Маркетинговое исследование
Приглашаю всех заинтересовавшихся ознакомиться с возможностями модуля «Интернет-магазин» более подробно ниже. Помимо списка, взятого с сайта Битрикс, я постараюсь дать маркетинговую оценку каждой функции.
Многофункциональность и масштабируемость системы управления сайтом Битрикс позволяет достаточно быстро запустить магазин, в отличие от других CMS или написания движка под ТЗ клиента. Переработка движка или написание с нуля может затянуться на много месяцев. В то время как для магазина на Битрикс, достаточно согласовать ТЗ - остальное дело настройки.
Хочу предварительно напомнить, что мы говорим о функционале, как он есть, без вмешательства программистов.
Торговый каталог
Управление ценами
- установка цен в зависимости от количества - цены на товары можно задавать в зависимости от приобретаемого количества товаров;
- скидки могут назначаться в процентном и фиксированном виде, на товары и группы товаров, на типы цен и группы пользователей. Для скидки есть период активности и ограничение на сумму сверху. Можно отдельно устанавливать скидки на продление подписки.
- купоны для применения скидки - скидку можно предоставить персонально тем пользователям, которые при оформлении заказа укажут специальный набор символов - купон;
- механизм задания различных ставок НДС для товаров;
- для одного товара можно назначить несколько цен разных типов;
- администратор сайта может ограничить доступ к каждому типу цены для разных групп посетителей (например, можно ввести розничный тип цен, который будет доступен для просмотра и покупки всем посетителям сайта, и оптовый тип цен, который будет доступен для просмотра всем посетителям, но покупать товары смогут только пользователи из группы «Оптовые покупатели»).
Разные магазины имеют разные программы лояльности постоянных клиентов, но все они построенны на привлекательных для клиента ценах и возможностях сэкономить. Мало какие скрипты изначально могут позволить настроить любые системы скидок или ценообразования. Либо же использовать все сразу. Широкие функции управления ценообразованием дают неограниченную свободу в акциях и других мероприятиях по стимулированию продаж манипулирующую ценами.
Помимо широконастраиваемой программы лояльности Битрикс имеет хороший инструментарий для управления ценами для клиентов-юрлиц, когда необхоимдо управлять ставками НДС и разграничивать доступ диллеров к разным уровня цен, что не всегда реализовано в других CMS, но жизненно необходимо для крупных магазинов, которые вышли на оптовые продажи, как дополнительный канал продаж.
Интеграция с «1С:Предприятие»
- «1С:Предприятие 8.1» и «1С-Битрикс: Управление сайтом» поставляются со встроенными штатными механизмами взаимодействия;
- поддержка двунаправленного обмена данными с «1С:Предприятие»: публикация информации из «1С», выгрузка заказов с сайта и статусов в «1С» и обратно информации по обработке).
- интеграция с «1С: Предприятие» позволяет автоматизировать взаимообмен данными между каталогами сайта и оффлайновыми каталогами в «1С».
Я уже говорил о том, что крупные компании используют много программ по автоматизации бизнес-процессов. Чаще всего используется ПО компании 1С. Намного проще работать с отлаженным процессом, чем тратить ресурсы на настройку работы разного ПО. Тем более, что автоматиеская взаимосвязь магазина с бухгалтерией и сладом значительно упрощает документооборот и экономит человеческие ресурсы, а значит и деньги.
Импорт/экспорт данных
- загружать на сайт и обновлять данные каталогов и цены в форматах CommerceML (из «1С:Предприятие 7») и CSV (из MS Excel).
- пошаговая загрузка в CSV формате с произвольной продолжительностью шага позволяет контролировать процесс загрузки данных.
- CommerceML - это единый стандарт обмена коммерческой информацией в формате XML, поддерживаемый «1C». Стандарт учитывает отечественную специфику и включает несколько универсальных решений, необходимых для российских интернет-компаний и торговых организаций.
Продажа электронного контента
- продажа подписки и электронного контента - дополнительные параметры товаров, необходимые для организации платной подписки (регулярность оплаты, привязка к группам пользователей и другие);
- товар в плане оплаты может быть с единовременной выплатой, с регулярными выплатами и пробный;
- по истечении пробного срока автоматически делается попытка подписки на полную версию товара;
- подписка может быть использована клиентами для организации платного доступа к разделам, периодического списания сумм за услуги хостинга, сервисные работы и другие варианты предоставления ограниченных по времени работ или услуг.
Мало встречался с модулями продажи электронного контента. Как мы видим, функционал на Битриксе имеет очень широкие возможности, позволяя реализовывать любые маркетинговые приемы по стимулированию использования цифрового контента магазина.
Интеграция с Froogle и «Яндекс.Маркет»
- экспортировать данные о товарах и ценах в соответствии со стандартами, принятыми в таких системах как Froogle, «Яндекс.Маркет», «Rambler.Покупки»;
- в стандартную поставку «1С-Битрикс: Управление сайтом» включены шаблоны экспорта данных в системы Froogle и «Яндекс.Маркет»;
- для системы «Яндекс.Маркет» создано два варианта шаблона, один из которых позволяет экспортировать сразу все данные, а другой настроен для экспорта данных по группам.
Интернет-магазин
Корзина товаров
- в корзину можно добавить неограниченное число товаров;
- добавить в корзину одновременно несколько товаров из каталога и рассчитать стоимость и комплектацию товарных позиций индивидуальными конфигураторами или приступить к оформлению заказа;
- определить и представить для покупателя значения свойств товара в заказе, например: вес, цвет товара, размер упаковки и другие; перенести из корзины в заказ значения свойств;
- реализовать возможность выбора свойств товара непосредственно в корзине;
- управлять количеством единиц товара в заказе;
- отложить товар (оставить в корзине) для оформления в последующих заказах;
- удалить товар из корзины;
- изменить стандартный функционал работы корзины в соответствии с целями и задачами магазина.
Для магазинов ориентирующихся на заказы большого количества товаров важно, чтобы клиент мог оперативно, за несколько кликов положить все необходимое в корзину. Я сужу об этом из того, что если есть возможность положить несколько заказов в корзину, значит, есть возможность настройки оперативного выделения товаров в каталоге. К примеру, магазин запчастей для автомобилей, где зачастую покупается много товаров (дворники, коврики, аксессуары, и тд), а возможность быстрого добавления решает проблему: «заказать» - «попасть в корзину» - «вернуться к покупкам» по много раз, заменяя данную циклическую операцию парой кликов.
Процедура оформления заказа
- оформить заказ мастером по одному из двух вариантов, поставляемых с продуктом: 1) оформление из 4 шагов при наличии службы доставки и 2) оформление заказа из 2 шагов для продажи услуг и электронных товаров;
- автоматически рассчитать сумму заказа с учетом количества товаров, курсов валют, стоимости доставки и скидок, а также НДС;
- сохранить в заказе копию всех данных, необходимых для правильной обработки заказа: сумму всего заказа и каждой позиции, валюту заказа, курс, стоимость доставки, скидки, точное название товара, выбранные свойства товаров и заказа;
- настроить систему регистрации покупателей/дилеров для последующего входа в свой персональный раздел, для повторения заказов и быстрого оформления новых заказов; возможно три варианта организации процедуры регистрации покупателей: 1) с обязательной самостоятельной регистрацией пользователя, когда покупателю предлагается ввести имя и пароль к своему персональному бюджету; 2) автоматическая генерация имени и пароля для покупателя и отправка данных по почте после оформления заказа; 3) смешанный вариант, когда покупатель сам выбирает, будет ли он регистрироваться или доверит интернет-магазину провести автоматическую регистрацию;
- автоматическая проверка e-mail покупателя на правильность при оформлении заказа;
- отправка почтовых уведомлений для покупателя и администратора магазина; возможность настройки почтовых шаблонов; возможность отправки SMS-извещений о формировании заказа при настройке дополнительных почтовых шаблонов;
- возможность настроить любой из вариантов оформления заказа в соответствии с потребностями магазина и особенностями товаров.
Битрикс представляет нашим глазам стандартный набор функций, кроме системы регистрации клиентов. Интересная фишка: автоматическая генерация имени и пароля для покупателя и отправка данных по почте после оформления заказа. Поистине хорошую вещь придумали - пассивная регистрация. Частая проблема, когда необходимо заставлять регистрироваться клиента. Пассивная регистрация может сделать чудеса, если в письме с данными для входа в созданный аккаунт, сделать предложение от которого будет сложно отказаться клиенту. На мой взгляд - это лучшее решение по наращиванию клиентской базы (инициативную регистрацию клиента никто не менял)
Персональный раздел покупателя
- авторизоваться с именем паролем для доступа в персональный раздел;
- использовать единую систему авторизации продукта;
- отслеживать изменение статусов заказов в своем персональном разделе;
- видеть состояния оплаты заказа: Да\Нет; например, для дилера товары могут быть отгружены до поступления оплаты;
- получать почтовые сообщения об изменениях состояния оплаты и статусов заказа;
- повторить заказ; при этом все позиции заказа добавляются в корзину и покупатель/дилер может за несколько шагов повторить типовой заказ или изменить ранее сделанный заказ;
- искать заказы в персональном разделе по коду, диапазону дат оформления, статусам, оплате, доставке и другим атрибутам;
- изменять профили для доставки;
- изменять профайл и персональные данные пользователя/дилера для работы с магазином: ФИО, e-mail, имя входа и пароль, личные данные и другую информацию;
- управлять внутренним счетом пользователя, на котором хранятся его деньги. Покупатель может пополнить счет и расходовать деньги по мере необходимости для покупки электронного контента: музыки, мелодий для мобильных телефонов, статей, оплату хостинга и т.п. расходы. Возможна полная или частичная оплата заказа с внутреннего счета.
Налицо широкие возможности по работе с проведенными заказами. Нет тут конечно маркетинговых примочек: персональные рекомендации, информации о предоставляемой скидке и тд. Зато мощный инструмент работы с проведенными ранее заказами, что особенно важно для клиентов-юрлиц, т.к. зачастую такие клиенты совершают одинаковые покупки через определенные промежутки времени.
Оформление и обработка заказов
- ввести неограниченное число статусов, по которым должен пройти заказ в процессе обработки;
- возможность определить обязательные свойства для оформления заказа и свойства особых типов: местоположение, e-mail и другие;
- объединяя свойства в группы свойств, можно настроить прием от клиента всей информации, которая необходима для обработки заказа;
- устанавливать атрибут заказа “Оплачено” - Да/Нет; записывать данные сотрудника, который выставил статус об оплате;
- устанавливать атрибут заказа “Доставка разрешена” - Да/Нет; записывать данные сотрудника, который изменил статус;
- устанавливать статус заказа в одно из заранее определенных состояний в стандартной поставке: “Принят”, “В обработке”, “Отгружен”, “Доставлен”;
- информировать покупателя об изменении статуса и атрибутов заказа по электронной почте и в персональном разделе покупателя;
- при смене статуса заказа (например, оплата, разрешение доставки) пользователю отправляется почтовое сообщение; шаблон письма настраивается для каждого статуса;
В данном функционале приведены возможности движка по разграничению прав среди менеджеров магазина и ведение логов по обработке заказов с записью имен операторов. Ведение логов действий операторов важно для крупных интернет-магазинов, где трудиться большое количество менеджеров. Контроль и ответственность за текущие заказы - важные показатели качества работы магазина. Чтобы эффективно отслеживать работу персонала, а в случае проблем, знать на каком этапе, какой менеджер допустил ошибку, необходим персональный контроль за каждым сотрудников и действиями внутри магазина. Вот как раз первые 5 пунктов дают четкую картину, кто на каком этапе ответственен и работал с заказом. Частенько без такого контроля начинается перевод стрелок, и концов не найти.
Управление доставкой товаров
- создать неограниченное число местоположений и групп местоположений для управления территориями, с которыми работает магазин и выполняется доставка товаров;
- загрузить местоположения с сайта компании «1С-Битрикс» для стран и континентов;
- настроить тарифы службы доставки и установить стоимость доставки в зависимости от сроков и способа доставки, в зависимости от веса товаров в заказе, стоимости заказа, местоположения, группы местоположений, сайта;
Создание неограниченного числа местоположений для управления территориями по которым осуществляется доставка. Опять же функция полезна для крупных магазинов, которые имеют курьерские доставки по разным городам и странам. Возьмем, к примеру, Россию и почту России. Создав местоположения по федеральным округам или областям, можно настроить тарифы служб доставки с точностью до рубля, что позволит клиентам полностью рассчитывать стоимость заказа, а не получать в ответ «около» или неожиданные суммы посылок на почте или других организаций. Не стоит объяснять, что потребители очень негативно воспринимают изменения стоимости заказанного товара, что сулит отказами.
Типы плательщиков
- ввести для каждого сайта неограниченное число типов плательщиков, например: частные лица, юридические лица, частные предприниматели, партнеры, члены клуба;
- настроить неограниченное число свойств заказа и групп свойств для каждого типа плательщиков;
Сложный маркетинговый инструмент по настройкам и взаимодействию с разными группами плательщиков. Отличие групп плательщик от групп клиентов, состоит в том, что плательщики могут иметь разны еформы собственности: частные лица, ИП и ООО. Клиенты среди групп плательщиков тоже должены разделяться по определенным критериям. Именно для этого в каждой группе плательщиков есть возможность создать отдельные группы клиентов и уникальные преимущества для клиентов. Подход позволяет магазину работать с разными клиентами на разных уровнях. Не секрет, что многие компании на определенных этапах развития разрабатывают новые каналы продаж, что требует и индивидуального подхода для новых типов клиентов. При этом необходимо полностью сохранить устоявшиеся подходы (правила) работы со старыми клиентами. Получается практически 2 разных (по ЦА и инструментам работы с ЦА), но параллельных магазина на одном товаре. Как видим, Битрикс, благодаря широким настройкам типов плательщиков решает данную проблему наименьшей кровью.
Управление налогами
- настроить систему налогообложения в зависимости от типа плательщика и местоположения покупателя;
- налоги устанавливаются в процентах и могут, как включаться в цену товара, так и добавляться к цене при оформлении заказа для конкретного покупателя;
- такая система позволяет настроить разный НДС (VAT) или налог с продаж (НСП) для разных типов покупателей или для покупателей из разных стран, как этого требует, например, законодательство Евросоюза;установить освобождения от налогов для отдельных групп покупателей.
Собственно данный функционал неразрывно связан с функционалом “типы плательщиков” и “управления доставки товаров”. Повторю, что мало какие CMS имеют инструменты по сложным настройкам налогов и платежных операций по каждому типу плательщиков (клиентов). Зачастую подобными функциями обладают отдельные CRM-системы.
Платежные системы
- настроить неограниченное количество платежных систем в зависимости от валюты заказа;
- настроить для каждой платежной системы индивидуальный обработчик;
- настроить процедуру автоматического получения статусов заказов из платежной системы;
- использовать настроенные платежные системы:
* наличный расчет при доставке;
* кредитная карта (VISA, MASTER CARD и другие);
* оплата в платежной системе Web Money;
* оплата в платежной системе Яндекс.Деньги;
* оплата в платежной системе MoneyMail;
* квитанции Сбербанк;
* банковский перевод (безналичный счет);
* Рапида;
* телеграфный перевод;
* почтовый перевод;
* наложенный платеж;
* Cash;
* Payflow Pro, AuthorizeNet, Impexbank и WorldPay.
Новые платежные системы подключаются бесплатно.
- возможность автоматизировать процедуру получения статусов внешних платежных систем для быстрой отгрузки товаров или отгрузки электронных товаров без участия сотрудников интернет-магазина;
- интеграция с платежной системой ASSIST для автоматического получения статусов по защищенному протоколу SSL об оплатах пластиковыми картами и электронными платежными системами.
Количеством подключенных систем не удивишь. А вот некоторые остальные функции я так и не понял, что значат. Может, конечно, это не для таких, как я писали. Но тогда для кого?
Печать документов по заказам
- печать для заказа бумажных копий документов: счет, счет-фактура, бланк заказа, накладная, invoice;
- возможность настроить неограниченное число пользовательских шаблонов печатных документов;
Очень удобная функция, в свое время нам пришлось встраивать в движок Shop-script данный функционал. Обошлось недешево. Некоторые CMS позволяют печатать документы, но пока что я не встречал настройки бесчисленного числа шаблонов.
Многосайтовость
- единые бюджеты покупателей между сайтами и возможность с одним и тем же паролем делать заказы на разных сайтах;
- единая корзина покупателя между сайтами с возможностью разделения товаров по сайтам;
- возможность создания независимых магазинов для каждого сайта.
Напомню, что Битрикс «Малый бизнес» разрешает установку 2-х сайтов. Поэтому данный функционал позволит вам связать 2 разных сайта единой базой. Очень удобно дать возможность клиентам делать заказы в разных магазинах, но без лишней мороки с персональным аккаунтом. В свою очередь это сильно облегчает магазину настройку групп плательщиков и групп клиентов. Кроме этого можно построить очень хорошую программу лояльности завязанную на несколько магазинов.
Аффилиатские сети
- возможность организовать и управлять аффилиатской сетью - за привлеченных клиентов аффилиат получает вознаграждение, которое зависит от количества товаров, проданных через него, либо от суммы заказов, совершенных через аффилиата;
- возможность организовать «пирамиду» - многоуровневое аффилиатство, при котором аффилиат получает доход не только от товаров, проданных через него, но и от товаров, проданных через других аффилиатов, которые пришли на сайт благодаря нему; заработанные деньги могут либо выплачиваться аффилиату, либо заноситься на его внутренний счет в магазине.
Большинство CMS могут предложить только первый вариант. Второй, особенно важен для магазинов цифровых товаров, где продажи часто строят на широко разветвленной реферальной сети.
Распределение прав доступа
- возможность ограничить, кто может переводить заказы в определенный статус и кто в каком статусе может изменять параметры заказа;
- возможность ограничить, кто может видеть заказы данного сайта;
- возможность ограничить, кто может менять флаги “Оплачен”, “Отменен”, “Доставка разрешена”;
- роль “Обработка заказов”; в этой роли сотрудник не может изменять настройки модуля магазина (например, набора свойств заказа), но может обрабатывать заказы;
- почтовые события на разрешение доставки и оплату заказа; теперь на разные статусы заказа уходят разные почтовые сообщения.
То же самое, что и «оформление и обработка заказов». Собственно разницы я не заметил. Вот только почему не сказано, или нет вообще, возможности разделять права доступа на изменение контента, обработки заказов, слежение за статистикой, доступ к базе данных и тд.
Учет заказов в статистике для оценки рекламных кампаний
- в модуле веб-аналитики фиксируются действия посетителей, совершенные в интернет-магазине сайта.
- модуль интернет-магазина автоматически регистрирует два типа события в системе статистики (при условии, что модуль веб-аналитики установлен): оформление заказа на сайте ( event 1= sale 2 order / event 2= order / event 3=№заказа) и оплата заказа ( event 1= sale 2 order / event 2= payment / event 1=№заказа);
- таким образом, владелец сайта может точно определить, сколько реальных покупателей удалось привлечь с помощью каждой рекламной кампании.
Позволяет эффективно следить за результатами рекламной компании. Статистика ведет учет действий посетителей по ключевым моментам: оформление заказа, и оплата заказа (в случае с вариантами предоплаты). Понятно, я надеюсь, что статистика ведет посетителя от страницы входа до целевой.
Импорт\экспорт данных
- возможность экспорта заказов в формате XML (CommerceML) для последующей обработки во внешних складских программах: “1С-Торговля и склад” и других;
- выгрузка заказов в Excel с настройкой столбцов выгрузки.
Продажа электронного контента
- продажа временного доступа к файлам (например, книги или mp3 файлы);
- продление подписки - номера пластиковых карточек пользователей (номера шифруются) хранятся для автопродления подписки; возможность управления продлением.
Главный модуль
Статистика посещаемости сайта
- вести учет статистики в режиме онлайн и работать с данными непосредственно на сайте;
- проводить онлайн-сбор и обсчет статистических данных при открытии каждой страницы посетителем без размещения кнопок, имиджей или JavaScript -кода в теле страницы;
- анализ посещаемости разделов и страниц с возможностью выбора периода для анализа, раздела, рекламной кампании и других параметров выборки данных с расширенным фильтром;
- выгрузка данных в Excel -формате;
- анализ посещаемости сайта на общем графике по дням с представлением данных: хиты, сессии, посетители, хосты, новые посетители, события, избранное; возможность экспорта таблицы посещаемости в формате Excel;
- сводная статистика сайта представляет данные за сегодня, вчера, позавчера, всего и период следующих типов:
- хиты;
- хосты;
- сессии;
- события;
- посетители (новых, всего, добавивших в избранное, онлайн);
- Топ 10 наиболее активных на сегодня рекламных кампаний;
- Топ 10 наиболее активных типов событий на сайте;
- Топ 10 ссылающихся сайтов;
- Топ 10 наиболее популярных сегодня поисковых фраз;
- Топ 10 наиболее активных поисковых роботов за день.
- постоянно обновляемая база IP по странам;
- динамика посещаемости по странам позволяет анализировать во времени распределение посетителей по странам и изменение процентного соотношения со временем;
- онлайн-мониторинг пользователей на сайтах;
- система блокирования доступа посетителей к сайту (стоп-лист) по одному или сумме критериев: IP -адрес, IP сеть, UserAgent , откуда пришел (ссылающийся сайт), куда пришел, сайт, на который пришел; посетитель может быть блокирован навсегда или на определенный интервал времени; можно перенаправить пользователя на определенный URL или вывести текстовое сообщение на любом языке;
- контроль активности посетителей сайта позволяет в настройках модуля указать максимальное количество хитов, совершенных посетителем в заданный интервал времени; если количество хитов превышает заданный лимит, то посетителю выдается специальный http-код (503), сообщающий о том, что веб-сервер временно не доступен; данная возможность может быть использована для ограничения активности оффлайн-браузеров, грабберов и т.п., создающих критичную нагрузку на сайт;
- возможность получать сводную статистику по электронной почте в удобное время;
Собственно я не понимаю, чем изобретать велосипед, когда есть Гугл.Аналитикс или платные сервисы статистики типа Спайлог или Ливинтернет. Единственная функция, которая мне понравилась, это - контроль активности посетителей. Но опять же, относиться она больше к безопасности, чем статистике.
Огромное число функций, огромные возможности, вот только нужны они малому числу клиентов. Мало еще в странах бывшего совка магазинов, которые могут использовать в полном объеме весь функционал системы Битрикс. А ведь это не только модуль Интернет-магазина. В пакет «Малый бизнес» входит 11 модулей, в пакет «Бизнес» 24, в пакет «Большой бизнес» 26. Вы представляете себе, сколько ненужного, в нынешних реалиях развития e-commerce, функционала, за которой придется платить?
Запись опубликована
Nez.name.Вы можете оставить комментарии здесь или
тут