Почему я не христианин - 2

Nov 09, 2019 07:50

В продолжение вот этой записи.

Френд дал ссылку на замечательный христианский текст - убедительный, светлый, добрый. Прочитал его с радостью и воодушевлением... похожими на ностальгию по детству :-( Думаю, со временем я его ещё разберу отдельно, очень уж он впечатляющий.

Христианство с первого-второго-третьего взгляда выглядит очень здорово. Но по сути это именно что религия и вера детей. Вот это вот всё - от светлого праздника Рождества до Пасхи, которая отрицает смерть. Отрицает как раз тогда и для тех, когда и кому это нужно больше всего: взрослеющим детям.

Поймите меня правильно: я отношусь к Христианству с искренней симпатией и искренним же уважением. И (как мне представляется...) прекрасно понимаю, ЧТО ИМЕННО сделал Иисус: он превратил взрослых дикарей-полузверей Древнего Мира в нормальных детей. Дал им шанс превратиться. При том, что дети бывают и жестоки, и наивны - это всё понятно. Но это всё же ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДЕТИ, а не дикари и не звери. То есть, могут поумнеть, выучиться, позврослеть (в хорошем смысле этого слова). Поэтому значение подвига Иисуса трудно переоценить.

НО...

Но стоит копнуть чуть глубже, посмотреть чуть дальше - и милый Рожественский теремок перестаёт укрывать и спасать. Животным отказывается в бессмертной душе. Реинкарнация отрицается. Чудеса вне Христианской традиции Христианством тоже отрицаются и крайне порицаются - то есть, эта традиция их монополизирует (типа «все не-христианские чудеса есть козни диавола»). Теодицеи на основании Заветов неубедительны - причём не только в логическом, рациональном смысле. С Лимбом, Чистилищем тоже какие-то непонятки. Война конфессий - это, что ли, проповедовал Иисус?.. Который, кстати, не признаётся в Христианстве аватаром, а считается равной частью Троицы. При том что прожил конечную человеческую жизнь. Причём и некоторые поступки самого Иисуса выглядят... странно, назовём это так. Например, эпизод со смоковницей оставляет противоречивые чувства. Иисус что, не мог сделать несчастное дерево плодоносящим или хотя бы не трогать его?.. Мало ли сколько и где не-плодонсящих смоковниц растёт - что, их все губить теперь?.. (Да, я читал объяснения этого эпизода у христианских теологов - не убеждает; в конце концов, плоды со смоковницы мог просто кто-то собрать и до того, как Иисус к ней подошёл.) Ну и т.д., и т.п. Перечислять можно долго.

Поэтому для меня христиане выглядят людьми, застрявшими в детстве. Пишу это без осуждения - в конце концов, есть вещи намного хуже. Мне, собственно, даже завидно, если честно. Но вернуться в эту сказку я, увы, уже не могу. И, наверное, никогда не смогу.

И дело тут не в отстутствии веры, конечно. Вера - не панацея, не затычка для любых дыр в мировоззрении. ВЕРят в то, что представляется ВЕРным, правильным, должным (пускай даже и нелогичным). А я не могу поверить ни в то, что у моего кошака нет бессмертной души - ни в то, что несчастная смоковница заслужила такой участи. Ни в то, что конечный, ограниченный во времени и пространстве человек, пускай даже такой, как Иисус, равен всему Мирозданию. И ада для тех же бодхисаттв или индуистских святых тоже представить не могу - чем они его заслужили-то?

Хотя, повторюсь: добрая сказка Христианства завораживает, умиляет и восхищает. И бесконечно тянет к себе. В неё хочется вернуться, как в ушедшее детство, искренне. Увы, детство не может длиться вечно, как ни жаль.

Тем, кому пора повзрослеть - пора повзрослеть.

теология, Иисус, Всевышний, Бог, философия, теодицея, Христианство

Previous post Next post
Up