А если зуд - без дела не страдайте,-
У вас еще достаточно делов:
Давите мух, рождаемость снижайте,
Уничтожайте ваших воробьев!
Владимир Высоцкий
Собрались китайцы запускать космический корабль.
Построили огромную рогатку. 500 млн держат, 500 млн натягивают.
Советский анекдот
В китайском Генштабе планируют нападение на СССР.
- Переходим границу мелкими группами по 2-3 млн. Не можем только решить: двинем половину наших танков или оба? Поддержки с воздуха не ждите: летчик заболел.
Советский анекдот
В тюремную камеру к Рейгану заходит Горбачев. Рейган зло смотрит на него, берет алюминиевую ложку и бьет по пятну на лысине:
- Ну что, доразоружались?!
Заходит китайский охранник:
- На прогулку ходи-ходи.
Советский анекдот
В очередной раз меня заподозрили в низкопоклонстве перед США и неуважении к Китаю как одному из мировых лидеров:
https://yakommunist.livejournal.com/248072.htmlА все из-за того, что я спросил:
- А в чем Китай, собственно, лидер? В количестве производимых там трусов (товаров народного потребления вообще)?
То есть я искренне верю в будущее КНР, считаю, что лет через 30-50 она станет реально лидирующей страной мира, но в настоящее время этого нет. Я приведу разнообразные, разноуровневые аргументы в пользу своей точки зрения, а читатели могут соглашаться, спорить или игнорировать ее по своему усмотрению.
Полтора года назад я предложил тов. Абзадсу обсудить достижения КНР в 2028 году, потому что тот ожидает падения КПК и превращения КНР в банальное буржуазное гос-во:
https://abzads.livejournal.com/96929.htmlТам я написал:
"КНР станет теснить США как основная держава мира (гегемон), вырастет китайский национализм по вьетнамскому типу...
До военного столкновения, надеюсь, не дойдет, но будут торговые и информационные войны.
Чем все кончится, не знаю.
Китай должен стать лидером 21 века - многовато Штатам будет лидерства больше 100 лет)). Поэтому Штаты сойдут со сцены к 2050 году.
Так что поддерживаю линию КПК!))" (romdorn 20 янв, 2018)
Есть люди типа Андрея Мовчана, которые и в 2050 такого не ожидают. Штаты, мол, будут на коне вечно. Это крайность, как и взгляд, что Китай уже впереди планеты всей.
Борис Кагарлицкий разъяснил, почему Россия трансформировалась по более отсталому сценарию, нежели КНР, - тут вопрос, кто чем богат:
"Что касается Китая - это, конечно, другой сценарий перехода к капитализму, который определен двумя обстоятельствами. Первое обстоятельство: мировому капитализму от России нужны были минеральные ресурсы, а от Китая - трудовые. Это радикально изменило характер капиталистической трансформации этой страны. Потому что Китай не мог вписаться в мировую экономику, разрушая индустрию, как это сделала Россия. Ведь Россия как раз разрушала свою промышленность для того, чтобы высвободить ресурсы и выбросить их на мировой рынок. Отечественная промышленность была конкурентом глобальной промышленности в борьбе за российские ресурсы, и она проиграла. В то время как Китай вышел на мировой рынок с трудовыми ресурсами и неминуемо вписался в процессы модернизации и индустриализации. В этом смысле, конечно, его капитализм оказался более прогрессивным, чем в России. Но опять-таки именно в силу этого же обстоятельства оказалось необходимо сохранить компартию и все традиционные институты, чтобы удержать контроль над трудовыми ресурсами"//
https://www.business-gazeta.ru/article/362876 Так что в модернизации КНР нет чудес. Она связана не с тем, что там у власти коммунисты и маоисты. А с тем, что там куча трудоспособного народу, а китайские коммунисты умеют приструнить граждан, чтоб те поддерживали дисциплинку (вот про кубинских у меня такой уверенности нет, например)).
А кучу народу мировому капиталу оказалось полезно пристроить к делу: шить те самые трусы, куртки, собирать игрушки, плавить сталь и ваять прочий ширпотреб.
Однако стал ли Китай влиятельной державой? Несомненно, мировой сборочный цех нельзя игнорировать, с ним надо считаться, кидать ему кости какие-то, премии платить к Новому году (пусть и китайскому!), выходные предоставлять и т.п.
Но оказывает ли он влияние на мировые политические процессы? Он обычно занимает нейтральную позицию в голосованиях в Совбезе, не высаживает войска, не пытается даже завоевать Тайвань или что-нибудь еще.
А его экономическое величие в 2018 году пошатнулось сразу же после трений с США по поводу Хуавея - продажи автомобилей в КНР упали впервые за всю его историю - до этого только росли.
Ну и когда мы говорим про влияние, обычно нужно вспомнить свою повседневность: китайские фильмы смотрят куда меньше, чем американские (расскажите-ка, какой китайский фильм собрал в мире (вне КНР) хотя бы пол-миллиарда долларов?), писателей затруднится назвать даже благосклонный человек. Ну-ка, друзья, кто тут предпочитает Мао Дуня и Мо Яня Хемингуэю и Хайнлайну?!
Это британский министр Борис Джонсон пару лет назад сказал, что из Англии футбол и еще какие-то игры, а что из Китая?
Вроде сказал чепуху, но в самом деле: мировое влияние КНР пока недостаточно, чтобы назвать его в чем-то лидером.
По валу он, может, и лидер, а теперь учтите, что народу там больше, чем в Штатах, в ЧЕТЫРЕ с лишним раза - и величие потускнеет. Ведь этот сопоставимый со Штатами вал нужно раскидывать на всю полуторамиллиардную толпу - что ж у толпы за уровень жизни, ведь миллиардеры завелись и в Поднебесной!
Причем вал именно ширпотреба? - потому что в технологичных отраслях Китай существенно уступает Штатам или Японии.
Возьмите китайский автопром: он выглядит скромно на фоне немецкого, японского или американского (и даже французского!) автопрома. Я помню эти заявы 2007 года, когда в Россию пришли "Чери Амулеты", "Бид Ф3" (в народе "Биде") и т.п. шлак: "Через 10 лет все будут ездить на китайцах!" Ну и как на самом деле через 12 лет?
Вот график за 2008-2017 гг.:
https://www.zr.ru/content/articles/906510-kitajtsy-za-million-komu-oni/Начав с 1.3% рынка, достигнув в 2013 году эпохальных 3.7% (102 тыщи всех чайнамобилей - на уровне продаж "Хенде Акцент" в 2007), они скатились в 2017 к 1.7% рынка.
О качестве лучшего и самого дорогого "китайца" достаточно прочитать в этих благожелательных тест-драйвах "ХавалаН9":
https://www.drive.ru/test-drive/haval/5633659895a65680af0001d6.htmlhttps://www.drive.ru/test-drive/haval/5ab11ca8ec05c4b52e000062.htmlНо самое главное выражено в следующем:
"Дизайн, интерьер, технические характеристики ― собеседникам нравится всё. А потом я произношу сакраментальное: «два миллиона сто сорок девять тысяч рублей» - и лица мгновенно меняются, интерес улетучивается" - в самом деле, в чем изюминка китайщины? Качество выросло, но и цена приблизилась к ценам проверенных Тойот и Митсубиши.
"Лада", скажем, остается самым дешевым автомобилем с не самым высоким, но приемлемым качеством - это лидер бюджетников, а что же чайнамобили? Как написали как-то на моем любимом Драйв.ру:
"неясно, как можно выбрать Solano II вместо Весты за те же деньги. Покупатель Лифана должен быть либо аллергиком на автомобили из Тольятти, либо вообще не разбираться, чем хорошее шасси отличается от никакого"//
https://www.drive2.ru/e/BnCFwEAAAvgВот-вот: цена такая же или выше, но чем китайцы лучше?!
Еще мне вспоминаются китайские болты и саморезы. Начинаешь их выкручивать, они крошатся и в итоге вместо аккуратного крестика для отвертки образуется невнятная лунка - такое вот качество металла, которого - да-да, они выплавляют больше всех в мире (вместе взятом, кажется).
"Боинг" и "Аэробус", "Бомбардье" и "Эмбраер" делают не в КНР, ага.
Да, он потихоньку стал строить до фига морских судов, и несколько лет назад даже перегнал Южную Корею (которая в 45 раз меньше по населению и в 860 - по территории!).
Военных технологий у них негусто на фоне развитых стран (хотя пакистанцы, конечно, впечатлены, не спорю). На танковом биатлоне у китайского супертанка отвалился каток:
https://www.youtube.com/watch?v=eeoRAB3Zntg (на 52 сек.)
А в другом месте каток погнулся:
https://42.tut.by/612645?crnd=13880Здесь можно почитать про китайские авианосцы:
https://life.ru/t/наука/972968/trietii_kitaiskii_avianosiets_budiet_osnashchion_parovoi_katapultoiЯдерной силовой установки там пока нету, а катапульта паровая (раньше был советский трамплин)
У амеров 11 ядерных авианосцев, последний из которых ("ДЖеральд ФОрд") - с электромагнитной катапультой. На подходе еще два таких:
http://nvo.ng.ru/armament/2017-12-15/8_977_usa.htmlДа! Еще тов. Спартако стал уверять меня, что не только китайцы ездят учиться в Штаты и другие места, а и американцы едут в Китай учиться!
Едут, бывает. Тем более что цены на обучение в КНР наверняка пониже штатовских. Вот цифры китайских студентов в мире:
https://ekd.me/2014/11/chinese-students/Вот тут пишут, что в магистрате и бакалавриате США обучается 270 тыщ китайцев:
https://news.rambler.ru/usa/38418656/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylinkА дальше там сообщается: "Всего в Китае в 2015-2016 учебном году обучалось 11 тыс. 689 студентов из США".
270 т. против 12 т. - вот и все влияние Китая на сегодняшний день...
ПО "Хуавей" покупал у Гугла. Говорят, что он вот-вот всех порвет: Сони, Самсунг, Моторолу и проч.
И я не против: вот-вот, скоро, лет через 30 примерно)).
Не спешите, друзья, Москва тоже не сразу строилась.