Про способности и Выготского.

Aug 18, 2015 09:16

Вот этот пост r2r http://r2r.diary.ru/p205278711.htm заставил меня задуматься о "злых учителях" несколько более глубоко. Там я кое-что написала, но у меня появилось, что сказать по этому поводу еще.

Была у Выготского такая динамическая теория одаренности, которая предполагала, что человек не сразу такой весь из себя гениальный рождается, что пизда (какие-то начальные склонности тоже имеют значение, конечно, но не они одни), а довольно большое значение имеет развитие способностей на протяжении обучения или даже жизни. А происходит это развитие, по мнению Выготского, по следующей модели: социально-культурная среда формирует какой-то вызов или препятствие, это препятствие служит в качестве такой "точки", которая обусловит развитие способностей в том или ином направлении, а потом начинает работать "принцип компенсации" (т. е. способности преодолевающего препятствие человека начинают совершенствоваться), вместе с тем концепция предполагала еще и "ложную компенсацию" (это когда препятствие оказывается непосильным, и человек вместо того, чтобы его преодолевать и в процесс совершенствоваться, просто все бросает, получая еще себе кучу проблем психического характера). Последователи этой теории типа Бабаевой предлагали для работы со способными детьми тренинговые методы, которые бы позволяли учитывать все эти "препятствия" и вырабатывать методы для их преодоления, и призывали "оценивать «чувствительность» каждого конкретного учащегося к тем или иным формам оказываемого на него психолого-педагогического воздействия". А вот крутые "наставники" типа дирижера из Whiplash - это совсем не фонтан. Да, для каких-то учеников с крепкой психикой "преграды", которые они ставят, будут преодолимы и действительно неплохо поспособствуют развитию исходных данных, но у каких-то, не менее способных изначально, они просто вызовут "ложную компенсацию", и потенциально одаренный человек для какой-то сферы деятельности будет уже потерян. А самое главное заключается в том, что такие наставники действуют вслепую, устанавливают для всех одинаково жесткие правила и создают одинаковые препятствия, а так поступать не айс в общем-то.
Previous post Next post
Up