Эти понятия находятся в диалектическом единстве: теория без практики мертва, практика без теории слепа.
А как быть, если теория отсутствует? В частности, теория коммунизма.
Для создания теории коммунизма Маркс взял за основу французский утопический социализм. Но позвольте, утопический социализм был проверен на практике и показал свою несостоятельность. Значит, его идеи неверны.
Только другого-то ничего не было, пришлось довольствоваться утопией. Основоположники марксизма добавили туда кое-что придуманное из собственных голов и посчитали задачу выполненной.
Проверять на практике марксову гипотезу коммунизма досталось русским. Проверили - полная лажа оказалась. Ничего не вышло, только народу положили множество.
И зареклись, закаялись люди верить голословным лозунгам и призывам «ввязаться в бой, а там посмотрим». Нет уж, мил человек, коли ты вознамерился нас коммунизмом осчастливить, проверь, будь любезен, свои фантазии на практике и нам результаты представь.
С тех пор желающих «осчастливить» народ меньше не стало. Наоборот - тучными стадами ходят и языками молотят. Создают партии, партийки, секты, спорят, кто более правильно трактует те или иные формулировки. Ругаются, за грудки соперников хватают, клеймят друг друга ренегатами, троцкистами и прочими погаными словами.
А как же с практикой - критерием истины? Да никак! Не нужна им проверка практикой, гораздо приятнее в Интернете шорох наводить пустопорожним трепом, рисоваться перед такими же трепачами.
И тут появляюсь я, весь в белом предлагается иной метод - от практики к теории. Сначала найти в жизни примеры эмпирическим путем достигнутых коммунистических отношений, а потом, выявив закономерности, создать на их основе теорию коммунизма.
Примеры я нашел, представил их в предыдущих текстах. Что тут началось! И то не так, и сё не соответствует личным тараканам запальчивого критика. На что я неизменно и смиренно отвечал: подкрепите ваши слова практическими примерами.
Ни один не смог доказать примерами из жизни свою правоту (просто ввиду отсутствия таких примеров). Угрюмо замолчали, пришипились, как тот Собакевич. Против практики трудно идти, я понимаю, но ведь нужно иметь мужество признать правоту собеседника открыто.