Jun 04, 2021 12:23
12 августа, 2015
Вот как Маркс в "Манифесте Коммунистической партии" характеризует современную ему буржуазию:
Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его "естественным повелителям", и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного "чистогана". В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой.
Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников.
...
Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений. Напротив, первым условием существования всех прежних промышленных классов было сохранение старого способа производства в неизменном виде. Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других. Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представлениями и воззрениями, разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть. Все сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется...
...
Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации. Дешевые цены ее товаров - вот та тяжелая артиллерия, с помощью которой она разрушает все китайские стены и принуждает к капитуляции самую упорную ненависть варваров к иностранцам. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т. е. становиться буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию.
...
Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, - какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!
Этот панегирик буржуазии порождает естественный вопрос: откуда у неё эта всесокрушающая сила? Буржуазия это что, представители какой-то особой сверхчеловеческой породы?
Вроде бы нет: если беспристрастно, это люди скорее заурядные, чем выдающиеся. Так в чём же тогда дело?
А вот в чём. Вспомним, как Пушкин характеризует "Скупого рыцаря":
Жид
Деньги? - деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлет туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надежных
И бережет их как зеницу ока.
Альбер
О! мой отец не слуг и не друзей
В них видит, а господ; и сам им служит.
И как же служит? как алжирский раб,
Как пес цепной. В нетопленной конуре
Живёт.пьёт воду, ест сухие корки,
Всю ночь не спит, всё бегает да лает.
Так вот, представители буржуазии - в общем-то заурядные люди - имеют одну общую (родовую) черту: все они "алжирские рабы", "цепные псы" своего капитала. А если учесть, что главным источником капитала является удовлетворённый спрос (деньги, которые добровольно платит покупатель), то получается, что буржуазия является "алжирским рабом" спроса, т.е., преданным рабом обобщённого материального интереса носителя этого спроса - населения.
Иными словами, буржуазия беззаветно, не рассуждая, не заморачиваясь ни на что служит интересам населения, народа. А с другой стороны, Маркс констатирует всесокрушающую мощь буржуазии относительно других сословий (аристократии, духовенства, военных, учёного сообщества, творческой интеллигенции). Какой отсюда следует вывод?
Что источником силы, источником победоносной тактики является неукоснительное следование подлинным интересам населения, народа. А классический капитализм описанный Марксом это просто эффективный метод выявления этого интереса в максимально неискажённом виде. Именно поэтому тогдашний капитализм и оказался господствующей силой в мире.
Но как только захватившая власть буржуазия вознамерилась из положения "алжирских рабов" переместится в разряд "господ" - попыталась пренебрегать интересами народа - случилась великая депрессия, капитализм вдруг утратил всю свою былую мощь. И на горизонте замаячил новый более эффективный метод беззаветного служения интересам народа - социализм. Который к нашему времени, увы, совершил ту же ошибку, что и классический капитализм. И также обессилел.
Так что ждём появления нового, ещё более совершенного метода против Кости Сапрыкина выявления и служения подлинным (а не кажущимся элитарным сословиям) интересам народа.