«Ндравы», царящие в провинциальных «очагах культуры», не высмеивал только ленивый журналист. Но уж очень благодатная эта тема. А жизнь подкидывает такие сюжеты, что нарочно не придумаешь.
«…на алтарь истинного Искусства приносились и приносятся неисчислимые жертвы, но стоит ли гардеробный “раритет” детских нервов и слёз»...
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЁН…
В “уездном городе Р.” было столько культурно-воспитательных заведений, что само понятие “культура” почти растворилось в их показном великолепии. А персонал этих заведений настолько проникся идеями гуманизма, что постоянно твердил о любви к человечеству, как к классу. Однако самого человека, как представителя этого класса, почему-то не замечал и не любил, считая его лишь досадной помехой, нарушающей незыблемую гармонию Искусства. Тем не менее, этот персонал искренне верил в своё подвижническое предназначенье и продолжал влачить свой “тяжкий крест”, приобщая юношей, обдумывающих житьё, к высотам истинной морали.
Правда, “приобщать к высотам” гуманными методами получалось далеко не всегда. Всё время из-под приветливой маски высококультурных хранителей проглядывал принцип: “Железной рукой загоним человечество к счастью!” Особенно, когда благоговейно воздвигнутые, сберегаемые в трепетной холе и неге “Храмы” вдруг случайно попирала святотатственная нога простого гражданина, решившего по наивности своей “прикоснуться к высотам” и ступившего на порог “столпов благолепия”. Тут же, прямо у порога, он предавался анафеме и словесному бичеванию, после чего бывал низвергнут обратно во тьму невежества, во плач и скрежет зубовный. А хранители с чувством выполненного долга удалялись на свою табуретку в уголке “Храма”, распираемые чувством истинного гуманизма…
В одном из “Храмов” маленькая девочка сдала свою одежду в гардероб и умудрилась потерять номерок. Казалось бы, вздор, ерунда - в конце концов, заплатили бы родители “десятку” за эту разнесчастную гардеробную бирку, и делу конец. Так по наивности своей думаем мы, простые “прихожане”. Не постичь нам своим жалким умишком, что не копеечная бирка была утрачена ребёнком - свершилось гнусное Святотатство, посягательство на “столпы” и “основы”… И разверзлись хляби небесные. Оказалось, что бирка эта отчеканена по специальному заказу чуть ли не из червонного золота с инкрустацией самоцветами. И, чтобы восстановить это произведение искусства во всём его первозданном великолепии, требуется ехать в стольный град Екатеринбург, падать в ноги мастеру и умолять о милости великой. Наставники грозно истребовали вернуть всех одноклассников несчастного ребёнка в “Храм” и подвергнуть перекрёстному допросу: не они ли, вольной волею или нехотя, наложили святотатственную руку на сей уникальный предмет? А несчастная девочка была водворена под грозную неусыпную стражу, где и ожидала решения своей участи: сослать ли её на галеры или привязать к позорному столбу. Конечно, на алтарь истинного Искусства приносились и приносятся неисчислимые жертвы, но стоит ли гардеробный “раритет” детских нервов и слёз?
В другом “Храме” грозная с виду старушка-вахтёрша грубыми окриками встречает посетителей, заставляя их обратить внимание на чистоту своих полов и нечистоплотность их обуви. Даже если человек впервые попал в это детское учреждение, в рабочее время и по служебной необходимости, незнание местных порядков ни в коей мере не смягчает его вину: “Иметь при себе сменную обувь! Здесь РАНЬШЕ (!) даже объявление висело!”.
Как говаривал Наполеон: “Армией командую я и сержанты”. Так, похоже, и нашим государством командуют Президент и вахтёры. Преисполненные хамского высокомерия к “просителям”, шмыгающим мимо, грозно восседают “привратники” на своих расшатанных табуретках, натасканные лишь на два условных рефлекса: “Хватать и не пущать”. Вероятно, даже директор такого “творческого” заведения по утрам пробирается в свой кабинет украдкой, втянув голову в плечи. И, когда спасительная дверь кабинета уже близка, а угроза, кажется, миновала, ему в спину вонзается радостно-визгливый окрик: “Эт-та куда без сменной обуви!?” “Виновата я, Марь-Ванна, исправлюсь!” - пугливо отвечает директор, скоренько шмыгая на рабочее место. И на следующее утро строевым шагом “рубит” мимо вахтёра, одной рукой отдавая честь, а другой - демонстрируя зажатую в кулачке сменную обувь…
Вахтёры, гардеробщики - это, так сказать, “лицо” любого заведения. Они первыми встречают посетителей, и именно по ним люди составляют своё мнение обо всём учреждении. И если они, не отягчённые интеллектом и элементарной вежливостью, имеют в запасе лишь багаж прожитых лет и фельдфебельские замашки, но на основании этого берутся сортировать посетителей и с порога “ставить их на место” - горе такому учреждению. Ибо не захочет посетитель (тем более - ребёнок, увлекающийся творчеством) придти в него снова, дабы ещё раз ему на голову исторгли ушат помоев…
Почему же иные вахтёры по собственному почину берут на вооружение девиз: “Ходют тут всякие - полы топчут”? Разве эти “супер-полы” изготовлены из чёрной пальмы или можжевельника? Тогда, как в Эрмитаже, посетителям должны выдавать тапочки. К тому, же, не человек для полов, а полы для человека, а для поддержания чистоты в штате каждого учреждения существует уборщица. Конечно, ей удобнее в рабочее время “точить лясы” с вахтёром и совместным криком “ставить на место” посетителей, чем исполнять непосредственные обязанности…
Когда я первый раз приехала в резиденцию Губернатора Свердловской области, то, пройдя сквозь целый отряд охранников, попала в шикарный холл, устланный дорогим ковровым покрытием и меблированный креслами, обитыми алым бархатом. Занятая своими мыслями, я, как была, в пальто и сапогах, направилась в нужный мне кабинет на втором этаже. Охранник в строгом деловом костюме, дежуривший в холле, не стал вопить на всю Ивановскую, не вставая с места, подобно вахтёрам “уездного города Р.”. Он спокойно подошёл и вежливо сказал: “Извините, пожалуйста, Вы забыли снять пальто. Пройдите в гардероб, пожалуйста. Он находится на первом этаже”. Разумеется, о том, чтобы сдёрнуть с меня сапоги и потребовать сменную обувь, не было и речи. Этот инцидент не оставил в душе неприятного осадка: наоборот, сохранилось впечатление соответствия шикарной обстановки и вежливого персонала.
Может, достигнет когда-нибудь истинная культура и вахтёров “уездного города Р.”. Тем более, если они работают в творческих учреждениях, посещаемых детьми.
Лариса ТОПОРКОВА
“Новый Рефт. События” 30 апреля 2002г.