было вызвано устаревшим методом записи паролей, относящимся к 2009 году.
Тот же метод, когда пароли хранятся в общей базе данных без замены на другие символы или шифры, упоминается в письме по поводу утечки, случившейся 21 декабря на csdn.net, который претендует на положение крупнейшего в мире IT-форума. Отсюда были похищены и выложены в сеть данные 6 млн пользователей. Позже в открытом доступе появились профайлы клиентов игровых сайтов, в том числе 20 млн с 7k7k.com и 8 млн с duowan.com, а также профайлы 5 млн пользователей портала социальных сетей renren.com.
Эти утечки вызвали волну протестов по поводу ограничений, требующих регистрировать аккаунт по реальному имени и номеру ID-карты. "Если речь идет о стране, где системы онлайновой безопасности недостаточно прочны для того, чтобы помешать хакерам похищать данные пользователей, не приведет ли регистрация по реальным именам только к тому, что окажется под угрозой частная жизнь?", гласит комментарий, отражающий общее мнение. “Лучше попросту свалить, пока никто не воспользовался моим именем, чтобы нарушать законы или заниматься мошенничеством”, отмечает пользователь Weibo.com под ником Clark, также указывая на возрастающий риск хищения персональных данных.
Сомнительно, чтобы навязанные партийными бонзами правила принесли какую-то пользу, подчеркивают комментаторы. Власти утверждают, что данные ограничения облегчат установление источников “слухов”, позволят “расширить область доверия, улучшить закрепление бренда и повысить качество услуг”. Несомненно, торговым сетям будет легче рассылать интернет-рекламу по реальным именам. Но владельцы аккаунтов едва ли обрадуются, если рекламная кампания примет слишком личный характер.
На майке из Гонконга запрещенное в микроблогах материкового Китая сочетание цифр "6-4" и лозунг, напоминающий о вооруженной расправе на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года
В Пекине введена система регистрации микроблогов по реальному имени и номеру идентификационной карты В материковом Китае началась новая кампания по конфискации "нелегальных" газет и книг Идентификация чиновника. России не стоит перенимать пекинский опыт “оздоровления” микроблогов... Новые определения ‘терроризма’ и правил проверки ID-карт сближают китайское общество с колонией Кампания по укреплению “культурной безопасности” в Китае началась с цензурных запретов