Добрые сердца и короны: когда обида губит душу.

Feb 03, 2018 05:35

В прошлый раз мы определились, что дополнительное измерение персонажу придаёт не физический недостаток и не психическое расстройство, а изъян характера. Т.е. некая моральная ущербность, с которой герой борется на протяжении фильма и преодолевает к финалу. Но бывает и наоборот: герой развивает недостаток характера, который постепенно приводит его к гибели, физической или духовной. В качестве примера можно привести Луиса Маццини, персонажа британской чёрной комедии “Добрые сердца и короны” (Kind Hearts and Coronets).

Если вы ещё не видели эту картину, то настоятельно рекомендую её найти и посмотреть. Фильм снят в 1949 году на знаменитой студии Илинг (Ealing Studios) режиссёром Робертом Хеймером по мотивам романа Роя Хорнимана “Израэль Рэнк: Автобиография преступника”. Авторы сценария - Роберт Хеймер и Джон Дайтон. В главных ролях - Деннис Прайс, Валери Хобсон, Джоан Гринвуд и сэр Алек Гиннесс. Фильм занимает 6 строчку в списке 100 лучших британских фильмов за 100 лет по версии Британского института кинематографии.

“Добрые сердца и короны” - вершина своего жанра. Один из редких случаев, когда фильм получился лучше книги. Не случайно последовавшие за фильмом радиоспектакли Би-би-си были поставлены по мотивам кинокартины, а не романа.

О чём картина? В двух словах, это “исповедь приговорённого” или “мемуары преступника”. История деградации личности добропорядочного человека, который идя на поводу своих страстей, становится циничным убийцей. В итоге Луис Маццини (Louis Mazzini) не только теряет возможность любить и сострадать, но и утрачивает способность покаяться в своих злодеяниях. Более того, даже после освобождения из тюрьмы герой готов продолжать свои преступления. Впрочем, не буду раскрывать всех деталей ради тех читателей, кому ещё предстоит увидеть этот замечательный фильм. Опишу лишь основную сюжетную линию, оставив за кадром иронию судьбы, сыгравшую злую шутку с главным персонажем:

В ночь перед казнью обаятельный и утончённый герцог Чалфонт, сын простолюдина и аристократки, пишет мемуары, чистосердечно повествуя о том, как подло и цинично расправился со своими именитыми родственниками, стоявшими на пути к заветному герцогскому титулу. (В качестве логлайна я бы предложил другой вариант, включив в него иронию. Но, как сказал ранее, не хочу раскрывать сюжет. Предлагаю читателям самим написать логлайн к фильму. Не забывайте, жанр картины - чёрная комедия и он должен быть отражён в логлайне).

Главный герой (точнее - антигерой, злодей) Луис Маццини - умный, ироничный и обаятельный молодой человек с прекрасными деловыми способностями и безупречными аристократическими манерами. Через серию флэшбэков перед зрителем предстаёт картина превращения невинного ребёнка в хладнокровного и расчётливого серийного убийцу. Парадокс в том, что на протяжении картины сопереживаешь убийце, а не его жертвам. Хотя среди них встречаются достойные люди, но на фоне чёрствых и бездушных родственников Луис Маццини представляется более других заслуживающим герцогского титула.

Маццини вызывает сочувствие не только благодаря своим положительным качествам (благородным манерам, острому и проницательному уму, любви к матери и т.д.), но и вследствие несчастий, выпавших на его долю. Бессердечность титулованных родичей, отвергших Луиса и его мать; не соответствующая его талантам малооплачиваемая работа внизу социальной лестницы; отказ герцога похоронить мать в семейном склепе; и, наконец, предательство любимой девушки, вышедшей замуж по расчёту, - всё это делает мотивацию Луиса Маццини предельно понятной.

Чётко прослеживается цепочка: несправедливость - обида - месть. Несправедливость богатых и знатных родственников вызывает в сердце Луиса затаённую обиду. Обида переходит в чувство мести, желание отстоять свои права и восстановить личную “справедливость”. Однажды судьба ставит перед героем выбор: “доброе сердце” или “корона”? Благородство души или благородный титул? Либо Луис прощает своих родственников и становится “аристократом духа”, бедным, но раскрывшим в себе лучшие качества души, либо он убивает своих родных и становится герцогом - циничным, двоедушным, подлым.

Выбор героя выявляет изъяны его характера - гордыню, самолюбие, тщеславие. Они способствуют моральному разложению и приводят к деградации личности. Полагаю, именно тщеславие заставляет Луиса выдать свой страшный секрет Сибелле, когда та заподозрила его в убийствах. Не настолько он был пьян, чтобы проболтаться. (Луис - джентльмен и не мог выпить лишнего). Опять же - тщеславие, а не покаянное чувство понуждает его к написанию мемуаров. Герой не только не борется с недостатками своего характера (страстями, изъянами души), он их совершенно не замечает. Звучит пафосно, но так оно и есть: идя на поводу низменных чувств и желаний, Маццини губит свою душу. Сердце утрачивает способность любить. Разум планирует убийство любовницы, заодно рассматривая, как вариант, убийство верной и любящей супруги. Падать дальше некуда. Перед нами законченный негодяй, заслуживающий смертной казни.

Как протагонист, Маццини вызывает целую палитру чувств: удивление, восхищение, уважение, сопереживание, осуждение и наконец сочувствие и жалость. Хочется обратить внимание на то, как авторы сценария знакомят зрителя с главным героем (по сути отрицательным персонажем). Из пролога становится известно, что некий герцог осуждён на смертную казнь. Причины сурового приговора пока неизвестны. В голове возникает вопрос: “За какое преступление мог быть осуждён герцог?”

В первый раз мы встречаем Луиса Маццини в тюремной камере смертника. Нас поражает его бесстрашие и невозмутимость перед казнью. Благородные манеры аристократа при отсутствии высокомерия также не могут не вызвать уважения. В голове новая мысль: “В чём же он виноват? Что, если он осуждён невинно?”

В первом акте нас подкупает простота и откровенность в рассказе узника о себе. Мы узнаём о непростом детстве героя, смерти отца, привязанности к матери, несчастной любви к школьной подруге Сибелле, блестящих способностях в учёбе и невозможности получить достойное образование благодаря классовому неравенству. Брак по любви сбросил мать Луиса с вершин социальной лестницы. Для британской аристократии мать и сын стали изгоями. Мы ещё не знаем, за какие преступления Луис осуждён на казнь, но наши симпатии уже на его стороне. (Здесь, возможно, не помешало бы показать начало нравственного падения Луиса. Впрочем, тогда возникла бы опасность потерять симпатию зрителя к герою).

До конца первого акта Луис Маццини пассивно течёт по течению. И только смерть матери заставляет молодого человека взять судьбу в свои руки. (Отчасти протагонист выполняет волю покойной, которая однажды в сердцах пожелала, чтобы все её родственники исчезли с лица земли). Кроме того, у Луиса есть ещё один мотив личного характера. Его возлюбленная, Сибелла, отвергает Луиса из-за низкого социального положения. Единственный шанс завоевать её признание - подняться по социальной лестнице, став герцогом Чалфонтом.

Я долго задавался вопросом, чем Сибелла привлекла Луиса? Что он в ней нашёл? Почему он так сильно к ней привязан? Не мог же он не видеть, насколько это лживая личность. Первый ответ, который пришёл в голову - “школьная любовь”. Луис - однолюб, хранящий верность любви детства. А любовь, как известно, зла... Нет, наверное, не всё так просто. Надо рассматривать изъяны характера героя. Если это самолюбие, гордость и тщеславие, то всё встаёт на свои места.

Во втором акте, поддавшись уязвлённой гордости и жажде мести, Луис вершит судьбы людей. Оправдать мотив убийства невинных жертв невозможно, но он вполне ясен: месть и восстановление справедливости так, как герой её понимает.

Третий акт. Связь порочного человека (каким стал Луис) с порочной женщиной (Сибеллой) доводит его до тюрьмы. В финале судьба дважды играет над ним злую шутку. Сначала в сцене ареста. Затем в финальной сцене, когда Луис не в силах решить неожиданно возникшую дилемму. Здесь судьба вновь надсмехается над Луисом. Стоит признать, что герой пожинает то, что посеял.

Ещё долго могу говорить на любимую тему, но пора ставить точку. Приведу причины, по которым, на мой взгляд, стоит посмотреть “Добрые сердца и короны”:

- Классика жанра “чёрной комедии” - умная, тонкая, ироничная картина. Серьезность рассказчика - одна из характерных черт классического английского юмора. Поэтому будьте готовы, что на протяжении всей картины никто из актёров не будет пытаться вас рассмешить. Дай Бог, если улыбнётесь, оценив тонкую иронию.

- На мой субъективный взгляд, задана высочайшая планка в сценарном мастерстве. Сколько не пересматриваю, каждый раз восхищаюсь талантом создателей. Всё вроде просто, играючи, но при этом филигранно, глубоко и поучительно. Умнейший фильм без намёка на занудство и морализаторство.

- Главный герой, развитие моральных изъянов которого добавляет ему дополнительное измерение. Наглядный пример превращения порядочного человека в злодея. В финале Луис Маццини не побеждает, а побеждается своими недостатками.

- Непредсказуемый финал и гениальное решение последней дилеммы, оставляющие приятное послевкусие от картины. Сначала авторы фильма дают ложную развязку. Когда кажется, что конец истории уже известен, всё вдруг переворачивается с ног на голову. Шедевральный сюжетный ход, который хочется пересматривать, анализировать и обсуждать.

- Подтекст и остроумные “оскар-уайльдовские” диалоги. (Если владеете английским, советую смотреть картину на языке оригинала. Желательно с английскими субтитрами. Без них есть вероятность не понять диалоги с первого раза. (Мне вначале даже с субтитрами не всё до конца было ясно). В Интернете можно найти “Добрые сердца и короны” в русском переводе. Он хорош, но, увы, переводчику не всё отказалось под силу. Атмосфера и общее воздействие фильма также потерялись процентов на 30%).

- Блестящий актёрский состав. Деннис Прайс, сыгравший свою лучшую роль в кино. Одно удовольствие наблюдать, с каким аристократизмом и невозмутимостью его персонаж ведёт себя перед казнью. Также отмечу игру сэра Алека Гиннесса, сыгравшего в картине 8 ролей (была и 9-я, но она совсем крошечная - роль герцога, деда Луиса Маццини). Нельзя обойти вниманием Джоан Гринвуд в роли Сибеллы, сыгравшего палача Майлса Маллесона и Клайва Мортона в роли начальника тюрьмы.

- Не очень люблю картины с закадровым текстом от первого лица, но здесь он подан так гармонично, что стоит поучиться.

- Красивый английский язык, на котором сейчас уже никто не разговаривает. За исключением, наверное, старой английской аристократии. Сам я столь совершенно языком не владею. Ни родным русским, ни тем более английским. Поэтому меня искренне восхищает, как персонажи (особенно Луис и его супруга) выражают свои мысли: интеллектуально, но не заумно, витиевато, но не вычурно, сложно, но не запутанно. “Язык барокко, а не барака”, как любит повторять профессор А.И. Осипов, хотя и про другой язык.

Кстати говоря, словосочетание “Добрые сердца и короны” заимствовано у поэта Альфреда Теннисона. Полагаю, не все слышали о лорде Теннисоне. Однако уверен, большинству знаком девиз из его стихотворения “Улисс”: “Бороться и искать, найти и не сдаваться”. (To strive, to seek, to find, and not to yield). Ему же принадлежат следующие строки:

“Howe’er it be, it seems to me,
’Tis only noble to be good.
Kind hearts are more than coronets,
And simple faith than Norman blood.”

Мораль: подлинное благородство - благородство души, а не знатное происхождение.

В следующий раз порекомендую к просмотру ещё одну любимую английскую комедию. В своё время посмотрел оба фильма с разницей в пару дней. Сразу не получилось определить, какая из комедий понравилась больше. Только пересматривая и анализируя обе картины, пришёл к однозначному выводу. Что это за фильм, какой из двух "выше классом" и почему, - расскажу позже. К тому времени не забудьте написать логлайн к “Добрым сердцам и коронам”.

Удачи и творческих успехов!

кино, сценарное мастерство, Добрые сердца и короны, фильмы, кинодраматургия

Previous post Next post
Up