Многие слышали об успехах великого педагога Антона Семеновича Макаренко, создавшего систему коммунистического воспитания.
Но что было ключевым звеном этой системы? Что обеспечивало не просто перевоспитание малолетних преступников, но именно коммунистическое воспитание подростков и молодежи?
(
Read more )
ИМХО, имеет сходство (конечность задачи, ограниченность по времени деятельности группы) с современной групповой проектной деятельностью в менеджменте и образовании.
P.S. Также есть сходство с армейской практикой: в группе военнослужащих совместно выполняющих задачу (даже если их два человека) назначается командир (старший).
Reply
"Постоянные командиры почти никогда не назначали себя командирами сводных, полагая, что они и так имеют нагрузку. Командир постоянного отряда отправлялся на работу простым рядовым участником сводного отряда и во время работы подчинялся временному комсводотряда, часто члену своего же постоянного отряда. Это создавало очень сложную цепь зависимостей в колонии, и в этой цепи уже не мог выделиться и стать над коллективом отдельный колонист".
Сходство с упомянутыми Вами проектными группами чисто внешнее. У Макаренко главное то, что все коммунары возглавляли сводные отряды по очереди (согласно "сетке сводных"). Чего никогда не бывает с проектными группами, которые возглавляются "лучшими".
А вот армейский пример подходит. Недаром КПСС разгромила так называемую "дедовщину": власти никак не устраивал "конечный продукт" армии и флота - слишком коммунистически настроенными выходили дембеля.
Reply
Reply
Его главным воспитательным орудием было именно производство, причем производство реальное, не учебное. А формой - разновозрастные (это принципиально важно) отряды.
Примечательно, что и Ваши детские воспоминания связаны не со школой и ее классами, а с разновозрастными юнармейскими отрядами.
Наиболее ярко макаренковская методика применялась во всесоюзном пионерлагере "Орленок", впоследствии разогнанном за "антисоветчину".
Что касается армии, то о коммунистических элементах в воинском воспитании стоит поговорить отдельно.
Обращаю Ваше внимание на то, что любое подразделение - это разновозрастной (по срокам службы) отряд. Сходство с макаренковской системой налицо.
Reply
Reply
Трудовые коллективы действительно состоят из индивидов разного возраста, однако этот фактор роли не играет, поскольку люди по возрастам не структурированы. Между 25 и 35-летним работником разницы особой нет.
А вот учебные либо воинские коллективы очень даже структурированы по возрастам. Первоклассник и десятиклассник, первокурсник и выпускник, салага и дембель - между ними пропасть. И ступеньки возрастной лестницы от низших к высшим.
Reply
У нас была своя "Юнармия" (армейская, к всесоюзной она отношения не имела).
Распределение в лагере по отрядам было именно по возрастному признаку.
"Между 25 и 35-летним работником разницы особой нет.
А вот учебные либо воинские коллективы очень даже структурированы по возрастам. Первоклассник и десятиклассник, первокурсник и выпускник, салага и дембель - между ними пропасть. "
Ну так и сравнивали бы не 25- и 35-летних, а 18-летнего работника с 65-летним. Между ними тоже "пропасть". Начиная от опыта работы, заканчивая "ступеньками возрастной лестницы".
Reply
- А вы эту дедовщину живьем видели? Я видел. Это уголовный беспредел. Ничего коммунистического в этом не просматривается. Слабые из нее выходят покалеченными унижениями, а те кто не брезгует дедовать - покалеченными безнаказанной властью над слабыми.
Reply
Насколько я могу оценить Ваш возраст по аватару, Вы служили в 80-ых. Тогда Вы действительно застали беспредел, ставший следствием борьбы с дедовщиной.
Борьба эта началась в первой половине 70-ых, я застал ее начало, видел подлые методы "комиссаров" и бессилие командиров. Ну, и результаты, естественно. Особенно пагубным последствием стали национальные землячества.
Reply
Не соглашусь с исключением меня из наблюдателей явления. Я ведь видел не только его само (или, как вы утверждаете, следствие борьбы с ним), но и как это происходит. Молодежь армейского возраста просто недостаточно зрелая чтобы самостоятельно сопротивляться соблазнам власти над себе подобными. Дай им достаточную свободу, и начинается самовоспроизводящаяся цепная реакция злоупотреблений, потому что диктует правила здесь сильнейший, а не мудрейший. Вероятно это можно трансформировать в конструктивное макаренковское кураторство старших над младшими, - но только под постоянным присмотром офицеров. Которым наоборот удобнее чтобы оно как-то само там внизу крутилось.
Reply
Мое поколение застало еще ту армию, которая с полным основанием считалась "школой жизни". И не просто жизни в бытовом смысле слова. Она была, в некотором роде, и "школой коммунистических отношений". Как раз вследствие этого армия очень не нравилась КПСС. Ведь выпускники армейской школы создавали потом проблемы насквозь прогнившей номенклатурной камарилье. Кстати, это касалось не только демобилизованных солдат и матросов, но и офицеров, выходящих в запас.
Reply
Reply
А двух властей ведь быть не может. Либо власть у всех, либо она у немногих. Отсюда и весьма болезненная реакция на элементы коммунизма со стороны этих самых "немногих" (партгосноменклатуры).
Что касается "внутренней мысленной модели", то я стараюсь постепенно довести ее до ширнармасс данного сообщества. Уже подготовил второй материал, скоро выложу.
Reply
Reply
Коммунистические отношения, как и любые другие общественные отношения, - это отношения между людьми в процессе их производственной и социальной деятельности.
Это просто такие "правила игры", которым предлагается следовать индивиду.
А если общество будет исходить из потребностей индивида, то оно действительно скатится в первобытное состояние. Или превратится в "общество потребления", которое недалеко от первобытного ушло.
Reply
Именно потребности первичны в понимании того, как ведут себя люди.
Reply
Leave a comment