Филисс Уитли, рабыня поэтесса, умерла свободной в нищете в 31 год. Ее имя -название невольничьего корабля, на котором ее привезли, а фамилия ее хозяина рабовладельца.
Перевод названия: "Запад: новая история в 14 жизнях" Наоизе Мак-Суини
Книга очень интересная. Ее цель -показать на исторических примерах лживость западной мифологии, что якобы Запад единственный наследник греко-римской культуры и христианства (иногда это вранье выглядит так "иудео-христианства") и еще "белый" всегда был против "остальных". Напоминаю, что христианство возникло не на "Западе" и не является его монополией.
Автор женщина небелая и прогрессивно настроенная. Поэтому она против расизма, колониализма и империализма, каковы и есть истинные ценности капиталистического Запада.
Она рассказывает, почему отцу истории Геродоту (слово "история" значит "исследования", кстати) пришлось уехать из Афин в эпоху их расцвета. Потому, что великий Перикл ужесточил отношение к нестопроцентным афинянам, а Геродот был сыном гречанки и туземца Анатолии. И что вызвано было такое ужесточение охраной богатств и власти Афин-гегемона за счет, прежде всего, других городов государств Греции, под предлогом защиты их от персов.
При этом древние греки вовсе не считали себя "Западом", а так сказать золотой серединой. Европейцев севера они считали варварами, и презирали. И уж тем более не считали себя "белыми". Такой "научный" расизм появился в Европе куда позже, с началом колонизации "небелых". Сам Геродот вообще считал разделение на Европу и Азию бессмыслицей.
Римляне же тем более не числили себя наследниками греков, а вели свое происхождение от "азиатов" троянцев. Поэтому в средневековой Европе симпатии были тоже на стороне Трои, что видно даже из пьесы Шекспира "Троил и Крессида". Средневековые европейские идеологи считали себя наследниками Римской империи, да и Европу они тогда понимали по другому - как Германию и окрестности.
С другой стороны, наследниками греков считали себя арабы 9 века в Багдаде, где и были сохранены и переведены многи древнегреческие тексты, утраченные христианами, притом, как замечает автор, неугодные книги не обязательно было уничтожать, их можно было просто не переписывать. Впрочем, кроме ученых арабов тогда там работали и афганцы, и персы. И не только мусульмане - также иудеи и христиане несториане.
В книге есть биография африканской туземной королевы, которая военной силой и дипломатией (включая обращением в христианство) сумела надолго спасти свою землю (нынешняя Ангола) от колонизаторов португальцев.
И биография рабыни, которую в 8 лет привезли из Африки в колонию Англии (будущие США), которая не только научилась английскому языку, но с ранней юности писала стихи, насыщенные намеками на греческую и римскую культуру. Так что "белым" рабовладельцам пришлось в судебном порядке решать, может ли небелая женщина писать такие стихи и знать греков и римлян, что "белые" мужчины считали признаком своего "западного" образования. Она хорошо понимала лицемерие "революционеров" колонизаторов и рабовладельцев, выступавших против английского короля, который якобы "держал их в рабстве".
И биография албанской рабыни, потом султанши и матери султана, которая состояла в переписке с Елизаветой королевой Англии, они пытались создать союз протестантов и мусульман против католиков Габсбургов, но безуспешно.
В книге убедительно доказана ложность сравнительно недавней (века с 18го ) идеологии "Запада", с использованием массы фактов, некоторые из которых мне и раньше были известны. Автор прямо связывает эту идеологию с колониализмом, расизмом и империализмом Запада. Более того, она с симпатией отзывается об
Эдуарде Саиде и о его защите прав палестинцев от Запада и сионистов.
То есть это книга, которую можно рекомендовать марксисту, который хочет узнать о враге и об аргументах для его разоблачения. Но как только дело доходит до современности, автор тут же, несмотря на все ее возражения, оказывается типичной представительницей того самого Запада. Например, она скромно умалчивает, что такие типично антизападные движения как ИГИЛ* и Аль-Каида* - порождения империализма и получают помощь не только НАТО, но и сионистов. Она пишет (неправду), что до уничтожения СССР "Запад" определял себя только как капитализм, а враньем про "права человека" и прочее озаботился только после того, как СССР не стало. И она мечтает придумать для Запада новую, хорошую идеологию, не отказываясь при этом от капитализма, а значит, от империализма.
Написав хоршую в целом книгу о том, что вечное "столкновение цивилизаций", то есть "Запада" и остальных, это ложь, она продолжает цепляться за "Запад", только хочет, как говорят англичане, намазать свинье губы помадой. Гегемония, о которой писал Грамши, никуда не делась, и поэтому империалисты могут не опасаться таких небелых прогрессивных ученых женщин, потому, что они все равно им не вредят, а наоборот, маскируют их преступления своими прогрессивными книгами.
* Запрещена в РФ