Feb 21, 2011 13:57
Фильм повествует о юной артистке балета Нине (Натали Портман), которая очень больна. Психически. Но мы это понимаем не сразу, а только по мере развития сюжета. Она живет с авторитарной мамой (балериной на пенсии), и вся жизнь Нины - это балет. Балет везде, во всем. Но режиссер показывает нам совсем не воздушно-эфирную сказку, а суровые будни, постоянные тренировки, с раннего утра и до позднего вечера. Нина очень одинока. Кроме мамы, у нее никого нет - но и с матерью отношения непростые. Она словно заключена в капсулу - это ощущение передается и зрителям с помощью эффективных операторских и режиссерских приемов. К примеру, все действие фильма разворачивается на двух-трех локациях (квартира Нины, балетная школа, немного улицы - по дороге из дома в театр и обратно) - как бы подчеркивает замкнутый круг жизни, балет-дом-балет. Тренировки, тренировки, тренировки... Каждый день похож на предыдущий - полупустые улицы (ведь уходит Нина рано утром и возвращается поздно вечером), пустые вагоны метро, гулкие и холодные коридоры театра, огромные репетиционные залы. Единственный раз за весь фильм добавляется сцена в ночном клубе. Одиночество во всем. Камера неотступно следует за Ниной - зритель словно находится у нее за спиной. Очень действенно, кстати - полное ощущение присутствия. От этого - только страшнее. Ужас нагнетается с самых первых кадров - и не отпускает на протяжении всей картины. Это ужас психической болезни. Ужас полного саморазрушения. Нина последовательно убивает себя - принося в жертву искусству. Но все слишком тесно переплетено - постепенно перестаешь понимать, где реальность, а где сны или галлюцинации главной героини.
Режиссер-постановщик, учитель (Венсан Кассель) - требовательный и похотливый, эдакий обольститель. Видно, что Нине он нравится, да и вся труппа ему в рот заглядывает - что он скажет, похвалит или отправит десятые роли танцевать... У него была любимица, прима, которую он называл "моя принцесса" (Вайнона Райдер). Но пришло время, она должна уйти... Главная роль будет передана другой балерине. Кому именно? Каждая втайне надеется, что именно ей - надеется и Нина. Учитель собирается ставить "Лебединое озеро". Новая прима будет танцевать две главные роли - Белого и Черного лебедя. Это очень сложная задача, потому что один человек должен воплотить на сцене два диаметрально противоположных образа. Невинная, чистая, непорочная Белая лебедь - и страстная, сокрушительная, жестокая, обольстительная Черная.
Начинаются пробы. Нина танцует Белого лебедя великолепно. Отточенная техника движений поражает учителя. Он просит показать Черного лебедя - вот тут-то и выходит закавыка. Нина слишком чиста, слишком зажата, и, пожалуй, слишком старательна! Она должна отпустить себя, перестать следить за каждым па… Но сможет ли она? Учитель выбирает именно Нину на главную роль. Ей предстоит открыть в себе Черную лебедь. Тут-то и начинается самое интересное.
Учитель просит Нину "поласкать себя" дома - вообще, научиться дарить наслаждение себе самой. Затем на одной из репетиций в пустом зале целует ее страстным поцелуем, тискает грудь, лезет под юбку (девушка, естественно, возбуждается) - и уходит, бросив на ходу: "Это я тебя соблазнял, а должно быть наоборот". Беда в том, что Нина не умеет соблазнять. "Ты бы ее трахнул?" - спрашивает учитель у партнера Нины. Партнер тактично молчит. "Вот, - подводит итог учитель, - и никто бы не стал!"
У Нины на спине, на лопатке, появляются кровавые расчесы. Постепенно они увеличиваются. Также она периодически обнаруживает у себя разбитые в кровь ногти, кровавые заусенцы, которые сдирает с мясом, и кровь в ванной комнате, когда купается. Фильм очень щедр на крупные планы и натуралистические сцены - все эти кроваво-тошнотные эпизоды будут продемонстрированы вам очень и очень подробно.
Затем в труппе появляется новенькая - Лилли (Мила Кунис). Она красива, сексуальна и раскрепощена. У нее отлично получается партия Черного Лебедя. Нина начинает видеть в Лилли соперницу. Ей не нравится, как учитель смотрит на Лилли, как хвалит ее уверенность в себе и свободу. Между тем, Лилли несколько раз пытается заговорить с Ниной, а потом и вовсе приходит к ней домой (где получает жесткий отпор мамы). Но, желая вырваться от маминой чрезмерной опеки, Нина уходит, несмотря на протесты родительницы, и вместе с Лилли попадает в ночной клуб. Лилли демонстрирует Нине «запасной» комплект эротического нижнего белья, предлагает попробовать «колеса», заставляет флиртовать с незнакомцами. Домой Нина и Лилли приезжают вместе - в горячечном полунаркотическом бреду Нина запирает от возмущенной матери дверь и предается с Лилли любовным лесбийским утехам. Оральные ласки, которыми Лилли одаряет Нину, приходятся той вполне по вкусу - и вот уже по телу бегают жуткие, жуткие мурашки, и в преддверии оргазма покрывают все тело…На протяжении всего фильма эти мурашки символизируют внутреннее перерождение Нины, своеобразное «извлечение» из нее Черного лебедя… Наутро Нина просыпается в смятой постели, в ужасе бежит на тренировку, высказывает все Лилли - и получает в ответ изумленный взгляд. Нет, она не оставалась на ночь! Из клуба они разъехались каждая в свой дом… Эта сцена была иллюзией, очередной галлюцинацией…
Параллельно развиваются отношения с матерью и линия оставшейся не у дел примы.
Мама, которая в начале фильма ласково называет Нину «милой девочкой», сразу предстает чрезмерно заботливой, и элементы параноидальности сквозят в ее поведении. Один раз она роняет фразу: «Если бы я не водила тебя каждый день в балетную школу, ты бы точно всё забросила…» - и сразу становится понятно, кому Нина обязана тем, что сейчас с ней происходит. Мама так и не смогла вырваться из кордебалета, и для дочери она хочет иной судьбы. Мама сама стрижет дочери ногти, по вечерам достает из ее ушей сережки, постоянно осматривает кожу. На слабые протесты Нины («Я могу сама») отвечает снисходительной улыбкой. Появляющиеся на спине Нины кровавые царапины беспокоят маму, и Нина начинает их прятать. Тем более, что они не проходят, а только увеличиваются, покрываются «гусиной» кожей - выглядит, надо сказать, омерзительно. Но сразу проскальзывает мысль - а не зачатки ли это будущих крыльев Черного лебедя?
Образ матери в фильме раскрыт не до конца. Непонятно - то ли она безумная шизофреничка (подчеркнуто ее поведением по отношению к Нине, ее поступками - как она яростно стрижет ей ногти, обрезая кожу до крови, как ютится в своей комнатке, где все стены увешаны ее изображениями - постепенно эти убогие рисунки начинают двигаться, вращать глазами, а то и вовсе раскрывают рты в жутком безмолвном крике - очередной горячечный бред Нины), то ли просто до безумия любящая дочку мать, которая по-своему желала ей добра, но не рассчитала сил, и в итоге довела ребенка до психической болезни (достаточно заметить, как мама смотрит на дочь, как хранит все ее игрушки; жуткая сцена, когда Нина ломает матери руку - ни возмущения, ни бешенства, ни попытки защититься, только полный боли и жалости - не к себе! к дочери - крик: «Нина, Нина!»). Вообще, это была сцена, когда я зарыдала, словно прочувствовала все эту душевную боль и Нины, и ее матери. Это было действительно страшно.
Образ, воплощенный Вайноной Райдер - отвергнутая прима - тоже страшен. Хотя и эпизодичен, но весьма показателен. В отчаянии она бросается под машину, но выживает - с жуткими переломами ног, с изуродованным лицом. Она словно символизирует то, что может случиться с Ниной в дальнейшем - закат звезды, прощание с балетом, отречение учителя от своей любимой когда-то принцессы.
Нагнетаемый по ходу картины ужас в полной мере выплескивается в финальном выступлении, где шизофрения и раздвоение личности Нины достигают кульминации. Она смотрит в зеркало - но видит не себя, а Лилли в образе Черного лебедя. Это опасная соперница, которую нужно убить! И Нина убивает ее осколком разбитого зеркала. И сама выходит на сцену, чтобы танцевать партию Черного лебедя.
Этот момент фильма (финальный танец Черного лебедя) действительно прекрасен. Да, Нина смогла перевоплотиться. Как и предполагалось, расчесы на спине были зачатками будущих крыльев. В танце из жутких мурашек проклюнулись перья, а из перьев выросли крылья, и все тело покрылось перьями, и уже не балерина танцевала перед зрителями - а огромная, прекрасная, жестокая Черная птица. Нина открыла в себе эту свободу, достигла понимания этой страсти, она была захвачена ею сполна. Зал рукоплескал стоя. Но, когда Нина вернулась в гримерку, чтобы переодеться в Белого лебедя - она не нашла трупа Лилли. Лилли заглянула к ней сама - обычная танцовщица из массовки, одна из многих лебедей, - заглянула, чтобы поздравить с успехом, и убежала дальше, чтобы не мешать новой приме готовиться к выходу на сцену. А Нина, опустив взгляд, обнаружила на своем животе зияющую кровавую рану, в которой торчал осколок зеркала.
Она вышла на сцену снова. Он станцевала последнюю партию, и Белый лебедь бросился со скалы. Зал ревел от восторга, а она лежала, чуть дыша, и на ее животе расплывалось огромное кровавое пятно. Полные любви глаза матери, сидящей среди зрителей - вот что увидела Нина. Над ней столпилась вся труппа, и склонился учитель, в ужасе вопрошая: «Нина, Нина, что ты сделала??» И она ответила слабеющим голосом: «Я ощутила совершенство. Я постигла!»
Занавес.
Каждый понимает этот фильм по-своему. Многие находят в нем глубокий смысл. К примеру, мысль о том, что не нужно ничего бояться - и тогда все получится. Лично я увидела в нем идею приближения к совершенству через собственное саморазрушение. Вопрос - стоит ли познание совершенства того, чтобы умереть? Однозначного ответа фильм не дает. Но вряд ли после этого фильма прибавится количество желающих отдать своих детей в балетную школу. Балет показан как боль и кровь, как слезы и страдания, как психическое заболевание - и да, при всем при этом он болезненно, ужасающе восхитителен и красив. Такой вот оксюморон. Но режиссер, бесспорно, гениален - через подобную призму рассмотреть балетное искусство еще никому в голову не приходило. Натали в очередной раз продемонстрировала свой актерский дар. Роль удалась ей на все двести процентов.
Помимо темы постижения совершенства через боль и смерть, в фильме присутствует тема бесконечного одиночества человека, который видит перед собой только одну цель - во что бы то ни стало добиться, увидеть, познать! И он идет к ней через уничтожение самого себя. Он бесконечно одинок в этом стремлении. Да, он добивается. Он увидел. Он познал. Но его самого не стало.
Фильм тяжелый, мрачный, с психически болезненной атмосферой человеческого безумия. Однозначно - фильм не для всех, не для широкой аудитории. Вообще, мне кажется странным, что его пустили в массовый кинопрокат.
Рекомендуется всем тем, кто любит: творчество Даррена Аронофски, мрачные и психоделические мистические триллеры, пощекотать себе нервы, фильмы с философской подоплёкой и смыслом, фильмы, заставляющие думать
Не рекомендуется всем тем, кто: не выносит натурализма, не любит ужасы, предпочитает не смотреть тяжелые, воздействующие на психику фильмы; любителям балета
И, да, мысль напоследок: скажите мне, каким надо быть дибилом, чтобы привести на этот фильм ребенка?? Рядом со мной сидела семья с девочкой лет десяти, не больше. Я была в глубоком шоке. Кажется, при наличии современных средств связи, можно было бы поинтересоваться рецензиями, отзывами и понять, что фильм далеко не для детей?? В общем, не устаю поражаться человеческому идиотизму.
Отзывы обо всем,
Театр абсурда,
Жанр: триллер,
Жанр: драма,
Кино