Мне очень понравился слоган к фильму: «The only way out is through».
Восемь месяцев назад в семье Хауи и Бекки Корбетт произошла страшная трагедия - погиб их маленький сын. От ее последствий супруги не могут оправиться до сих пор. Каждый по-своему пытается восстановить душевный покой: Хауи играет в сквош с друзьями, Бекка проводит целые дни у плиты, оба ищут поддержки в группах психологической взаимопомощи.
Но время идет, а все усилия остаются тщетными. Брак трещит по швам, отношения с родными напряжены до предела, круг общения сокращается на глазах. Парадоксальным образом, луч надежды пробивает пелену безнадежности, когда судьба сводит Бекку с невольным виновником их несчастий - юным автором комиксов Джейсоном. Вместе героям предстоит понять, затягиваются ли раны прошлого хоть когда-нибудь.
***************************
Интересные и близкие мне комментарии зрителей
С самых первых кадров я как зритель просто мигом очутился в мире Бэкки и Хауи. Их диалоги, их взгляды, их общение друг с другом, их общение с семьей - всё это абсолютно как в реальной жизни. Показана типичная американская семья. Главная пара живет в хорошем доме, у них высокий достаток (хотя Бэкки родом из очень простой семьи (о родне Хауи в фильме ничего не говорится)), у них всё было идеально. Они шли к воплощению своей мечты, к построению идеальной семьи (по американским меркам), и у них всё складывалось. У них был чудесный здоровый малыш. Его не стало 8 месяцев назад.
Бэкки отрицает Бога. Говорит, что если он есть, то он - садист.
(Женщина) - Бог забрал её. Ему понадобился ещё один ангел.
(Бекка) - Почему ему просто не сделать ещё одного? Ещё одного ангела. То есть, он Бог в конце концов. Почему он не взял и не сделал ещё одного ангела… м?
Хауи эту тему не затрагивает. Со смертью сына их идеальный мир разрушился. Прошло 8 месяцев (это не так много). Хауи работает. Бэкки не работает - она дома: готовит, стирает, убирается. Она отдана своему горю и одиночеству. Но она не жалуется.
И Бэкки, и Хауи оба знают, что тема их сына уже стала неким табу для них обоих. Но от этой темы им никуда не деться. Как бы неуютно им было об этом говорить, жизнь сама вынуждает их проговорить те слова, которые причиняют им боль, но которые в конечном итоге выведут их из кроличьей норы.
Фильм чрезвычайно четко и тонко поймал конкретный отрезок времени человеческой жизни: как вести себя после огромного горя, понимая, что в могилу не ляжешь, а жить дальше надо, понимая, что вы всё еще любите друг друга, но что как раньше уже не будет никогда. Мать Бэкки, которую великолепно сыграла Дайэнн Уист, очень четко характеризует эту ношу: это как кирпич в кармане, который со временем перестаешь замечать, но который время от времени дает о себе знать.
Впервые за всю историю карьеры Николь Кидман я увидел в её взгляде столько страдания, вопросов и любви одновременно. Юноша, который стал причиной смерти сына - чрезвычайно жизненный и какой-то честный (что ли) образ. Я советую смотреть этот фильм одному или наедине с тем человеком, который полностью понимает вас, ваше молчание.
*********
У названия картины есть не только буквальное значение, обнаруживающееся по ходу фильма, но и своеобразный подтекст. Подобно Алисе, провалившейся в бездонную кроличью нору, наши герои замыкаются в себе и день за днем все глубже погружаются в собственное отчаяние, не в силах обнаружить хоть малейший «свет в конце тоннеля».
Мой комментарий:
Мне фильм в целом понравился. Непривычно видеть Кидман в такой роли: все же эмоциональность - не ее конек. И возможно, мне не хватило каких-то эмоций в ее героине по отношению к сыну. А вот по отношению к юноше - эмоции ее били через край. Удивительно! Да и актер, исполнивший роль юноши, очень здорово справился с ролью и вполне соответствовал уровню главной героини.
Тема фильма очень специфическая и деликатная - как пережить горе самому? А еще очень часто, сталкиваясь с подобной бедой у близких людей, очень сложно подобрать правильные слова утешения... В этом смысле очень показателен диалог героини Кидман с матерью, которая тоже пережила подобную трагедию, потеряв в свое время взрослого сына (я диалог записывала по ходу фильма):
- Это когда-нибудь отпустит?
- Сомневаюсь. Меня не отпустило. Уже одиннадцать лет. Но что-то меняется.
- Что?
- Не знаю. Наверное, тяжесть. Она вдруг становится терпимой. В конце концов можно даже снять ее с плеч и носить как кирпич в кармане. Иногда даже забываешь на время. Потом вдруг спохватываешься - а она тут как тут… Страшно бывает. Но не всегда. И это как-то... Она тебе не то, чтобы нравится... но это то, что у тебя вместо сына... Вот ты и носишь ее с собой... Это всегда с тобой... Это...
- Это что?
- Это... хорошо.... в общем-то...