НАВЕКИ 29-ЛЕТНИЙ…
19 сентября исполняется пять лет с тех пор, как в посёлке Рефтинском Свердловской области был убит главный редактор независимой газеты «Новый Рефт» Эдуард Борисович Маркевич. Вечером, около 21 часа, убийца, поджидавший в засаде за деревьями, догнал журналиста посередине двора, окружённого панельными «пятиэтажками», и в упор выстрелил ему в спину из обреза. В тот же миг из-за соседней трансформаторной будки с визгом тормозов вылетел автомобиль, подобрал киллера и рванул по окраинной улице. Эдуарду в тот момент было всего 29 лет, и совсем недавно отпраздновал день рождения его трёхлетний сынишка Ромка.
«Журналист - не профессия, а диагноз, и появляются среди пишущей братии те, кто вырывается из колеи, кому тесны и неинтересны рамки заказных статеек. Они хотят отражать этот мир таким, каков он есть на самом деле. Им в спину шипят презрительно что-нибудь про “жёлтую прессу”, звонят по телефону с единственным вопросом: “Тебе что, больше всех надо?”. А иногда, в бессильной злобе помешать творчеству, им стреляют в спину… Зачем журналисты лезут в пекло? Ведь понятно - рискуют жизнью! Может, оттого, что терпеть не могут вранья, глупцов в высоких кабинетах, всякого уголовного отребья. А скорее потому, что работа такая - рассказать читателю правду», - так отзовётся на гибель коллеги асбестовский редактор Вячеслав Мартюшов.
Эдуард Маркевич впервые в Рефтинском нарушил информационную монополию официальной газеты «Рефт»: 31 июля 1997г. увидел свет первый номер независимого еженедельника «Новый Рефт». К тому времени 25-летний редактор уже успел отслужить в армии, поработал на Рефтинской ГРЭС, а затем возглавлял поселковый комитет по делам молодёжи. Энергичный и инициативный молодой человек быстро пришёлся «не ко двору» чиновничьей когорте. Но найти повод для увольнения Эдуарда так и не смогли: в результате от непокорного председателя избавились путём ликвидации всего комитета по делам молодёжи.
Насмотревшись изнутри на систему муниципального управления, Маркевич решил, что только гласность способна подвигнуть чиновников к эффективной работе. Так родилась первая в посёлке независимая частная газета. Поначалу никакой материальной базы у редакции не было. Тексты для публикации готовили на старенькой пишущей машинке, а затем, уже в типографии, заново набирали их на компьютере. Отпечатанный тираж газеты развозили по киоскам на детской коляске. Затем в редакции появился, наконец, свой компьютер: чтобы приобрести его, семье Маркевичей пришлось продать свадебный подарок - мебельную стенку.
Новая газета с первых выпусков обрела стремительный успех у жителей. Информация, не зависящая от официальной точки зрения властей, потоком хлынула к читателям. То, что раньше было скрыто от населения и служило почвой для противоречивых слухов, оказалось возможным прочесть на газетных страницах.
«Новый Рефт» быстро обретал как сторонников, так и противников. Практически не оставалось лишь равнодушных - а не в этом ли заключён признак актуальности, жизненности газеты?
Новоявленный рупор гласности пытались задавить разными методами. Отец Эдуарда, инвалид-чернобылец, на много лет был оставлен без выделенной ему государством квартиры, хотя решения всех судов однозначно требовали исполнить закон. Вовсю был задействован и пресловутый «административный ресурс». А 22 февраля 1998г. двое «неизвестных», выбив дверь, ворвались в квартиру, которую снимала семья Маркевичей и где одновременно располагалась редакция газеты. Нападающие разгромили аппаратуру и мебель, а самого редактора жестоко избили прутьями на глазах у беременной жены. Но газета продолжала выходить.
Начав с громких обличительных материалов, Эдуард очень быстро прогрессировал, набирался опыта. Его суждения становились более зрелыми, факты - более выверенными, журналистские расследования - более серьёзными. «Мы работаем для думающих людей», - не раз повторял Маркевич.
Он умел и любил учиться. Самостоятельно освоил весь пакет редакционно-издательских компьютерных программ. За полгода до гибели окончил УрГППУ, а осенью собирался поступать на юридический факультет Академии государственной службы - воплощению этих планов помешала бандитская пуля…
Становясь всё более рассудительным, аналитичным, скрупулёзным в своих журналистских расследованиях, Маркевич одновременно становился всё более опасным для тех, кто за спиной общества обделывал разные противозаконные делишки.
Эдуард был из тех людей, которым есть дело до всего. Он брался за самые опасные и запутанные сюжеты, если они представляли общественный интерес. Фактически, он содействовал зарождению в Рефтинском гражданского общества - потому что не только пробуждал социальную активность в читателях «Нового Рефта», но и предоставлял на страницах газеты трибуну для выражения самых разных взглядов и мнений различных групп населения - пусть даже эти взгляды шли вразрез с официальной позицией властей.
В середине апреля 2001г. он приступил к последнему в своей жизни расследованию, и многие факты говорят о том, что именно оно стало причиной его заказного убийства 19 сентября.
Медиа-проект «Новый Рефт» пережил своего создателя. После гибели Эдуарда газету выпускала его жена Татьяна; затем, после очередного нападения на редакцию, издание продолжили их друзья. Выпуск «Нового Рефта» был прекращён лишь к 2005 году - в условиях «вертикальной власти» и «суверенной демократии» не имеет смысла издание независимых газет.
Каждый сентябрь, в очередную годовщину гибели Эдуарда Маркевича, друзья и коллеги собираются в Рефтинском, чтобы почтить память главного редактора. Имя основателя «Нового Рефта» увековечено и за океаном, в Международном Журналистском мемориале города Арлингтон (штат Вирджиния, США), куда вносят данные обо всех сотрудниках СМИ, погибших в связи с исполнением журналистских обязанностей.
Отечественная же Фемида в бессилии разводит руками. Вялотекущее следствие по делу об убийстве Маркевича неоднократно приостанавливалось, и возобновлялось вновь только после «понуканий» из вышестоящих инстанций. Куда только ни обращались за эти годы жители посёлка с призывом: «Расследуйте преступление, найдите убийц! Ведь это злодеяние - плевок криминальных структур в лицо всему обществу, с явным намерением запугать гражданских активистов!». Список адресатов обширен и многолик: прокуратура Свердловской области, Управление Генеральной прокуратуры РФ по УрФО, лично заместитель Генерального прокурора РФ по УрФО, Генеральная прокуратура РФ, лично Генеральный прокурор РФ, депутат Государственной Думы по Каменск-Уральскому одномандатному округу, администрация Президента РФ, лично Президент РФ… Увы, основная функция правоохранительных структур так и не исполнена: виновные в убийстве не предстали перед судом и не понесли заслуженного наказания...
А значит - по-прежнему сохраняют актуальность строки Вячеслава Мартюшова: «Может быть, читая очередную какую-нибудь статью, ты, уважаемый читатель, вспомнишь: за это иногда нам стреляют в спину».
Роман Топорков