Aug 08, 2015 20:35
Для разнообразия напишу еще и сюда про то, что я думаю об аниме. Вообще современного аниме (ну вот 90-х - нулевых - десятых) я без тошноты могу смотреть очень мало, ну буквально несколько тайтлов, а больше всего мне ненавистны подростковые эти наруты и бличи с ван писами, где школие с "я хачу стать самым крутым ниндзей/пиратом"; филлеры с анимацией из 150 предыдущих серий, где герои "вспоминают", а аниматоры пинают балду; бесконечное количество серий, сляпанных по одному и тому же с незначительными вариациями сценарию, где сюжет пинается вперед только в начале сезона и, соответственно, в его конце, а все остальное время герои валят "монстров недели"; пятисерийные битвы с "боссами"; прокачка как двигатель сюжета ну и т. п. с унылыми псевдофилософскими рассуждениями, состоящими сплошь из банальностей, до кучи. Вообще все это добро мне вспоминается еще со времен Сейлор-Мун. Но тут я по наводке заценила несколько вещей, которые выходили в 80-е и частично даже транслировались в этой_стране в темные годы зарождения демократии, и мне, черт возьми, показалось, что продукция анимешного пошиба для детей и к ним примкнувшим в 80-е была выше современной на голову, и про три сериальца я даже чота напишу. Два из них транслировались у нас, а третий нет; про все очень мало инфы на всяких популярных ресурсах типа ворлдарта (а про третий и вообще толком ничего нет).
Так вот, первая вещь, которая меня поразила до глубины души, потому что я в аниме для школоты разочаровалась чуть ли не с пресловутой Сейлор-Мун, это Bosco Daiboken (ака "Приключения Боско"). Этот сериал транслировался в 91-м аж по РТР, поэтому его многие помнят. Правда, транслировалось тогда всего 13 серий из 26, но сейчас это упущение исправлено и есть полный фансаб, хотя серии с русской дорожкой от РТР тоже валяются по торрентам и на ютубе. По жанровой принадлежности это кодомо (то есть анимационная продукция для детей до 10 лет), поэтому общий сюжет там простой: эльфийская принцесса Абрикотин на протяжении 26 серий вместе с друзьями на дирижабле летит спасать свою волшебную страну, по пути сталкиваясь с разными препятствиями - то есть это такое себе фэнтези для самых маленьких с основными сюжетными поворотами по "Малому типовому набору..." Свиридова: там есть Главный злодей 1 типа, Главный злодей 2 типа, тупые Прислужники Главного злодея 2 типа, дороги и тропы как двигатель сюжета номер раз и подлости и приключения как двигатель сюжета номер два. Но все это подано очень и очень приятно: сюжет хоть и простой, но логичный; действия персонажей адекватны; сценарии отдельных серий разнообразны, а не забацаны под копирку; видно внимание к сюжетным деталям, а еще там есть определенная идея, которая, впрочем, не подается в лоб: где-то на середине пути принцесса понимает, что ей не очень хочется выполнять свое великое Предназначение; ей хочется, чтобы приключения - да что уж там - даже подлости никогда не заканчивались, чтобы она всегда вот так летела с друзьями на дирижабле, утирала нос Злодею-2 и его Прислужникам, и в этом-то и состоит истинное счастье; однако не бывает ничего вечного, как бы ни хотелось это продлить, и Предназначение есть Предназначение - от него не уйти - и с друзьями приходится расставаться, и определенную ответственность на себя брать тоже, причем в одиночку, поэтому конец у этого аниме для детей до 10 лет грустный в общем-то, но правильный, по-другому там быть и не могло.
Другая вещь - это тоже транслировавшийся в свое время в РФ Uchuusen Sagittarius (ака "Искатели приключений в космосе", буквальный перевод - "Космический корабль "Козерог"). В отличие от "Боско", он транслировался по всяким кабельным каналам, поэтому его помнят меньше, и если "Боско" - это стопудовое кодомо для маленьких и очень маленьких, то насчет "Искателей приключений" я даже как-то и хз, потому что там, несмотря на внешний облик персонажей (они антропоморфное зверье; несколько главных героев очень напоминают муми-троллей), поднимаются какие-то совсем недетские проблемы: от стеклянного потолка в женской карьере до несправедливостей капиталистического демократического общества, в котором шансы есть типа как у всех, но ИРЛ эти шансы чаще всего удается реализовать только привилегированным гражданам. Начинается эта движуха в 70 с лишним серий с того, что мумитроллеподобному ГГ и его другу-жабе, которые занимаются тем, что чинят сортиры на космических станциях, некий ученый чувак предлагает выполнить для него заказ: найти его хз почему сбежавшую невесту. По ходу дела выясняется, что невеста у этого чувака не убежала просто так хз почему, а полетела доказывать свою теорию существования какой-то неебической цивилизации, а до того эту теорию обсмеяли на заседании ученого совета, заодно указав на неспособность ее авторши заниматься наукой по причине ее половой принадлежности, а жених, который на этом совете тоже заседал, ясен-красен за нее не вступился. Потом там много чего происходит (у этого аниме тоже цельный сюжет с некоторыми неплохими поворотами и делением на несколько основных арок), а по ходу поднимается целый ворох философских и социальных проблем, в том числе, кстати, мести, алкоголизма, самоубийства и ценности жизни. Еще там очень годная динамика отношений между персонажами, разнообразные и понятные характеры и нет однозначно хороших героев. К сожалению, даже английского перевода всех серий нет (русская дорожка, переведенная с французской, которую гоняли по кабельному, видимо, окончательно продолбана), поэтому я по японской версии подумала, что в конце вообще все умерли, как в Гамлете.
Третья вещь - это абсолютно, видимо, проходной для своего времени сериальчик, который знает, похоже, мало кто. Называется он Sanjushi, на русский я хз, как это переводится, но это, в общем, очень вольная адаптация "Трех мушкетеров" (хотя некоторые события из книги там тоже есть). Начинается этот сериал резко, как понос: д'Артаньян, который тут ушастый малолетний долбоеб пятнадцати лет, спорит с сыном местного графа на тему того, "если кит и вдруг на слона налезет? Кто кого сборет?" кто больше - графская корова или слон. Страсти накаляются, толпа подзуживает, и вот уже д'Артаньян невозбранно пиздит оппонента пребольшим дрыном, опрокидывая его в итоге в грязюку. Конечно, у д'Артаньяна после этого начинаются проблемы: граф там недоволен, и опять же - мало ли - может, он был неправ, и графская корова все же больше слона, тогда, выходит, графский сын пострадал несправедливо, поэтому надо срочно валить в Париж подальше от графа, тем более в Париже наверняка есть слон, и можно проверить теорию на практике, а заодно в Париже можно сделать карьеру и фортуну. Ну и весь сериал про то, как д'Артаньян к успеху шел, и из бомжа (буквально) стал уважаемым человеком. Вообще с первого взгляда может показаться, что это фуфло, но в этом сериале тоже связный длинный сюжет, никаких боев продолжительностью в несколько серий, всякие интриги, смерти персонажей, неоднозначные герои (например, с той же Миледи очень правильно акценты расставлены, гораздо правильнее, чем в оригинале) и внимание к мелким деталям, которые толкают историю дальше.
Может, я, конечно, неправа, и сейчас для детской и младшей подростковой аудитории из аниме что-то такое нешаблонное, с цельными сюжетами, без тупости, без говнофилософии для альтернативно одаренных и без филлеров выходит, но вот все популярное нифига не из этой серии. И это при том, что западная многосерийная мультипликация, которая в те же 80-е годы служила в основном в качестве средства для проталкивания всякой пластмассовой игрушечной фигни, явно растет в качестве: там и сложные сквозные сюжеты появляются, и хорошие мотивации персонажей, и годные шутки, и внимание к деталям, - а вот в аниме такое впечатление что тенденции обратные - сериалы стремятся к филлерам, однотипным сюжетам на одну серию и прочему УГ, от которого западная многосерийная анимация потихоньку отказывается.