100 лет назад, 24 февраля 1917 года, родилась украинская художница-живописец, профессор (1967), академик Академии художеств СССР (1975), Народный художник СССР (1982), действительный член (академик) Академии искусств Украины (1997-2005), лауреат Государственных премий СССР (1945, 1951, 1979) и Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко (1998), Герой Украины (2001) Татьяна Ниловна Яблонская.
Автопортрет в украинском костюме (1946)
Татьяна Ниловна Яблонская (24 февраля 1917, Смоленск - 17 июня 2005, Киев) - советская и украинская художница, собрала все самые высокие государственные награды и занимала завидные должности, преподавала в Киевской художественной академии. При этом в каждом новом художественном и стилистическом поиске оказывалась прежде всего независимым и уникальным живописцем.
Особенности творчества художницы Татьяны Яблонской: каждый новый период в долгой творческой биографии художницы никогда не равен предыдущему. И в каждой новой обретенной художественной истине Яблонская остается предельно искренней: воодушевленная послевоенным возрождением страны, пишет жизнеутверждающие огромные полотна в рамках соцреализма, в поисках новой изобразительной правды увлекается декоративностью народных украинских мотивов, побывав в Италии, уравновешивает колористические и образные решения под впечатлением от раннего Возрождения, обретает особое зрение и учится находить все главные смыслы мира, глядя на мир из одного и того же окна.
Известные картины Татьяны Яблонской: «Хлеб», «Утро», «Вечер. Старая Флоренция», «Жизнь продолжается», «Жизнь (Родоначальница)», «Юность».
Две недели Татьяна Яблонская прожила еще при царе. Будущая художница родилась поразительно вовремя, чтобы стать ровесницей всей сложной истории Советского союза, прожить и пережить ее. История же ее жизни - еще никем не написанная хрестоматия предельных состояний советского художника, для которого от всесоюзной славы до многолетней опалы - один шаг, а обратно к славе - ровно столько же.
Яблонская - настоящий советский художник еще и в траектории творческих поисков. Там, где у западных художников были творческие поиски и обретение собственного стиля - у советских художников были роковые ошибки и идеологические заблуждения. Там, где западных художников наказывали за смелость насмешками и злыми рецензиями, советский художник расплачивался часто признанием, здоровьем и иногда жизнью. Поэтому у советской художницы Татьяны Яблонской не найти творческой плавности и спокойного обретения собственного художественного виденья - каждый период жизни начинается с конкретного, поворотного события. Живой ход ее жизни иногда трудно рассмотреть за попытками критиков и журналистов всю ее увековечить и превратить в памятник. А настоящая Яблонская одной из первых женщин в Киеве надела брючный костюм, на первую Государственную премию купила моторную лодку и страстно любила гонять на своих белых Жигулях по городу.
1930 год. Ночь. Каменец-Подольск. Яблонские грузят на телегу вещи, усаживают троих детей и едут в лес. Там назначена встреча - им пообещали помочь уехать из Советского Союза по морю. Долгое и мучительное ожидание, но никто так и не появился. Едут домой со всеми пожитками и сонными детьми. Страшно, что кто-то заметит их отчаянное возвращение.
Родители Татьяны Яблонской революцию не приняли и в советскую школу детей не отдавали - отец учил их сам. В Одессу, а потом в Каменец-Подольск, поближе к границе, перебрались из Смоленска в надежде эмигрировать. Но с эмиграцией не сложилось - уехали в Луганск. В любом городе и в любое время года дома было чертовски интересно: здесь издавали семейный журнал «Сверчок», в котором каждый автор писал и иллюстрировал свою часть номера, каждый день дети рисовали: натюрморты и друг друга - с натуры, здания и пейзажи, которые видели во время прогулок, - по памяти. В декабре все вместе делали новогодние игрушки, потом плотно задергивали шторы, ставили елку, зажигали свечи и праздновали Новый год и Рождество.
Нил Яблонский не учил детей художественным техникам - он развивал их чувства, учил видеть суть вещей, характер человека. Когда рисовали самовар, то отец бывало подойдет к рисунку, посмотрит внимательно, а потом скажет: «Что это ты так плохо прикрепила ручку, она же сейчас отпадет. А ну быстрее переделывай, чтобы было видно, из чего он сделан».
В киевской Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, говорят, до сих пор сохранился один из первых рисунков Татьяны Яблонской - как показательный. Она была первым студентом в истории тогдашнего Художественного института, для которого устроили персональную выставку. Невиданный успех, первая любовь, замужество и ожидание первого ребенка - студентка Яблонская успела очень много к началу войны. Когда она уехала в эвакуацию, ее дипломную работу порвали на куски и завешивали окна при налетах авиации.
1941. Колхоз села Норка, Поволжье. Когда сестры-художницы Татьяна и Елена Яблонские приехали сюда в эвакуацию, у старшей Татьяны только недавно родилась первая дочь, молодые мужья обеих ушли воевать. «Я и косила, и скирдовала, и мешки таскала» - вспоминала художница. Односельчанкам рисовала с фотографий портреты убитых мужей и сыновей - на другие живописные упражнения не оставалось ни времени, ни сил.
И все равно в 1944 году она возвращается в освобожденный Киев и сразу же становится преподавателем Художественного института. Возвращение хотя бы довоенных живописных навыков стоило Яблонской немалых усилий и ежедневных упражнений, зато совсем легко давалась радость мирной жизни. Эта радость была жизненно необходима оживающей стране, и потому Яблонскую вознаградили сполна: вручили две Государственные премии, разместили репродукции «Хлеба» и «Утра» в букварях, обязав каждого советского человека еще в детстве проникнуться этой радостью жизни и написать о ней сочинение. Можно было беззаботно вырабатывать эту тему до бесконечности, как породу из нескончаемо глубокой шахты. Но через несколько лет Яблонской станет скучно махать одним и тем же отбойным молотком.
Весна 1961. Село Апша, Закарпатье. Татьяна Яблонская с двумя друзьями-художниками едет в Закарпатье искать «старовинне». Поближе к границе с Румынией, а там неожиданная архитектура и яркие костюмы, старинные народные образы и мотивы. Все это вдохновило на огромный переворот. Яблонская в ближайшие 10 лет будет увлечена декоративностью западноукраинского искусства, искренне веря, что нашла настоящую точку опоры. Ей тесно в цветовой палитре обычных масляных красок, она с восторгом использует типографские. Но большинство этих картин придется спрятать в мастерской и с дрожью перебирать их, отыскивая хоть что-то традиционное к приезду комиссии из московской Академии художеств.
За одну из первых картин закарпатского цикла «Жизнь продолжается» Яблонскую на несколько лет лишили всех занимаемых должностей и возможности участвовать в выставках. А подарочное издание, в котором картинами Татьяны Ниловны проиллюстрировали баллады украинского поэта Ивана Драча, уничтожили на выходе из типографии. Удалось спасти только 4 экземпляра.
1972. Флоренция. Реабилитированная Яблонская совсем скоро, через 5 лет, получит третью Государственную премию, а пока ее отправили на Венецианскую биеннале. Весь этот вызывающий авангард ее абсолютно не заинтересовал, зато глубоко потрясли картины итальянских мастеров раннего Возрождения. Декоративность предыдущего увлечения народными образами все больше походила на безжизненность, поэтому Италия оказалась мощнейшим толчком для новой эпохи, золотой и гармоничной. «Вечер. Старая Флоренция» - одна из первых поворотных работ этого времени.
1991. Киев. Этих дат было на самом деле две, но работали они на одну цель: ограничить пространство и расширить восприятие. В 1991 у Татьяны Яблонской инфаркт, она с трудом передвигается, пишет виды из окна и с балкона, цветы на подоконнике, портреты дочерей. Вторая дата - 1999, после инсульта художницу парализовало, отказала правая рука и выстрадался новый взгляд на мир. Татьяна Ниловна все больше молчит, часами слушает поэзию, которую ей читает дочь Гаянэ, и начинает рисовать левой рукой небольшие пастельные эскизы. В замечательном созерцательном фильме Станислава Сукненко о Татьяне Яблонской
«Вдохновение одиночества» есть редкие кадры работы художницы над одним из таких рисунков. Это похоже на чудо.
P.S. На последней прижизненной выставке Яблонской она попросила не указывать никаких регалий и званий, просто Татьяна Яблонская. И ни слова о том, что она была обладателем трех Государственных премий и золотой медали Академии художеств, Героем Украины, ни слова о том, что 1997 год был объявлен ЮНЕСКО годом Яблонской, а в 2000 в Кембридже ее объявили Женщиной года. Потому что один пастельный рисунок последних лет стоит всего этого монументального списка.
Автор: Анна Сидельникова
Хлеб (1949)
Утро (1954)
Вечер. Старая Флоренция (1973)
Жизнь продолжается
Юность (1969)
Свадьба (1964)
Модель в мастерской художника (1954)
Простудилась (1953)
Весна на окне
Мать (1960)
Перед стартом
Автопортрет (1945)
Источник