Так получилось, что судьба накрепко связала мою жизнь со сферой образования. В качестве многодетной мамы, растившей детей без садов и школ, педагога, и, наконец, руководительницы детского развивающего клуба я смогла увидеть и понять многие важные вещи, способные кардинальным образом повлиять на успешность обучения и формирования личности растущего человека. Мой путь семейного образования в особенности интересен многим, и я уже устала отвечать на разных ресурсах на одни и те же вопросы. Попробую делиться своим опытом здесь, писать сообщения по разным вопросам, и, в случае запроса информации, просто давать ссылки.
Ну и в качестве небольшого вступления - зарисовка с сегодняшнего занятия по раннему эстетическому развитию в моем клубе "Талантория"
https://vk.com/club_talantoriaИтак, 5 детей, 1 преподаватель, ну и я в качестве администратора и помощника. Одной девочке 6 лет, с ней уже все просто, она сидит и рисует, педагог объяснила ей изначально, как и что делать, и заглядывает, помогает, советует время от времени. Остальные - трехлетки, одному вообще нет и трех. Все ребята замечательные, адекватные. Но работать с ними ох, как непросто. Вдвоем и то было трудновато.
В системе такие вопросы решаются просто - детей формируют в послушное стадо, не оставляя места их индивидуальности и творчеству. "Все взяли в правую руку кисточку и обмакнули в зеленую краску! Иванов, ты что, спишь? Кому говорят - взять кисточку и обмакнуть в зеленую краску!" (Подобный диалог я слышала пару лет назад на одном платном занятии в государственном учреждении, не буду говорить, каком, куда ходил мой старший сын, в конечном итоге, мы оттуда ушли). Наверное, если речь идет о большой группе детей, по-другому просто не справиться. Но называть это рисованием - не знаю, можно ли.
В рамках наших занятий дети имеют право выбора - если мы иллюстрируем сказку, можно выбрать персонажа, которого хочешь нарисовать. Можно быть свободным в деталях, в подборе цветов. Принуждать трехлетку рисовать, к примеру, волка или Бабу-Ягу, которых он боится и рисовать не хочет - может вообще отбить желание приходить на такие занятия.
Творчество индивидуально, иначе это не творчество вообще. 5-6 человек малышей в группе - это край, с большим количеством ни о какой индивидуальности не может идти и речи. Педагог с многолетним опытом работы с малышами едва успевала перемещаться от одного малыша к другому, чтобы вовремя подсказать, а то и поправить.
Я же занималась вопросами дисциплины. Трехлетки, да и дети постарше, сейчас зачастую испытывают трудности в том, чтобы доделать дело до конца, сделать что-то сложное, нудное, преодолев себя. Вообще сила воли у современных детей - слабое место. Задача педагога - не сломав, не унизив, не наплевав в душу, помочь ребенку научиться преодолевать себя. В наших маленьких группах мы можем себе позволить эту роскошь личностного общения - подбодрить или уважительно, но строго призвать к порядку, постоять рядом, контролируя процесс работы. Так из занятия в занятие, понемногу, кропотливо будут формироваться усидчивость, аккуратность, способность доводить до конца начатое, умение заставить себя сделать что-то неинтересное, трудное, но необходимое для достижения результата.