Вахта памяти (47)

Sep 13, 2006 07:20

Дебаты вокруг чиновничьих зарплат напоминают сказку про белого бычка. Как известно, муниципальный чиновник помимо основного (не слишком большого) оклада получает ещё множество надбавок: «за напряжённость работы», «за особые условия», «за работу со сведениями, составляющими гостайну», и т.д. и т.п. Если просуммировать надбавки, то получается, что среднемесячный доход чиновника ничуть не меньше, а порою и больше средней зарплаты в промышленности (мы однажды проводили такое сравнение на примере зарплаты служащих муниципалитета и работников Рефтинской ГРЭС; «сальдо» получилось не в пользу энергетиков). Понятно, почему чиновники везде «козыряют» цифрами «голых» окладов, а сведения о надбавках берегут от журналистов пуще зеницы ока.

Ладно, пусть они получают внушительные суммы. НО! Где же при этом отдача? Где эффективность принимаемых управленческих решений? И вот тут встаёт ключевой вопрос: как измерить работу чиновника, чтобы оценить, отрабатывает ли он вложенные в него средства?

«Новый Рефт» предложил своё решение этой задачи.



В ЧЁМ ИЗМЕРИТЬ РАБОТУ ЧИНОВНИКА?

“Пробивая” (в буквальном смысле слова!) ставку специалиста по молодёжной политике в аппарате администрации нашего посёлка, мы с депутатом Александром Денежкиным ставили целью реанимировать работу с молодёжью в Рефтинском. Что ж, дело, вроде, сдвинулось с мёртвой точки: появился сначала специалист, а затем - и целый Комитет по делам молодёжи, спорту и туризму (КДМСиТ). Была принята Думой обширная и ёмкая программа “Молодёжь” - руководство к действию КДМ. Казалось бы, “процесс пошёл”.

Всё это похвально, однако в последующем нам не раз приходилось подвергать КДМ резкой критике. Поскольку этот орган, на наш взгляд, не выполняет возложенных на него функций. “Ну что вы, товарищи”, - пеняют нам в ответ: “Посмотрите, как много работы сделал этот комитет! Наших выдающихся спортсменов “продвигает” на областной уровень, в общепоселковых мероприятиях типа какой-нибудь “Недели борьбы с наркоманами” или “Месячника Куликовской битвы” участвует… Опять же, координирует работу клубов “Морская пехота” и “Фантазия”. Посмотрите, какие замечательные фотоальбомы, видеозаписи собрали…Как же это - “ничего не делает”!?”.

Что ж, действительно, КДМ избрал себе несколько удобных узких направлений, по которым и работает. К слову, до его создания руководители “Морской пехоты” и “Фантазии” сами вполне справлялись с руководством этими клубами, и ни в какой добавочной организационной “надстройке” по увязке и согласованию не нуждались. Говоря о низкой эффективности работы КДМ, мы имели ввиду другое. Не “руководство несколькими узкими направлениями” нужно посёлку. Нужен широкий охват всей молодёжи. А большая её часть как раз осталась “за бортом” деятельности КДМ.

Сколько копий было сломано вокруг полного отсутствия досуга рефтинской молодёжи! И на всё находился ответ: мол, помещений нет, во Дворец культуры не пускают, да и опасно всё это, и охранять некому, и вообще “я не шоу-мен”. Правильно. Не “шоу-мен”. А организатор. Потому и должен организовать проведение массовых досуговых мероприятий, нанять тех самых шоу-менов, договориться с арендой помещения, обеспечить охрану. Всё решаемо, если шевелиться. На это вновь следовал ответ: мол, все программы и планы уже составлены (в доказательство приводились пухлые папки), и как только ДК перейдёт к муниципалитету - всё “закрутится и завертится”… Если бы так! Ничего не “закрутится”: едва ДК станет муниципальным, найдётся новая отговорка - мол, денег нет. И всё.

Гром грянул ранней весной. “Позабытая-позаброшенная” чиновниками рефтинская молодёжь разразилась позорной массовой дракой, продемонстрировав тем самым, что никакой молодёжной политики в посёлке нет - так, одна видимость, показуха…

Хороших законов, программ, планов у нас принимается немало. Но, в силу низкой исполнительской дисциплины, большая часть из них не реализуется. Потому что конкретному исполнителю они - как кость в горле. Хотя это и входит в круг его функциональных обязанностей, но - ведь надо дополнительно шевелиться, напрягаться. Зачем? Он выбрал для себя несколько удобных направлений, которые всегда можно предъявить в качестве своей “активной и полезной” деятельности. От всего остального избавляется давно заезженными, но не утратившими эффективность приёмчиками “спихотехники” (“А это не моя функция!”). Если уж никак нельзя “спихнуть” свою обязанность, то используется вторая линия обороны (“А на это денег нет!”).

Как же побудить чиновника работать эффективно? Эту тему мы обсуждали 27 марта в Доме Правительства Свердловской области с московским гостем - руководителем юридической службы Российского благотворительного Фонда “Нет алкоголизму и наркомании” Н.Л. ХАНАНАШВИЛИ. Нодар Лодариевич “раскрыл тему” очень ёмко и образно.

- Помните, у группы “Наутилус Помпилиус” в одной из песен была такая строчка: “Здесь мерилом работы считают усталость”? Так вот, пока в исполнительском аппарате работу чиновника будут измерять усталостью, или числом отбытых на службе часов, или количеством исписанных бумаг - никакого эффекта мы не дождёмся. Потому что единственным показателем эффективности работы должен быть конкретный конечный результат. Неважно, как именно работает чиновник: пишет ли он бумаги, или не пишет, сидит в кабинете, или бегает “по объектам”. Важно, что из всего этого получается. Показатель профессионализма властей - благосостояние общества.

Покидая Белый Дом, в своём прощальном слове президент Клинтон говорил не о том, сколько он разработал программ или сколько реализовал планов. Он сказал: “За время моего президентства на 8 миллионов американцев меньше стало нуждаться в социальной помощи”. Вот это и есть мерило профессионализма, эффективности работы властей: насколько меньше стало нуждающихся, насколько снизилась преступность или безработица, насколько вырос образовательный, культурный уровень жителей…

Что тут ещё добавить?

Роман ТОПОРКОВ, депутат муниципальной Думы
“Новый Рефт. Факты” 02.04.2003

ДА БУДЬ ОН ХОТЬ НЕГРОМ ПРЕКЛОННЫХ ГОДОВ!
БЕЗ СПЛЕТЕН, ИНТРИГ, КРИВОТОЛКОВ
ПОМОЧЬ ВЫ ДОЛЖНЫ ЕМУ ТОЛЬКО ЗА ТО,
ЧТО ОН ПРОЖИВАЕТ В ПОСЁЛКЕ!

Есть такая старая шутка: “Скажи, как зовут тёщу машиниста, если посмотреть на паровоз с правой стороны?”. К сожалению, этот образчик народного юмора частенько берут “на вооружение” те, кто по долгу службы (и за народные деньги, между прочим) обязаны оказывать жителям услуги власти.

Взять, например, бытовые услуги. Представьте: принесли вы свой телевизор в ремонт. А телемастер вам в ответ: “Да ты кто тут вообще такой, и в школе ты плохо учился, и бабушка твоя с яблони упала, и вообще надоел: ходит тут, понимаешь, со своим телевизором! Пошёл вон!”. Абсурд, скажете вы? Конечно, абсурд. Невозможна в жизни такая ситуация. Иначе просто прогорит мастерская, оставшись без клиентов. Поэтому, если пришли вы к мастеру с телевизором, он и разговаривать будет с вами об этом телевизоре, что вполне логично.

Теперь рассмотрим услуги власти. Пришёл, например, некий гражданин к чиновнику решать вопрос со спортивной площадкой во дворе многоквартирного дома, которую обещал, но до сих пор не построил муниципалитет. Чем следует заняться чиновнику? Извиниться за задержку и решить, наконец, проблему строительства спортплощадки? Или, может, перевести разговор на совершенно “левые темы”: о том, что сам этот гражданин когда-то имел недостатки в работе, о том, что он с кем-то за что-то судится, о том, что немцы когда-то напали на Москву, а конь Александра Македонского был каурой масти?

При чём тут всё это? Какая разница, кто пришёл со своей проблемой: “рыбак, шахтёр, учёный иль пастух”? Это всё к данному делу не относится! Пришёл Гражданин России, Житель Посёлка Рефтинский, который имеет полное право ставить задачи органам местного самоуправления и требовать их исполнения. У нас ведь, как-никак, народовластие (если кто-то на мгновенье об этом забыл)! Неважно, перешёл ли этот человек вчера улицу на красный сигнал светофора, или в детстве стрелял из рогатки по воробьям, или заплывал прошлым летом за буйки во время купания. Какая разница? Он пришёл с конкретным вопросом - вот и заниматься следует этим конкретным вопросом: спортплощадкой - так спортплощадкой, жилищными тарифами - так жилищными тарифами. И ничем другим! Не “притягивая за уши” посторонние факты из Новейшей Истории. Служить-то, как завещали классики, следует делу, а не лицам!

Конечно, был такой литературный персонаж - Фёдор Востриков, который, не зная, что ответить на поставленный вопрос, находил железный аргумент: “Сам ты дурак!”. Только ведь этого персонажа Ильф и Петров изобразили в критическом плане, а не как пример для подражания!

От заместителя министра экономического развития России Михаила ДМИТРИЕВА я услышал недавно замечательную фразу: “Мы делаем государство, в котором ключевую роль играет не чиновник, а гражданин”. Давайте же научимся служить этому гражданину, невзирая на лица. А заглавие этой статьи внесём в должностные инструкции поселковых чиновников, и будем воспринимать, как руководство к действию. Отныне и навсегда!

Роман ТОПОРКОВ, депутат муниципальной Думы
“Новый Рефт. Факты” 18.06.2003

ТЕНЬ НА ПЛЕТЕНЬ

Сказка для детей изрядного возраста

…Чтоб худого про царя
Не болтал народ зазря -
Действуй строго по закону,
То бишь - действуй втихаря!…
Л. Филатов

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. В придворных своих души не чаял, во всём их слушался и потакал. Всем царям царь - и речист, и пригож, да вот беда: с народом ему не повезло. Выйдет, бывало, царь на балкон, обратится к народу: мол, хорошо-то как у нас живётся, просто загляденье. А народ-то пакостный, из-за забора всё матюгается, прелести жизни своей понять ну никак не хочет. “Выйди, - кричит, - вельможный царь-батюшка к нам, мы тебе всё как есть обскажем, всю правду доложим!” Только царю на балконе как-то сподручней, чего ему с народом-то ручкаться? А правду он и сам знает: ту, что царедворцы доносят. Повздыхает самодержец над неразумностью подданных своих - и вновь уйдёт в палаты каменны.

А был у царя генерал - он сведения собирал. Вот и доносит тот генерал: “Государь-надёжа, неспокойно в твоём царстве-государстве. Народишко совсем ополоумел: кричит, мол, больно много вельможам твоим казённых денег жалуешь. Мы, мол, потом-кровью эти деньги добываем, совсем не для того, чтоб ты приспешников-захребетников пестовал”.

“Ах, шкурники! Ах, охальники!”, - возмущается царь. И зовёт к себе главного казначея.

- Скажи-ка, друг любезный, каково среднее жалованье моих царедворцев за месяц?

- Восемь тысяч целковых, - как на духу, докладывает казначей.
(* напомню, события происходят летом 2002г. - примеч. newreft )

Призадумался царь. Сказать народу правду - совсем озвереют простолюдины. Не сказать правды - того хуже: сами докопаются, на весь свет бузу поднимут. Как же быть?

Зовёт царь своего тайного советника.

- Выручай, друг любезный, подскажи, как дельце-то удачнее обстряпать. Ну, а я уж тебя милостями великими осыплю.

- Нет ничего проще, государь-надёжа! - отвечает вельможа. - Есть у тебя царедворцев тьма: советники тайные, титулярные, статские, надворные, начальники канцелярий и прочие. Если по этим считать - действительно, в среднем восемь тысяч целковых в месяц выйдет. Народ, о государь, тебя не поймёт.

- Как же быть? Как народишко успокоить? Подскажи!

- Не печалься, государь. Есть у меня одна мыслишка. Ведь, кроме царедворцев, служит при дворце твоём и разная челядь: писарчуки да приказчики всякие. Им жалованье-то в среднем две тысячи целковых в месяц едва набежит. Разумеешь?

- Нет, - честно отвечает царь. - Да ты обскажи толком-то, не томи!

- Ну вот, - покладисто отвечает вельможа. - Возьми ты своих царедворцев, с их 8000 целковых в месяц, да прибавь к ним писарчуков и приказчиков, с их 2000. И что будет?

- А что будет?

- Складываешь 8000 да 2000, делишь надвое - и получаешь 5000. “Среднее арифметическое” называется, разумеешь?

- О да! Теперь-то и мне ясно! Спаситель мой! - воскликнул царь и даже прослезился от умиления.

И вновь зовёт царь главного казначея:

- Ну-ка, мил человек, ежели сложить средний заработок царедворцев да разных там писарчуков и приказчиков, а затем вычислить… как его… это самое, “среднее арифметическое”, сколько выйдет в точности?

- 4924 целковых, о великий государь! - отвечает казначей.

- Вот эту цифру мы и объявим народу. Эй! Кто там! Зовите глашатаев! Немедля объявить во всеуслышанье: “Царскою милостью заявляю подданным своим: среднее жалованье при дворе составляет не более 4924 целковых!”.

И затрубили фанфары, и поскакали по рынкам, трактирам и площадям царские глашатаи. И зело дивился народ, слыша слова сии.

И я там был, в толпе зевак бродил, знай посмеивался в усы над хитростию царёвых приспешников да над доверчивостью простолюдинов.

Ф. Леонидов
“Новый Рефт. События” 07 августа 2002г.

свобода слова, Новый Рефт, СМИ, убийство журналиста, Эдуард Маркевич

Previous post Next post
Up