"Нигде начальства не видно, и радость царит в мастерских..."

Oct 28, 2020 12:11




Из книги Джорджа Вудкока "Анархизм", 1962г.

Полная история анархисткой промышленной и сельскохозяйственной коллективизации в Испании пока еще не написана, и возможно, что больше не существует документов, на основе которых можно было бы это сделать. Но то, что сохранилось, свидетельствует о том, что эти эксперименты в значительной степени увенчались успехом. Испания с её традициями деревенской демократии и общинного предпринимательства была страной по природе своей приспособленной для таких начинаний. В сельских районах Наварры, Астурии и Пиренеев все еще существовали деревни, в которых обрабатываемые земли и пастбища находились в собственности общины по системе, которая в прошлом должна была быть более распространенной. Даже в сельских районах Юга, разделенных на большие поместья, все еще сохранялись традиции золотого века крестьянского коммунизма, и именно из этих районов набирали своих рабочих фабрики Барселоны. В своей пропаганде коллективизма испанские анархисты фактически апеллировали - как это часто делают анархисты - к ностальгической мечте о потерянном прошлом, так же как и к стремлению к лучшему будущему.


Начало коллективизации в деревнях и на фабриках было схожим. Землевладельцы в деревнях бежали, Гражданская Гвардия перебита или изгнана, а деревенский синдикат превращался в народное собрание, на котором каждый сельский житель мог напрямую участвовать в делах общины. Избирался административный комитет, но он работал под постоянным контролем населения, которое собиралось в полном составе не реже одного раза в неделю, чтобы ускорить наступление либертарного коммунизма. На заводах процесс был абсолютно аналогичным: комитет рабочих становился управленческим органом, ответственным перед общим собранием синдиката, а технические специалисты (иногда бывшие владельцы или управляющие) планировали производство в соответствие с мнениями рабочих.

Период практически полного рабочего контроля в Барселоне продолжался с июля по 24 октября 1936-го года, когда Женералитат, центральное правительство Каталонии, издал указ о коллективизации, признавший факт что рабочие несут ответственность за фабрики, но в то же время, создавший механизм координации, который стал первым этапом введения государственного надзора, а впоследствии и государственного контроля. Но более четырех месяцев с 19 июля до вступления в силу этого указа, фабрики Барселоны управлялись рабочими без помощи или вмешательства государства, а зачатую и без опытных управленцев.

Коммунальные службы работали по тому же принципу, и Барселона, большой современный город с большим количеством потребностей, продолжала функционировать благодаря НКТ с поразительной эффективностью. Как заметил английский либертарный писатель Вернон Ричардс:

О высоких организаторских способностях и интеллекте каталонских рабочих свидетельствует тот факт, что они смогли взять на себя управление железными дорогами и восстановить их работу с минимальной задержкой; все транспортные службы в Барселоне и её пригородах попали под контроль рабочих и работали более эффективно, чем раньше; что коммунальные службы, находящиеся под управлением рабочих, такие как телефон, газ, свет начали нормально работать менее чем через 48 часов после разгрома попытки мятежа генерала Годеда; что коллектив пекарей Барселоны следил за тем, чтобы пока у них есть мука (а Барселоне требовалось в среднем 3000 мешков в день), у жителей был хлеб (Lessons of the Spanish Revolution, London, 1953).

Менее пристрастный комментатор Франц Боркенау, прибывший через три недели после июльского мятежа, дает в The Spanish Cockpit (1937) очень похожее описание в результате непосредственного наблюдения:

Количество экспроприаций за несколько дней, прошедших с 19 июля просто невероятно [пишет он в своем дневнике 5 августа]. Однако во многих аспектах жизнь была гораздо менее беспокойной, чем я ожидал после сообщений в прессе за рубежом. Ходили трамваи и автобусы, была вода и свет.

Сообщения об эффективности коллективизированных заводов существенно отличаются, но нет сомнений в том, что некоторые из них не могли нормально работать из-за нехватки сырья. Однако Джеральд Бренан отмечает, что есть доказательства того, что во многих случаях коллективизация была эффективной «до вызывающей удивление степени» и в этом месте Боркенау снова осторожно, но благожелательно рассказывает о том, что он увидел 8 августа 1936-го года, когда посетил коллективизированные мастерские центрального автобусного депо в Барселоне:

Несомненно, предприятие, которое я увидел, было большим успехом НКТ. Всего через три недели после начала Гражданской Войны, и через две недели после окончания всеобщей забастовки, кажется, что все идет настолько гладко, как будто ничего не случилось. Я посетил людей у их машин. В помещениях было чисто, работа шла в обычном режиме. С момента социализации в мастерских отремонтировали два автобуса, доделали один, который был не закончен, и собрали один совершенно новый. На последнем была надпись «Собран под рабочим контролем». По утверждению руководства, автобус был собран за пять дней, по сравнению с семью днями при предыдущем руководстве. А это означает полный успех. Это было очень крупное предприятие, и его нельзя было сделать привлекательным для посетителей, если бы в действительности оно находилось в ужасном состоянии. Не думаю, что к моему визиту готовились…

Но даже несмотря на то, что нельзя поспешно делать обобщения на основе крайне благоприятного впечатления, произведенного конкретно этим производством, факт остается фактом: даже в самых благоприятных условиях, для группы рабочих, захвативших фабрику, возобновление её работы на полную мощность всего за несколько дней это выдающиеся достижение. Оно является ярким свидетельством общего уровня эффективности каталонских рабочих и организаторских способностей профсоюзов Барселоны.

На основании того, что нам известно об анархической коллективизации в городе, я думаю можно с полной уверенностью заявить, что коммунальные службы в городах и поселках работали так же слаженно, как и до Гражданской Войны, и что, по крайней мере, некоторые фабрики работали просто отлично. Испанские общинные традиции и длительное изучение анархических учений о добровольном сотрудничестве дали здесь хорошие плоды.

image Click to view



Previous post Next post
Up