Вполне логично и ожидаемо, по итогам
прошлой статьи, получил немалую порцию гнилых помидоров. И особенно типичны (как и в других моих дискуссиях) обвинения в классическом интеллигентском соплежуйстве: мол, считаю я людей слишком хорошими, а описываемый мною идеал общества - розовенькая декадентская эльфятина, с рюшечками. И что примечательно, в
(
Read more... )
Я бы так сказал: проблема религиозного мышления в том, что оно ищет цели вне человека, некое сущностное целеполагание и генерацию смыслов делегирует внешнему авторитету, в то время как они ставятся и находятся в процессе самой человеческой деятельности, его бытия, то есть можно сказать что само бытие сакрально. Как пелось в одной песне, «а если поймёшь, что сансара - нирвана, то всяка печаль пройдёт».
А со словом «метафизика» вообще неприятная история получается, поскольку оно тысячи лет приобретало самые разные оттенки смыслов, сейчас ходовое значение «нечто потустороннее, не от мира сего, в принципе непознаваемое», между строк читай - божественное. Но оно же может означать и рассуждение о первопричинах бытия и вытекающих из них следствиях, векторах развития Вселенной. Каковые причины вовсе не обязательно предполагают какие-то сторонние, извне заданные цели и божественное провидение. Однако, наличие самого структурирования материи и упорядоченность её движения, т.е. существование законов природы, говорит нам о том, что движение это и соответственно развитие этой материи возможно не как угодно, а в неком коридоре возможностей, соответственно разумная жизнь должна - хотя бы ради собственного выживания - наличие оного коридора сознавать и свою деятельность соотносить с этими возможностями. Поелику ни камни, ни растения, ни звёзды ни думать не умеют, ни сознательные действия производить, то получается, что разумная жизнь здесь отвечает за всё. Сами боги. Или, другими словами - конструкторы Вселенной. От этого не отвертеться, если мы хотим говорить о каком-то развитии. Просто потому что каждая более высокая ступень развития вовлекает в оборот нашего существования всё более обширные участки космоса - сперва нашей собственной планеты, а затем несомненно и окружающего пространства. Соответственно и думать надо космически.
Reply
А вот получается, если бога нет, то всё позволено? От этого многих жуть берёт, потому как, привыкли в уютном мирке внешних правил жить, и сами для себя нормальную этическую систему разработать не в состоянии.
Reply
Но что хотел сказать: вот как Маркс переворачивал Гегеля с головы на ноги, но не вычёркивал его вообще, то же надо делать и с религией.
Reply
Reply
Reply
Reply
--
- Что такое Бог в религиозном смысле, мы не беремся судить, - сказал Капустин и как-то починовничьи перекрестился. - Тут много разных мнений. А в оперативном смысле это нейтральная и всесильная непостижимая сущность, которая никому не дает на себя смотреть, а сама видит все. Обычным людям про нее ничего не известно. Но чекисты по своим каналам получают кое-какие сведения. И масоны, конечно, тоже.
- И какие же сведения приходят по вашим каналам?
- Мне объясняли, - ответил Капустин, - что это как бы огромное око. Оно подобно бесконечной сфере и совпадает со всем космосом. Этот Глаз наблюдает все существующее и благодаря этому оно существует, так как бытие мира заключается именно в том, что Глаз его видит. Все формы возникают в нем и в нем же растворяются, и не имеют никакого отдельного от него существования. Но слова «глаз» и «видеть» - это всего лишь сравнения. Это не животное физическое видение, как у нас с вами. Это как бы, - Капустин пошевелил пальцами в воздухе, - такое особое прямое восприятие, нам с вами недоступное. Оно же есть и творение.
--
Товарищ Гегель,до того,как его на ноги перевернули, :) говорят,чувствовал его присутствие. И даже пытался предполагать,что именно он от нас хочет.
Reply
Reply
Leave a comment