Именно такое определение дал некогда истории Михаил Покровский, сам историк, однако относившийся к этому предмету достаточно реалистично (во всяком случае, чтобы не воспринимать ее как науку в подлинном значении слова). И в самом деле, даже на памяти ныне живущего поколения не сосчитать примеров использования этой, скажем деликатно, отрасли знаний в целях сугубо политических и пропагандистких - разительный контраст, скажем, с химией или астрономией, действительно являющимися науками. Это к чему? - спросит кто-нибудь, прочтя сказанное выше. Небось, циничный инсинуатор Водокачкин опять замыслил покушение на какую-либо буренку из священного стада стереотипов, пасущегося в массовом сознании - подумает тот, кто регулярно заглядывает на эти страницы. Да все просто: выспавшись после ночной смены, аз многогрешный решил бегло прошерстить эти наши интернеты на предмет каких ни на есть новостей, ну и вот, среди публикаций второй-третьей свежести повстречалось кое-что, дающее повод...
Вот, например -
"Российских школьников обяжут трудиться на пользу общества"(
https://www.kommersant.ru/doc/6070292#:~:text=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B6%D1%83%D1%82%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0,%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.)
"Депутаты подчеркивают, что изменения направлены на борьбу с «идеологией потребления» и на устойчивый рост российской экономики"(с). Каким образом школота будет обеспечивать устойчивый рост? А таким - "Школьников привлекут к «высадке насаждений на пришкольные территории, оформлению класса, актового и спортивного зала к мероприятию, помощи библиотекам и музеям»". Эх-хе-хе, воистину, депутат - это уже диагноз... Разумеется, "при этом администрации учебных заведений больше не потребуется на это согласие родителей" и прочее такое веселое. Примечательна следующая отсылка: "...они указали на позитивный опыт советской школы по воспитанию общества, любящего труд, и предложили вернуть в образовательный обиход школьные мастерские, технопарки, ученические производственные бригады, трудовые отряды, летние лагеря труда и отдыха".
Или вот -
"В российских школах появится обновленный предмет «Основы безопасности и защита Родины»"(
https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/06/30/983051-v-shkolah-poyavitsya-predmet-osnovi-bezopasnosti-i-zaschita-rodini)
Про все эти "практические занятия, активное использование военно-тактических и военно-спортивных игр" и про "модули начальной военной подготовки для девочек и мальчиков" читать забавно, хотя и не оставляет ироническое ощущение, что, цитируя покойного Екклезиаста, "уже было оно в веках, что прошли до нас"... и даже не в веках, всего лишь в десятилетиях.
Ну, и еще до кучи -
"Представители Минобрнауки и Росмолодежи обсудили, какие ценности прививать молодым"(
https://www.kommersant.ru/doc/6043286?from=doc_vrez)
Тут тоже весело: "«Блок патриотического воспитания, блок духовно-нравственных ценностей, которые являются одной из основ работы, он как раз здесь учитывается… В указе президента №809 подробно расписаны ценности и угрозы нашим традиционным ценностям. Одна из основных задач - рассказать о ценностях, чтобы он себя с ними соотносил. Воспитать человека, который будет любить свою родину, приумножать ее благосостояние и будет ее защищать»,- пояснил господин Платонов" ... "Хотя к самому понятию патриотизма выступавшие подошли прагматично: по их мнению, служение стране и государству вовсе не подразумевает обязательного отказа от материальных ценностей, просто желательно, чтобы молодые люди на них не зацикливались" - ну, и на том спасибо! "«То, что определен ряд ценностей, которые нормальный человек разделяет,- это очень важно,- отметил Андрей Платонов.- На прошлой неделе в РГСУ проводился аксиологический форум, где были определены более 50 ценностей и десяток антиценностей. И визуализация, каким образом мы можем увидеть проявление этих ценностей…" - надо полагать, примерно этаким образом -
(картинка надыбана там же)
Если же на это все посмотреть обобщенно, то вывод получается следующий. Мейнстримный агитпроп, и отнюдь не впервые, решил задействовать образы, понятия и категории советской эпохи - причем, что стало прочной постсоветской традицией, в виде откровенно карикатурном. Я уж не говорю ввиду полной банальности о том, что в обществе советском все это трудовое воспитание и прочее играло совсем иную роль, а сейчас-то что, вознамерились массово воспитывать ударников капиталистического труда? Припоминая неизбывную тягу российской власти к воспроизведению "России, которую они потеряли", гибридизировать давно протухшую и сгнившую Российскую империю с Советским Союзом и развивать стахановское движение на Акатуйском каторжном руднике? Угу, что-то именно этакое им и видится. Что же это, ребятишки разочаровались в рыночных идеалах времен Горбачева, Ельцина и молодого Чубайса?
А все, в сущности, просто - капитализм банально исчерпал свои эволюционные возможности и окончательно превратился в фактор не только торможения (как было в пору появления доктрины "устойчивого развития" и "пределов роста"), но уже и явной откровенной деградации. Чему симптомом нескончаемый кризис, в обстановке которого живем уже не первый десяток лет, и о завершении которого никто из системных политиков и аналитиков даже более не заикается. Будущего - по крайней мере, в позитивном варианте - у капиталистической формации нет. Это во времена ушедшей в прошлое эпохи НТР тогдашние фантасты изображали, по сути, развитый штатовский капитализм в масштабах галактических, и, если исходить из контекста именно той эпохи, мечты их даже не выглядели столь уж несбыточными. Однако - все, финиш, приехали. No future, ага. Теперь сколько-нибудь позитивно выглядит даже не сбыча мечт, а несбыча опасений.
Отсюда и обращение к "светлым образам прошлого" - само по себе тупиковое и непродуктивное, а потому и закономерно карикатурное.