Мирча Элиаде - великий учёный религиовед. Как я уже
писал ранее, он был тесно связан с фашистами, по-видимому, являлся одним из идеологов железногвардейцев Кодряну. В нём тесно переплеталась страсть к "Традиции" - как источнику подлинности и специфическое христианское миросозерцание, которое тяготело к гностицизму. Элиаде будучи человеком искушенным знаниями о мировых религиях попал под прелесть отрешенности, и очевидным образом сознавал, что понимает больше многих богословов, что возможно и привело к тому, что он увидел в лидере железногвардейцев подобие пророка, определённо можно сказать, что в личности Кодряну Элиаде видел нечто большее нежели объект академического изучения, это была судьба, которая стучалась к нему в дверь и он определённо открыл ей.
Позже, после падения политического фашизма он дистанцируется от его проявлений найдя убежище в науке, но как показывает его творчество, под конец жизни он всё вспомнил, а в мемуарах даже и разоткровенничался относительно своего прошлого, которое он так тщательно скрывал от непосвящённых.
Крест на фоне сцены из Рагнарёка. Крест Торвальда, остров Мэн.
Моё внимание обратили нам себя следующие его строки, относительно того, из какого культурно-исторического источника питается коммунизм, Элиаде, кстати говорит тоже самое и о фашизме, только насчёт фашизма он расплывчат, он даёт разные интерпретации мифологических истоков фашистской идеологии и наводит тень на плетень, в частности, он указывает на "исторический пессимизм" мифологического начала нацистской идеологии (Рагнарёк), в этот момент Элиаде явно кривит душой, "исторический пессимизм" не мешал ему отдаться пестованию идеологии железногвардейцев, идеологии которая основывалась в том числе на идее жертвенности во имя обновления мира. Ведь за битвой и гибелью ванов последует обновление мира. В этом, кстати, большое искушение подтолкнуть мир к ядерной войне, которая должна сыграть роль великана Сурта, который уничтожит мир силой огня, впрочем, мы сейчас не об этом.
Когда же Элиаде говорит о коммунизме, то бьёт в одну и ту же точку по меньшей мере в двух работах, это и "Мифы, сновидения, мистерии" и "Аспекты мифа", в которых он повторяет сказанное ранее, а именно:
"Что бы мы ни думали о научных притязаниях Маркса, ясно, что автор «Коммунистического манифеста» берет и продолжает один из величайших эсхатологических мифов Средиземноморья и Среднего Востока, а именно: спасительную роль, которую должен был сыграть Справедливый («избранный», «помазанный», «невинный», «миссионер», а в наше время - пролетариат), страдания которого призваны изменить онтологический статус мира. Фактически бесклассовое общество Маркса и последующее исчезновение всех исторических напряженностей находит наиболее точный прецедент в мифе о Золотом Веке, который, согласно ряду учений, лежит в начале и в конце Истории. Маркс обогатил этот древний миф истинно мессианской иудейско-христианской идеологией: с одной стороны - пророческой и спасительной ролью, которая приписывается пролетариату, и с другой - решающей битвой между Добром и Злом, заканчивающейся решительной победой Добра, что вполне можно сравнить с апокалипсической борьбой между Христом и Антихристом. Действительно, важно, что Маркс обращает себе на пользу иудейско-христианскую эсхатологическую веру в абсолютную цель истории; и в этом он расходится с другими историческими философами (например, с Кроче, Ортегой-и-Гассетом), которые считают, что исторические напряженности присущи человеческой натуре, и поэтому от них никогда нельзя будет полностью избавиться."
Что же это за миф такой, спросит неискушенный читатель. И мы ответим.
Для этого нужно будет вернуться в глубину веков, во времена Античности, на зарю Римской империи. В это время появляется иудейская секта последователей Иисуса из Назарета, известного нам как сын божий, Иисус Христос. В это же время начал своё движение на Рим культ Митры, который сформировался в Парфии и имеет свои истоки в индуизме. Не буду углубляться в те различия между ранним христианством и митраизмом, о которых мы знаем из скудных источников, но мы точно можем сказать, что как христианство, так и митраизм отвечали на запрос человека эпохи Античности к обновлению мира. Это становится понятно из раннехристианских источников, которые утверждают истинность христианства указывая на.. языческие священные тексты.
Многие знают об отношении Церкви к Вергилию, в своих
Буколиках (Эклога IV) он буквально пишет
о скором пришествии в мир младенца "невинной природы" которому этот мир уготован в царство.
Обращу внимание на следующие строчки, Вергилий возвещает:
Ultima Cumaei venit iam carminis aetas;
magnus ab integro saeclorum nascitur ordo.
iam redit et Virgo, redeunt Saturnia regna
в переводе Шервинского:
Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской,
Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,
Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство.
Микельанджело Буонарроти. Кумская сивилла, фрагмент росписи в Сикстинской капелле.
Можно углубиться в толкования этого короткого отрывка эклоги, но я хочу обратить внимание на один момент: пришествие Спасителя было предсказано Кумской сивиллой (прорицательницей). Книги сивилл хранились в римском Капитолии.
О пророчествах сивилл, которые указывают на пришествие спасителя - единого бога, пишет Климент Александрийский, Лактанций, Феофил Антиохийский. То есть мы можем сделать вывод о том, что античный мир был наполнен идеями пришествия в мир Спасителя. Античная ойкумена ждала появления Мессии и это не были лишь чаяния иудеев, пророки которых предсказывали его появления, ведь если бы в культурных кодах языческих племён и народов среди которых распространялось христианство не было бы ожидания его прихода, то стремительное распространение чужой веры выглядело бы весьма странно. Проповедникам раннего христианства было к чему обращаться в рамках эсхатологических представлений народов населявших Средиземноморье. Об этом и пишет Элиаде. Кроме откровения Иоанна Богослова, это так называемый Оракул Гистаспа (родом из зороастрийской Персии), об этом можно прочитать у самого Элиаде в "Истории веры и религиозных идей" Том 2, Глава 27.
Что я вообще хотел сказать в данном тексте? Крайне печалит наблюдение за патриотическими кругами, прокоммунистически настроенными гражданами, которые отвергают "прах столетий" в далёких от конструктивных, начётнических рассуждениях о коммунизме. Они готовы порвать глотку оппоненту за их представления о марксизме и робеют и теряются, когда патриотически настроенный лидер, Прзидент Путин говорит разрушительной роли Ленина в истории Российской государственности.
По их условным представлениям раньше люди были темны, мало что понимали, и лишь с появлением позитивистской науки, лущёного марксизма, который они помнят из детства и юношества появилось руководство по установлению хорошей жизни, где каждому достанется по бутерброду. Маркс, по-моему, был бы сильно опечален тем, во что выродились представления людей о коммунизме, его корнях и предвестниках, которые, как я обращаю внимание, находятся на заре истории. Это культурное достояние оказывается невостребованным, хотя именно за счёт него можно пытаться возродить в жизни идеи коммунизма. Пусть не только Крым будет нашим, пусть Вергилий будет нашим, пусть нашей будет Античность, пусть нашим будет христианская мысль, пусть нашей будет гуманистическая традиция, пусть коммунизм будет нашим всецело, а не только в виде представления о доступе к социальным фондам. Почему это важно? Просто потому что враги коммунизма считают что культура принадлежит им, а не нам, поэтому они будут указывать нам чем занимать свои думы, кидая в разобщённые массы суррогаты идей. Лишь культурный человек может разобраться в цельности и ценности того, что определяет мышление.
Так давайте учится, как заповедовал Ленин!