"Эмигрант с Анзоры"

Jul 04, 2007 23:16

Роман Яны Завацкой blau_kraehe
"Армада", 2006.


Я в некоторой растерянности, потому что не знаю, как писать о книге, от которой я в полном восторге. Критиковать гораздо легче, а вот внятно объяснить, ну что ж до такой степени понравилось-то… Это общечеловеческий затык, надо полагать. Отсюда - засилье критики, и популярность оной как средства для самоутверждения.

«Эмигрант с Анзоры» - это нетипичный боевик, одновременно и захватывающий (я читала его залпом, не замечая окружающей обстановки), и в то же время не оболванивающий, а наводящий по ходу дела на множество размышлений. Это - _фантастический_ боевик. Магии или каких-нибудь волшебных персонажей здесь нет. Действие происходит не в наше время и не в нашем месте. Но обе планеты, на которых разворачивается повествование - Анзора и Квирин - сразу будут узнаны читателем...

Жизнь людей на обеих планетах - как будто два отражения одной и той же идеи, только одно из них - в кривом зеркале, и к этому отражению мы уже очень хорошо привыкли... На Анзоре - военный коммунизм. Точнее в Лервене, - в стране, откуда родом главный герой книги, Ландзо. Местами описание лервенской действительности напомнило мне пародийное изображение «совдепа»: квазирелигиозное почитание мифического вождя (Цхарна), параноидальный поиск шпионов, доведенный до абсурда коллективизм, общественное воспитание детей чуть ли не с младенчества, и не под присмотром мудрых профессионалов, как у ранних Стругацких или Ефремова, а под надзором «старвоса» (старшего воспитателя) в общине, где каждый лервенец проходит довольно жестокую школу жизни.

Есть у анзорийской действительности и более зловещие черты, которые уже совершенно не вписываются в образ окарикатуренного совдепа - как например, номера вместо фамилий, или упоминание о том, что обычно в общинах слабых детей не оставляют в живых. Окончательно же становится понятно, что описание лервенского быта - это не пародия на социализм, когда главный герой попадает на Квирин… Как изображение Анзоры - это все-таки не оруэлловская антиутопия, так и Квирин - не мир Полдня и не Эра Великого Кольца, хотя утопические черты там, конечно, есть. Впрочем, есть и приемлемое для реалиста объяснение: не весь мир будущего такой, как Квирин, просто именно эта планета - научно-исследовательская база человечества, некогда зародившегося на Терре, а теперь распространившегося по всей Галактике. И далеко не во всех уголках Галактики жизнь людей напоминает мирные будни Квирина… Но, может быть, я невольно навязываю свои ассоциации - на что похожи Анзора и Квирин, решайте сами…

Сюжет захватывает с первых же страниц, не знаю, как это получается - может быть, за счет эффекта узнавания, который возникает сразу при описании быта лервенской общины, откуда вынуждены бежать трое друзей: им грозит несправедливый суд и суровое наказание за преступление, которого они не совершали. Уж слишком "неправильно" они дружили и стали бельмом на глазу местного старвоса… Ребятам повезло - в отличие от остальных общинников им было куда бежать, ведь один из них знал, как найти в столице квиринского наблюдателя… Почему и как это получилось рассказывать не буду, это уже получится спойлер :-) . Но несмотря на то, что исход первой части ясен с самого начала, хотя бы из названия книги и из самой логики происходящих событый: ясно, что главный герой все-таки дойдет до цели, но дойдет один, а друзья его погибнут - текст держит в напряжении до первой «передышки», т.е. до той минуты, когда Ландзо оказывается на Квирине...

Вот здесь возникает некоторый сюжетный провис. Конечно, более спокойные участки повествования, где читатель может перевести дух, нужны даже в типичных боевиках, а этот боевик - нетипичный, чем и привлекает. И описание квиринского быта, и то, как Ландзо адаптируется в чужом и непонятном ему мире - это всё поначалу интересно, но передышка оказалась несколько затянутой, и подробностей многовато для одной главы, так что, даже не будучи фанатом саспенса, до следующего сюжетного «ускорения» я успела немного заскучать… Впрочем, забыла об этом моментально, когда ускорение началось: Ландзо выбирает свой путь в новом мире, он поступает в СКОН - Службу Космической Охраны и Наблюдения; ведь мирный Квирин - скорее исключение, чем правило, большая часть Галактики живет не так… А кроме того, есть ещё проблема сагонов, и одна из самых ярких сюжетных линий романа связана с ней.

О сагонах надо бы говорить отдельно, ведь «Эмигрант с Анзоры», хотя и может быть прочитан как совершенно самостоятельный роман, на самом деле таковым не является. Эта книга - часть цикла, посвященного противостоянию человечества и, условно говоря, «сверхчеловечества» - немногочисленного, но очень продвинутого сообщества индивидуумов, чем-то напоминающих люденов Стругкцких, но ушедших гораздо дальше по пути рас-человечивания, и ставших серьезной угрозой для гуманоидных цивилизаций Галактики: «Они не люди. По крайней мере, они сами себя так обозначили. Они ведут себя как иной биологический вид, люди для них - конкуренты». Сагон может подчинять себе и контролировать людей помимо их воли, фактически превращать их в марионеток -таких называют эммендарами. Сагоны не умирают своей смертью и не рождаются, - «каждый сагон - результат творчества целого коллектива предшественников, продукт биотехнологии». С сагонами довольно часто сталкиваются путешественники космических трасс - эстарги (звездолетчики) и, конечно, полицейские «ско». Встреча с сагоном предстоит и самому Ландзо…

Вообще, сильных эпизодов в романе много, и читаются они - на одном дыхании: когда я решила освежить в памяти некоторые из них через два месяца беготни, я вдруг поймала себя на том, что просто начала перечитывать все подряд, начиная с главы «Ученик СКО», и не хочу ничего пропускать, хотя уже знаю, чем кончится дело. Но вот эпизоды противостояния, связанные с сагонами - не просто увлекательные, они глубже. Тема противостояния человека обесчеловечивающей силе и соблазнам, которые эта сила предлагает, возникает во многих книгах и фильмах, и возникает не на пустом месте. Это действительно происходит с нами, с каждым - по-своему. Важна суть: тебе предлагают переступить через скучную «человеческую ограниченность», а вместе с ней - через жизни друзей и врагов, братьев и сестер… О да, цена высока - но каково будет вознаграждение! Подняться над серой массой, получить новые возможности, реализовать свое право на полную, беспредельную свободу - свободу до беспредела… А для этого всего-то нужно - предать. Ну, неприятное словцо заменяется, конечно, эвфемизмами, какими именно - зависит от антуража, от обстоятельств, но существо дела они не меняют: сверхчеловеческие возможности и сверхчеловеческая свобода в обмен на предательство. Момент выбора: ты Человек, - или дерьмо, пусть и какое угодно продвинутое дерьмо. Вот и Ландзо оказывается перед таким выбором, и после встречи с сагоном его жизнь необратимо меняется ещё раз - невозможно пройти через такое и остаться прежним, жизнь разорвана надвое: до и после…

Ладно, не буду углубляться в сюжет, а то ещё не удержусь и начну пересказывать :-) . Лучше пробегусь по тем моментам, которые, на мой взгляд, оказались лучшими, и наоборот. Образ сагонов - это удача, ну, на них ведь завязан не только этот роман, а целый цикл, у автора детально проработанная концепция - и в нее веришь, и под конец повествование начинаешь ощущать, как от одного только слова «сагон» веет чем-то зловещим. Вообще, специфические словечки и аббревиатуры понравились, некоторые очень реалистичные и придающие достоверности - тот же «старвос»; а иногда откровенно стебовые - лервенские «рабы ада» (работники администрации) :-) Удачен образ «просто женщины» Ады, и к месту - этакий контраст на фоне настоящей жизни Квирина. Ну, понятно, что автору здесь ничего выдумывать не пришлось, все мы когда-то сталкивались с этими мыльными пузырями, вот и Ландзо пришлось. Понравилась естественность диалогов между полицейским и напарником (Валтэном и Ландзо), никакой натяжки, ничего вымученного, в общем, здорово получилось. И ещё очень понравилось философское отступление в первой части, которое можно условно называть «а что именно ты сделал сегодня во имя Цхарна?» - об этом стоит почаще задумываться всем, кто живет во имя какой-то идеи, или веры, или светлого будущего… Ну, не буду делать спойлер из этого отрывка, кто читал - тот понял о чем речь, кто ещё нет - у того все впереди :-) И ещё в книге есть замечательные стихи, некоторые из них - самой Яны, некоторые - других авторов…

Что НЕ понравилось: во-первых, несколько затянутые, на мой взгляд, эпизоды, касающиеся семьи Энгиро. Т.е. понятно, почему они такие - чтобы передать атмосферу квиринской жизни, - но практически все персонажи там для читателя второстепенные, и появляются только в этих сценах, поэтому эмоциональной зацепки не получается, и становится местами скучновато. Во-вторых - ненатурально, на мой взгляд, выглядит первое знакомство Ланзо с христианством. Вот так чтоб человек взял книгу, написанную более чем две тысячи лет назад на чужой планете, в культуре, ещё более чуждой ему, чем нам - культура Иудеи начала эры, и так сходу врубился… Мне очень трудно себе такое представить :-) Ну, ладно, может быть, это особенности личного восприятия, я писала в постинге о моей библиотеке, насколько анекдотичным местами было мое собственное первое знакомство с евангельским текстом, а другой человек может оказаться и более сообразительным; но когда оказалось, что в Беши, на самом деле, «государственной религией» является какая-то оккультная окрошка, а не христианство, каковое впечатление создавалось с самого начала повествования, и мне казалось, что создавалось достаточно целенаправленно - меня это сильно царапнуло ощущением несообразности… Ну, то есть, конечно, гос. религией может быть что угодно, но все шло к тому, что там, как и в истории Земли, «наихристианнейшие» правители творят совершенно не христианские дела, и вдруг оказывается, что нет. Это создало впечатление некоторого авторского произвола, который я эмоционально очень даже могу понять: хочется, чтоб хоть в фантастическом мире христиане оказывались всегда на высоте и не творили мерзостей именем Бога, но… Ну и момент принятия христианства самим Ландзо, имхо, психологически не проработан, и выглядит не совсем логичным. Не потому что он не мог принять христианскую веру - мог, конечно, но как-то недообъяснено это, или слишком ускорено, и по логике повествования такого быстрого (по меркам романа) решения от него не ждешь; Поясняю: то, что друзья Ландзо погибают, и он доходит до Квирина один - продиктовано логикой повествования, как ни жаль, но вот тут просто чувствуешь: Арни и Таро погибли потому, что по-другому быть просто не могло. А вот Ландзо становится христианином потому, что автор так захотел, и особой внутренней логики здесь нет. Ну вот, собственно, и все, эти недостатки, на мой взгяляд, не сильно бросаются в глаза и не мешают восприятию романа в целом.

Да, по поводу обложки … Это конечно, анекдот, и художник, похоже, собирался иллюстрировать «Чужих». Взяв книгу в руки в первый раз, я ещё недоумевала: что там за пузыри такие многоочитые? Потом поняла, что это, по всей видимости, дэггеры - биороботы сагонов. Но внутренний рисунок - хорош. Там, где Ланзо держит «Рокаду». Как будто другой человек рисовал, честное слово. Но что бы там ни было нарисовано, я хочу сказать френдам одно: берите и читайте, эта книга увлекательная, и, несмотря на жанр - не пустая. Продается во всех крупных книжных магазинах, в том же "Буквоеде" есть.

ТАКИЕ боевики я читать согласна, и с удовольствием :-)

…А пока я принялась за «Дороги»…

книги

Previous post Next post
Up